РУС ENG 

Аудит федерального бюджета

Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет единую систему контроля Счетной палаты за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Он существенно дополняется тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в соответствии с планом работы Счетной палаты, по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 13 и 18 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», стандартом государственного аудита СГА 201 «Предварительный аудит формирования федерального бюджета», стандартом финансового контроля СФК 204 «Предварительный контроль формирования проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период представляет собой комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке и анализу обоснованности показателей проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, нормативной методической базы их формирования. На основе полученных данных подготавливается заключение на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, которые после рассмотрения и утверждения Коллегией Счетной палаты представляются в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

В ходе предварительного аудита осуществляется:

  • определение соответствия проектов федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации действующему законодательству;
  • определение обоснованности и достоверности показателей, содержащихся в проектах федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • оценка проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации как инструментов социально-экономической политики государства, их соответствия положениям посланий Президента Российской Федерации и иным программным документам;
  • оценка качества прогнозирования доходов федерального бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

Результаты работы

Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета осуществляется в соответствии со статьями 13 и 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и положениями стандарта государственного аудита СГА 202 «Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета».

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата анализирует полноту и своевременность поступлений доходов федерального бюджета, кассовое исполнение федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

Ежеквартально Счетная палата представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводится анализ данных о доходах, расходах и об источниках финансирования дефицита федерального бюджета. Форма оперативного доклада утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.

Для обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для подготовки Счетной палатой ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения бюджета, в Российской Федерации устанавливается обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством Российской Федерации по представлению Счетной палаты.

Данные оперативного анализа хода исполнения федерального бюджета и контроля за организацией его исполнения в текущем финансовом году используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Оперативный доклад подготавливается на основании результатов оперативного контроля исполнения федерального бюджета в текущем году, проверок, проведенных Счетной палатой, расходных расписаний и расчетных документов на осуществление операций с бюджетными средствами, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями.

Оперативный доклад содержит подробные сведения о поступлении доходов в федеральный бюджет, расходовании бюджетных средств, источниках финансирования дефицита бюджета, информацию о реализации государственных программ Российской Федерации, движении средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, выделении бюджетных средств на формирование имущества государственных корпораций. К докладу прилагается аналитическая записка, содержащая информацию не только о ходе исполнения бюджета, но и о макроэкономической ситуации на каждую отчетную дату, которая направляется Председателю Правительства Российской Федерации.

В рамках оперативного контроля осуществляется подготовка заключений Счетной палаты на законопроекты о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Результаты работы

Последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 13 и 20 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и на основании стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета» и стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 205 «Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Последующий контроль представляет собой комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году. Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и подготавливает заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета. Заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета представляются в Государственную Думу и Совет Федерации.

Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и подготавливает заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. Заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляется в Правительство Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет проверку отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и подготавливает заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации представляются в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляются в Правительство Российской Федерации.

Результаты работы

Наверх