РУС ENG 

Бюллетень Счетной палаты №3 (март) 2019 г.

БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации

№ 3 (255) 2019

Содержание


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию инвестиционного проекта с государственным участием «Развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуреченск - Тайшет» в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года»»   В.Н. БОГОМОЛОВ........................................ 4


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности управления в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года имуществом, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации»   С.Ю. ОРЛОВА............................................................ 35


Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия «Проверка целевого и результативного использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных на реализацию плана комплексного социально-экономического развития г. Свободного Амурской области, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года № 1566-р, а также на создание объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», в 2017 году и истекшем периоде 2018 года» (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) Ю.В. РОСЛЯК, О.М. БРОДСКАЯ.............................................................................. 75

+Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ Методик прогнозирования доходов главных администраторов доходов федерального бюджета в части соответствия законодательству Российской Федерации и единообразия применяемых ими методов при планировании доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,

а также анализ результативности практического применения методов планирования доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года»»   М.С. РОХМИСТРОВ.......................................................... 102


Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в части обеспечения прав коренных малочисленных народов в 2013-2018 годах» Т.В. БЛИНОВА.................................................. 135


Отчет о результатах параллельного контрольного мероприятия «Проверка результативности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделенных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2017 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации)   М.С. РОХМИСТРОВ, Ю.В. РОСЛЯК........................................................ 170


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка результативности и эффективности расходования в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных на финансовое обеспечение государственных услуг по реализации образовательными организациями высшего образования образовательных программ»   М.А. МЕНЬ....................................................................................................... 222


Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ полноты, обоснованности, результативности и эффективности расходования в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных на финансовое обеспечение государственных услуг по реализации образовательными организациями высшего образования образовательных программ»   М.А. МЕНЬ................................................................ 273


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования иных межбюджетных трансфертов (субсидий), предоставленных из федерального бюджета на содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе для подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу в 2015-2017 годах и истекшем периоде 2018 года»   В.Н. БОГОМОЛОВ................... 307


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Оценка эффективности и результативности предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации по кредитам, привлекаемым российскими юридическими лицами в целях реализации ими на территории Российской Федерации инвестиционных проектов на основе проектного финансирования, в 2015-2017 годах и истекшем периоде 2018 года»   Т.Н. МАНУЙЛОВА. 339


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств займа Международного банка реконструкции и развития на реализацию проекта № 7983-RU «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2011-2017 годах и за истекший период 2018 года»   Т.Н. МАНУЙЛОВА.................... 371


Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, направленных в 2017 году и истекшем периоде 2018 года на выполнение мероприятий по защите лесов Российской Федерации» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации   А.А. КАУЛЬБАРС    418





ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия
«Проверка использования средств федерального бюджета,
направленных на реализацию инвестиционного проекта
с государственным участием «Развитие железнодорожной
инфраструктуры общего пользования на участке
Междуреченск - Тайшет» в 2016-2017 годах
и истекшем периоде 2018 года» 


Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации

28 декабря 2018 года


Основание для проведения контрольного мероприятия

Пункт 3.9.0.6.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год.

Предмет контрольного мероприятия

Договоры (соглашения) о предоставлении взносов Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Компания) на цели реализации инвестиционного проекта с государственным участием «Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги»; документы стратегического планирования; нормативные правовые акты, правоустанавливающие документы, регламентирующие деятельность объекта контроля по обеспечению реализации инвестиционного проекта с государственным участием «Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги»; бухгалтерская, бюджетная, финансовая и статистическая отчетность, регистры бухгалтерского и бюджетного учета, первичные и иные документы, подтверждающие совершение операций объектом контроля; инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2016-2019 годы.

Объект контрольного мероприятия

ОАО «РЖД».

Срок проведения контрольного мероприятия

С 15 октября по 28 декабря 2018 года.

Цель контрольного мероприятия

Анализ финансового обеспечения и хода реализации инвестиционного проекта с государственным участием «Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги», направленного на решение задачи по освоению перспективного грузопотока в направлении портов Дальнего Востока (далее - инфраструктурный проект).

Проверяемый период деятельности

2016-2017 годы и истекший период 2018 года.

Краткая характеристика проверяемой сферы формирования,

управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами

и деятельности объекта проверки

Инфраструктурный проект реализуется ОАО «РЖД» с 2010 года. С 2013 года инфраструктурный проект софинансируется в том числе за счет бюджетных ассигнований в виде взносов в уставный капитал Компании. Срок реализации инфраструктурного проекта с государственным участием, в соответствии с паспортом, утвержденным заместителем генерального директора ОАО «РЖД» О.В. Тони 10 апреля 2018 года (далее - паспорт проекта), установлен на 2013-2019 годы. При этом в соответствии с договорами на выполнение строительно-монтажных работ, заключенными ОАО «РЖД» в рамках реализации инфраструктурного проекта, плановый срок ввода в эксплуатацию 13 из 22 объектов, входящих в его состав, установлен на 2020 год, что не соответствует паспорту проекта.

Общая стоимость инфраструктурного проекта, определенная паспортом проекта, составляет 45613,7 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 35712,2 млн. рублей, средства ОАО «РЖД» - 9901,5 млн. рублей.

Общая протяженность участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги - 1289,3 км. Инфраструктурный проект предусматривает строительство вторых главных путей, разъездов, четных парков, станций, тоннелей и соединительных путей на указанном участке.

Функции заказчика по инфраструктурному проекту выполняет филиал ОАО «РЖД» - Дирекция капитального строительства сетей связи (ДКСС).

Результаты контрольного мероприятия

1. Оценка обоснованности и согласованности целей, задач,
сроков и рисков реализации инфраструктурного проекта с иными
инвестиционными проектами, оказывающими прямое
или косвенное влияние на его результаты

Паспортом проекта определены следующие инвестиционные проекты, оказывающие прямое или косвенное влияние на его результаты:

1.1. Целью инфраструктурного проекта является освоение в 2020 году перспективного грузопотока, в первую очередь обеспечение перевозки грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл - Курагино в объеме 15 млн. т, в том числе вывоз угля из Элегестского каменноугольного месторождения в объеме 12 млн. т в направлении портов Дальнего Востока.

В соответствии с соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «РЖД» и ЗАО «ТЭПК» от 17 октября 2013 года, ЗАО «ТЭПК» намеревалось обеспечить предоставление для перевозки от станции Курагино не более 15 млн. т каменного угля к концу 2018 года. Письмом ЗАО «ТЭПК» от 20 января 2016 года № 20/ИВ данные параметры были подтверждены. Однако в связи с отсутствием железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино запланированный к вывозу объем каменного угля в настоящее время ЗАО «ТЭПК» не подтвержден.

Соответственно, прямое влияние на результаты реализации инфраструктурного проекта имеет проект строительства железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино, который реализуется в рамках концессионного соглашения от 17 мая 2018 года на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино между Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) и ЗАО «ТЭПК».

В соответствии с данным концессионным соглашением срок ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино протяженностью 410 км установлен на март 2023 года, что превышает срок реализации инфраструктурного проекта на 4 года (2019 год). Следовательно, мероприятия, направленные на реализацию инфраструктурного проекта и строительство железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино не синхронизированы, что влечет риски недостижения цели инфраструктурного проекта - освоение в 2020 году перспективного грузопотока с железнодорожной линии Кызыл - Курагино в объеме 15 млн. т, в том числе вывоз угля из Элегестского каменноугольного месторождения в объеме 12 млн. т в направлении портов Дальнего Востока.

1.2. За период реализации инфраструктурного проекта паспорт проекта неоднократно переутверждался. Сравнительный анализ положений паспорта проекта от 27 декабря 2016 года и от 10 апреля 2018 года показал следующее.

В составе качественных показателей проекта значение показателя «Увеличение пропускной способности» на участке Саянская - Уяр снижено с 66 до 42 пар поездов/сутки к 2020 году. Значение показателя «Увеличение протяженности главного пути на железнодорожных шпалах» снижено в 2018 году с 26,5 до 10,1 км, в 2019 году - с 53,2 до 51,9 километра.

Из перечня объектов инвестиций, входящих в состав инфраструктурного проекта, исключен объект «Пост ЭЦ ст. Теба» стоимостью 110,0 млн. рублей. При этом общая стоимость инфраструктурного проекта не снижена и составляет 45613,7 млн. рублей.

2. Анализ соблюдения ОАО «РЖД» условий, целей и порядка предоставления взносов в уставный капитал компании на цели реализации инфраструктурного проекта, установленных нормативными правовыми актами, условиями договоров (соглашений) о предоставлении из федерального бюджета взносов в уставный капитал ОАО «РЖД»

Росжелдор в 2013-2015 годах по договорам передачи акций в счет бюджетных инвестиций с ОАО «РЖД» направил на реализацию инфраструктурного проекта бюджетные ассигнования в виде взносов в уставный капитал Компании на общую сумму 35712,2 млн. рублей, в том числе:

Следовательно, по состоянию на начало 2016 года ОАО «РЖД» были привлечены бюджетные инвестиции на реализацию инфраструктурного проекта в полном объеме. По причине низкого уровня освоения бюджетных ассигнований в течение 2016 года неиспользованный остаток взносов в уставный капитал сократился с 25164,6 млн. рублей до 20474,0 млн. рублей (4690,6 млн. рублей).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2017 года № 473-р ОАО «РЖД» в 2017 году направило часть неиспользованного остатка в размере 10000,0 млн. рублей на цели реализации инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск».

Дополнительными соглашениями от 31 марта 2017 года № 5, № 3 и № 4 к договорам бюджетных инвестиций № 01-05/282/762, № 01-05/242 и № 01-05/140/80д срок ввода в эксплуатацию объектов инфраструктурного проекта перенесен с 2016 на 2019 год.

Кроме того, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1895-р ОАО «РЖД» направило часть неиспользованного остатка в размере 5000,0 млн. рублей на цели реализации инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла».

2.1. В соответствии с договором № 01-05/140/80д Росжелдор платежным поручением от 30 мая 2014 года № 887 перечислил на расчетный счет ОАО «РЖД» № 40702.810799991184050 в Банк ВТБ (ПАО) 12960704,3 тыс. рублей.

Согласно пункту 1.4 договора № 01-05/140/80д денежные средства подлежат использованию на цели реализации следующих приоритетных проектов:

В соответствии с пунктом 3.2.9 договора № 01-05/140/80д ОАО «РЖД» приняло на себя обязательства осуществлять целевое и эффективное использование средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно выписке из лицевого счета Компании № 40702.810799991184050 в Банк ВТБ (ПАО) ОАО «РЖД» 30 мая 2014 года разместило часть средств бюджетных инвестиций на сумму 12500000,0 тыс. рублей, поступивших по договору № 01-05/140/80д, в депозит по договорам от 26 декабря 2012 года № 1291 на сумму 2500000,0 тыс. рублей и № 1283 на сумму 4000000,0 тыс. рублей, и № 1289 - на сумму 6000000,0 тыс. рублей.

По итогам 2014 года ОАО «РЖД» использовало на цели реализации инфраструктурного проекта 157000,0 тыс. рублей, или только 1,8 % от объема бюджетных инвестиций, привлеченных по договору № 01-05/140/80д (8452900,0 тыс. рублей).

2.2. Остатки бюджетных инвестиций 2013-2014 годов учитывались до 2017 года в составе общих остатков средств на центральном расчетном счете ОАО «РЖД».

Проценты на сумму 2379209,8 тыс. рублей израсходованы ОАО «РЖД» в рамках ведения хозяйственной деятельности Компании.

2.3. В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в 2017 году остатки средств, направленных на цели реализации инфраструктурного проекта, были размещены на лицевых счетах Федерального казначейства.

2.4. По состоянию на 1 октября 2018 года ОАО «РЖД» освоено средств федерального бюджета на сумму 19603,7 млн. рублей. В 2016 году освоено бюджетных инвестиций на сумму 4511,7 млн. рублей, в 2017 году - 3273,5 млн. рублей. За 9 месяцев 2018 года освоение составило 1124,7 млн. рублей. Согласно подпункту «б» пункта 3 Требований к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 года № 190, договором о предоставлении бюджетных инвестиций устанавливаются показатели результативности предоставления бюджетных инвестиций и их значения.

Пунктом 4.4 договора от 27 апреля 2018 года № 01-05/48/96д, дополнительным соглашением от 4 июня 2018 года № 8 к договору от 31 июля 2015 года № 01-05/242, дополнительным соглашением от 4 июня 2018 года № 7 к договору № 01-05/282/762 и дополнительным соглашением от 4 июня 2018 года № 6 к договору от 27 мая 2014 года № 01-05/140 предусмотрена ответственность в случае невыполнения Компанией показателей эффективности использования предоставленных бюджетных инвестиций в соответствующий период в виде штрафа в размере 5 % от суммы средств, не использованных в целях реализации проекта. Показатель считается достигнутым при целевом использовании ОАО «РЖД» 90 и более процентов средств, предоставленных в целях реализации проекта, по состоянию на 31 декабря года, в котором указанные средства подлежали направлению на реализацию соответствующего проекта.

Вышеуказанными дополнительными соглашениями от 4 июня 2018 года внесены изменения в приложения № 1 к договорам передачи акций в счет бюджетных инвестиций в части изменения показателей эффективности использования бюджетных инвестиций на фактические объемы освоения денежных средств в 2015-2017 годах, что противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 года № 190.

3. Анализ достоверности определения стоимости работ
по строительству объектов, включенных в инфраструктурный проект,
в соответствии с проектно-сметной документацией и заключенными
договорами (контрактами) на выполнение строительных работ
и приобретение оборудования

По результатам ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении инвестиционных проектов, реализуемых ОАО «РЖД» с привлечением средств федерального бюджета, Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала необходимость прекращения практики осуществления Компанией капитальных вложений без наличия положительных заключений государственной экспертизы на проектно-сметную документацию.

В материалах по результатам контрольных мероприятий приводились примеры превышения фактических расходов ОАО «РЖД» на выполнение строительно-монтажных работ и приобретение оборудования над сметной стоимостью, впоследствии получившей положительное заключение государственной экспертизы.

Вместе с тем в нарушение части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации ОАО «РЖД» в проверяемом периоде осуществляло работы на следующих объектах инфраструктурного проекта, положительное заключение по которым на дату завершения контрольного мероприятия отсутствовало:

Проверка достоверности определения стоимости работ на объектах инфраструктурного проекта показала следующее.

3.1. Объект «Строительство вторых путей на перегоне
Лукашевич - Кравченко»

Общая стоимость объекта в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 7 июля 2017 года № 203-17/КРЭ-1931/05 в текущих ценах IV квартала 2016 года составила 1735898,7 тыс. рублей, в том числе: СМР - 1203991,0 тыс. рублей, оборудование - 420642,2 тыс. рублей, ПИР - 90262,6 тыс. рублей.

В целях строительства указанного объекта ОАО «РЖД» заключило дополнительное соглашение от 15 апреля 2014 года № КРУ МТ-140927/Крас (далее - дополнительное соглашение № КРУ МТ-140927/Крас) к договору от 9 апреля 2014 года № 140893 с АО «РЖДстрой» (далее - рамочный договор). Согласно дополнению от 6 июня 2018 года № 18 к дополнительному соглашению № КРУ МТ-140927/Крас общая стоимость работ составила 1323071,2 тыс. рублей, в том числе: в 2014-2016 годах - 659642,8 тыс. рублей, в 2017 году - 248764,6 тыс. рублей и в 2018 году - 414663,8 тыс. рублей.

Кроме того, ОАО «РЖД» заключило договор строительного подряда с ООО «ПСК Ремпуть» от 19 апреля 2016 года № КРУ МТ-160624/КРАС на установку верхней части железнодорожных путей. В соответствии с дополнительным соглашением от 25 сентября 2017 года № 6 к указанному договору стоимость СМР составила 128707,75 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 33039,65 тыс. рублей, в 2017 году - 47833,0 тыс. рублей и в 2018 году - 47833,0 тыс. рублей.

В ходе проверки стоимость строительно-монтажных работ была переведена в текущие цены с учетом прогнозных коэффициентов индексов-дефляторов, установленных Минэкономразвития России в прогнозе социально-экономического развития России.

В результате стоимость строительно-монтажных работ по заключенным договорам превышает стоимостные показатели сметы на 194717,5 тыс. рублей, что свидетельствует о наличии рисков неэффективного использования средств федерального бюджета.

Согласно данным бухгалтерского учета стоимость незавершенного строительства по состоянию на 30 сентября 2018 года составляет 1101692,1 тыс. рублей.

Работы по объекту начаты в 2013 году. Плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - 2016 год, перенесен на 2019 год. Процент технической готовности объекта на 1 октября 2018 года - 72 процента.

3.2. Объект «Строительство вторых путей на перегоне
Ирба - Красный Кордон»

Общая стоимость объекта в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 23 июня 2017 года № 176-17/КРЭ-1939/05 в текущих ценах I квартала 2017 года составила 3501463,38 тыс. рублей, в том числе: СМР - 2308681,06 тыс. рублей, оборудование - 502456,76 тыс. рублей, ПИР - 126572,64 тыс. рублей.

Между ОАО «РЖД» и АО «РЖДстрой» заключено дополнительное соглашение от 15 апреля 2014 года № КРУ МТ-140930/КРАС к рамочному договору (далее - дополнительное соглашение № КРУ МТ-140930/КРАС) стоимостью 1659055,7 тыс. рублей.

В нарушение требований пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации во II квартале 2014 года, т.е. до даты выдачи разрешения на строительство, ОАО «РЖД» приняты строительно-монтажные работы на сумму 415455,21 тыс. рублей.

Для выполнения полного комплекса строительно-монтажных работ ОАО «РЖД» заключен договор строительного подряда с ООО «ПСК «Ремпуть» от 19 апреля 2016 года № КРУ МТ-160624/КРАС стоимостью 573718,7 тыс. рублей, сроком реализации до 25 декабря 2017 года. Дополнительным соглашением от 25 сентября 2017 года № 6 к договору срок выполнения работ продлен до 25 декабря 2018 года.

ОАО «РЖД» заключены 4 договора с АО «Росжелдорпроект» на осуществление авторского надзора за строительством на объекте на общую сумму 5044,5 тыс. рублей. При этом пунктом 2.5.6 положительного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта, затраты на проведение авторского надзора исключены из сметной стоимости объекта.

По состоянию на дату завершения контрольного мероприятия на объекте, согласно актам к договорам на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством оплачено 1235,2 тыс. рублей, что повлекло неэффективное использование Компанией средств на указанную сумму.

В целях комплектования объекта оборудованием ОАО «РЖД» заключены 20 договоров поставки. Общая стоимость поставляемого оборудования в соответствии с договорами поставки (с учетом дополнительных соглашений) составляет 864433,6 тыс. рублей и превышает стоимость оборудования, определенную государственной экспертизой, на 361976,8 тыс. рублей, что влечет риски неэффективного использования средств федерального бюджета на указанную сумму.

Согласно накладным на дату завершения контрольного мероприятия на объекте по договорам поставки оборудования оплачено 478080,5 тыс. рублей.

Согласно данным бухгалтерского учета стоимость незавершенного строительства по состоянию на 30 сентября 2018 года составляет 2044561,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1939361,0 тыс. рублей, средств ОАО «РЖД» - 105200,0 тыс. рублей. Планируемая дата ввода объекта в эксплуатацию - 2019 год. По состоянию на 30 сентября 2018 года техническая готовность объекта - 68 процентов.

3.3. Объект «Четный парк на станции Иланская»

Общая стоимость строительства объекта в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 28 декабря 2017 года № 441-17/КРЭ-1760/05 составляет в текущих ценах III квартала 2017 года 2355249,95 тыс. рублей, в том числе: СМР - 1470073,77 тыс. рублей, оборудование - 698968,63 тыс. рублей, ПИР - 108547,02 тыс. рублей.

В целях строительства объекта между ОАО «РЖД» и АО «РЖДстрой» заключен договор строительного подряда от 25 марта 2013 года № МТ-130870/Крас стоимостью 1482090,6 тыс. рублей (с учетом дополнительного соглашения от 27 октября 2016 года № 16).

В целях выполнения комплекса работ на объекте ОАО «РЖД» заключен договор строительного подряда от 19 августа 2016 года № КРУ МТ-162060/КРАС с ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». Цена комплекса работ по данному договору составляет 4254,8 тыс. рублей. Согласно справке КС-3 от 31 октября 2016 года № 1 стоимость выполненных работ составила 3335,3 тыс. рублей.

Общая стоимость заключенных договоров на строительно-монтажные работы составляет 1486345,4 тыс. рублей и превышает стоимость строительно-монтажных работ, определенную государственной экспертизой, на 16271,6 тыс. рублей, что влечет риски неэффективного использования средств федерального бюджета на указанную сумму.

Кроме того, ОАО «РЖД» заключены 3 договора с АО «Росжелдорпроект» на осуществление авторского надзора в общей сумме 2901,9 тыс. рублей. Фактически оплачено работ на 2669,5 тыс. рублей, что повлекло неэффективное использование средств на указанную сумму. Пунктом 2.5.2 положительного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта затраты на проведение авторского надзора исключены из сметной стоимости объекта.

В целях комплектования объекта оборудованием ОАО «РЖД» заключены 18 договоров поставки. Общая стоимость поставляемого оборудования в соответствии с договорами поставки (с учетом дополнительных соглашений) составляет 810357,1 тыс. рублей и превышает стоимость оборудования, определенную государственной экспертизой, на 111388,5 тыс. рублей.

По состоянию на дату завершения контрольного мероприятия на объекте, согласно накладным к договорам поставки оборудования оплачено 738529,8 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании ОАО «РЖД» средств на сумму 39561,2 тыс. рублей.

3.4. Объект «Строительство двухпутной вставки
на перегоне Кой - Хабайдак»

Общая стоимость строительства объекта в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 24 марта 2017 года № 071-17/КРЭ-2778/05 в текущих ценах IV квартала 2016 года составляет 1228568,2 тыс. рублей, в том числе: СМР - 914477,3 тыс. рублей, оборудование - 169344,8 тыс. рублей, ПИР - 92608,36 тыс. рублей. Работы по объекту начаты в 2016 году.

Расчетным путем, с учетом прогнозных коэффициентов индексов-дефляторов, установленных Минэкономразвития России в прогнозе социально-экономического развития России, стоимость строительно-монтажных работ переведена в текущие цены.

Общая стоимость заключенных договоров на строительно-монтажные работы превышает стоимость работ, определенную государственной экспертизой, на 63933,1 тыс. рублей, что влечет риски неэффективного использования средств федерального бюджета на указанную сумму.

3.5. Объект «Строительство разъезда на перегоне Агул - Коростелево»

Общая стоимость строительства объекта в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 2 декабря 2016 года № 364-16/КРЭ-2513/05 в текущих ценах III квартала 2016 года составляет 697024,9 тыс. рублей, в том числе: СМР - 571181,6 тыс. рублей, оборудование - 90524,0 тыс. рублей, ПИР - 29829,4 тыс. рублей.

Согласно данным бухгалтерского учета стоимость незавершенного строительства по состоянию на 30 сентября 2018 года составляет 551911,0 тыс. рублей. Работы на объекте начаты в 2014 году. Процент технической готовности на 1 октября 2018 года - 74 процента.

В соответствии с КС-3 от 31 июля 2018 года № 25 стоимость выполненных работ с начала проведения работ составила 387388,8 тыс. рублей.

В ходе проверки расчетным путем, с учетом прогнозных коэффициентов индексов-дефляторов, установленных Минэкономразвития России в прогнозе социально-экономического развития России, стоимость строительно-монтажных работ переведена в текущие цены.

Общая стоимость заключенных договоров на строительно-монтажные работы превышает стоимость работ, определенную государственной экспертизой, на 203282,8 тыс. рублей, что влечет риски неэффективного использования средств федерального бюджета на указанную сумму.

Проверка показала, что финансирование работ по строительству и реконструкции объектов инфраструктурного проекта в проверяемом периоде при отсутствии проектной и сметной документаций, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке, повлекли за собой:

4. Проверка процедур осуществления закупок товаров (работ, услуг)
для целей реализации инфраструктурного проекта,
включая планирование и обоснование закупок,
проведение конкурентных процедур
по выбору поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

В проверяемом периоде планирование, организация и проведение закупок ОАО «РЖД» осуществлялись в соответствии с положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 17 июля 2014 года № 1663р (далее - положение о закупках (действовало с января 2016 по июнь 2018 года), положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 12 июля 2018 года № 1481/р (далее - положение о закупках (действовало с июля 2018 года по настоящее время). Положения о закупках разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ).

4.1. Пунктом 159 Положения о закупках ОАО «РЖД» устанавливаются обязательные требования к участникам закупки, в том числе к наличию необходимого количества специалистов определенного уровня квалификации для исполнения договора.

Пунктом 2.5 аукционной документации на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на 7 объектах инфраструктурного проекта установлены требования к участникам аукциона № 820/ОАЭ-ДКСС/16 в части наличия монтеров пути в количестве - не менее 25 специалистов.

В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:

В сведениях о кадровом составе, представленных участником аукциона - ООО «ПСК «Ремпуть», потверждено наличие монтеров пути 5 разряда в количестве - 21 единицы и монтеров пути 4 разряда в количестве - 12 единиц в ООО «Управление механизации «Ремпуть» - дочернем обществе участника аукциона.

Проверка показала, что в штатном расписании ООО «ПСК «Ремпуть» и ООО «Управление механизации «Ремпуть», представленном в составе аукционной заявки, данные должности отсутствуют. Несмотря на вышеизложенное, согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок от 4 апреля 2016 года № 820/ОАЭ-ДКСС/16/2 в нарушение квалификационных требований, установленных пунктом 2.5 аукционной документации, заявка ООО «ПСК «Ремпуть» признана соответствующей основным и квалификационным требованиям и допущена к участию в аукционе.

По итогам аукциона ООО «ПСК «Ремпуть» признано победителем. ОАО «РЖД» и ООО «ПСК «Ремпуть» заключен договор подряда от 19 апреля 2016 года № КРУ МТ-160624/КРАС, стоимостью 1680,9 млн. рублей, сроком выполнения - до 2018 года. На дату завершения проверки на объекте (3 ноября 2018 года) исполнение по указанному договору составляет 338,2 млн. рублей, или 23,7 процента.

4.2. Анализ формирования ОАО «РЖД» начальных (максимальных) цен по договорам подряда в проверяемом периоде показал следующее.

Согласно письму Минэкономразвития России от 19 октября 2015 года № Д28и-3161 расчет сметной стоимости объекта капитального строительства по годам реализации инвестиционного проекта в ценах соответствующих лет реализации инвестиционного проекта осуществляется с использованием индексов-дефляторов «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования», применяемых при подготовке проектов законов (решений) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год).

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Прогноз), размещенным на официальном сайте Минэкономразвития России 24 ноября 2016 года, были установлены следующие значения индексов-дефляторов «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования»: на 2016 год - 105,0; на 2017 год - 105,1; на 2018 год - 105,2.

Однако ОАО «РЖД» при формировании начальных (максимальных) цен на СМР в 2016 году - феврале 2018 года, использовало индексы-дефляторы, установленные письмом Минэкономразвития России от 25 октября 2016 года № 32430-АВ/ДОЗи, которые были доведены в целях осуществления мониторинга среднесрочного прогноза и имели следующие значения: на 2016 год - 105,8, на 2017 год - 105,6, на 2018 год - 105,2.

Соответственно, значения индексов-дефляторов, примененные ОАО «РЖД» для формирования начальных (максимальных) цен, превышали соответствующие значения Прогноза на 2016 год - на 0,8 %, на 2017 год - на 0,5 %, что привело к завышению стоимости работ по заключенным договорам подряда, в том числе:

4.2.1. По результатам проведения процедуры размещения заказа № 9046/ОАЭ-ДКСС/16 стоимость работ по договору от 31 октября 2016 года № КРУ МТ-163847 между ОАО «РЖД» и АО «РЖДстрой» на строительство двухпутной вставки на перегоне «Кой - Хабайдак» составила 798852,9 тыс. рублей и превысила стоимость работ, рассчитанную в ходе проверки с учетом дефляторов, установленных Прогнозом, на 42631,9 тыс. рублей, что влечет риски неэффективного использования средств федерального бюджета на указанную сумму.

По состоянию на дату завершения проверки на объекте стоимость принятых работ составила 322721,3 тыс. рублей.

4.2.2. По результатам проведения процедуры размещения заказа № 9046/ОАЭ-ДКСС/16 стоимость работ по договору от 19 апреля 2016 года № КРУ МТ-160624/КРАС между ОАО «РЖД» и ООО «ПСК «Ремпуть» на укладку верхнего строения пути составила 1680960,4 тыс. рублей и превысила стоимость работ, рассчитанную в ходе проверки с учетом дефляторов, установленных Прогнозом, на 38239,5 тыс. рублей, что влечет риски неэффективного использования средств федерального бюджета на указанную сумму.

4.2.3. Согласно извещению о проведении открытого аукциона № 8193/ОАЭ-ДКСС/16 начальная (максимальная) цена договора на поставку оборудования по объекту «Строительство второго пути на перегоне Журавлево - Разъезд 557 км» составляла 205352,8 тыс. рублей, что превысило сметную стоимость оборудования в текущем уровне цен, определенную по результатам государственной экспертизы на 8911,1 тыс. рублей (196441,7 тыс. рублей).

По итогам проведения аукциона ОАО «РЖД» заключило договор от 23 сентября 2016 года № КРУ МТ-162306/Крас с ООО «Транскомплектавтоматика» стоимостью 204326,0 тыс. рублей.

Договор исполнен в полном объеме, что повлекло неэффективное использование средств федерального бюджета на сумму 7884,3 тыс. рублей.

5. Анализ хода реализации договоров на выполнение
строительных работ и приобретение оборудования для объектов,
включенных в инфраструктурный проект

Учитывая исключение из перечня объектов в составе инфраструктурного проекта объекта «Пост ЭЦ ст. Теба» стоимостью 110,0 млн. рублей, общая стоимость инфраструктурного проекта подлежит снижению на указанную сумму.

Основной объем строительно-монтажных работ на объектах инфраструктурного проекта выполняется в рамках рамочного договора между ОАО «РЖД» (заказчик) и АО «РЖДстрой» (подрядчик). Согласно пункту 2.1 рамочного договора стоимость работ по каждому из объектов подлежит уточнению после утверждения проектно-сметной документации и определяется ведомостью цены путем подписания дополнительного соглашения.

5.1. В целях строительства второго пути на перегоне Джебь - Щетинкино ОАО «РЖД» заключило дополнительное соглашение к рамочному договору и иные договоры на выполнение СМР, в том числе:

Согласно справке КС-3 от 30 апреля 2017 года № 21, ОАО «РЖД» приняло и оплатило работы по устройству и разборке подъездного пути для работы крана ГЭПК 130У для монтажа и демонтажа балок пролетного строения на сумму 2815,1 тыс. рублей. При этом согласно пункту 2.5 положительного заключения государственной экспертизы от 19 марта 2018 года № 100-18/КРЭ-1635/05 в ходе проведения экспертизы затраты на устройство временных путей под строительство, не обоснованные проектными решениями были исключены. Следовательно, ОАО «РЖД» допустило неэффективное использование средств федерального бюджета на указанную сумму;

5.2. В целях строительства второго пути на перегоне Сисим - Щетинкино ОАО «РЖД» заключило дополнительное соглашение к рамочному договору и иные договоры на выполнение СМР, в том числе:

5.3. Объект «Строительство второго пути на перегоне Сисим - Джетка»

Начало работ по объекту - 2013 год. Плановый срок ввода объекта в эксплуатацию продлен с 2016 до 2019 года. Процент технической готовности объекта на 1 октября 2018 года - 46 процентов.

В рамках строительства объекта ОАО «РЖД» заключило дополнительное соглашение от 1 декабря 2014 года № КРУ МТ-150051/КРАС к рамочному договору. Дополнением от 31 июля 2017 года № 13 стоимость работ составила 2145387,0 тыс. рублей.

За 2017 год - 9 месяцев 2018 года общий объем выполненных и принятых работ составил 17403,2 тыс. рублей, или 0,8 %. При этом ОАО «РЖД» выплатило авансы в апреле 2017 года на сумму 85465,0 тыс. рублей и в августе 2018 года на сумму 153211,9 тыс. рублей.

По состоянию на 1 октября 2018 года объем дебиторской задолженности за счет средств федерального бюджета по указанному договору составил 290165,2 тыс. рублей.

5.4. Объект «Строительство вторых путей на перегоне Джетка - Крол»

Общая стоимость объекта в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 7 июля 2017 года № 203-17/КРЭ-1931/05 в текущих ценах I квартала 2017 года составляет 2963751,0 тыс. рублей, в том числе: СМР - 1964230,9 тыс. рублей, оборудование - 764779,7 тыс. рублей, ПИР - 106532,4 тыс. рублей.

Согласно данным бухгалтерского учета стоимость незавершенного строительства по состоянию на 30 сентября 2018 года - 1290696,0 тыс. рублей. Работы по объекту начаты в 2012 году. Плановая дата ввода объекта в эксплуатацию перенесена с 2016 на 2020 год. Процент технической готовности объекта на 1 октября 2018 года - 51 процент.

В соответствии с пунктом 2.5.4 раздела 2.5 «Сведения об оперативных изменениях, внесенных в сметную документацию в процессе проведения проверки сметной стоимости» положительного заключения объекта выданного Красноярским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 7 июля 2017 года № 203-17/КРЭ-1931/05 исключены затраты на проведение авторского надзора.

Вместе с тем расходы на проведение авторского надзора по заключенным и оплаченным договорам с АО «Росжелдорпроект» составили 2300,3 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета на указанную сумму.

5.5. Объект «Строительство второго пути
на перегоне Журавлево - Разъезд 557 км. 1 этап»

Общая стоимость объекта в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 19 сентября 2017 года № 278-17/КРЭ-2506/05 составляет в текущих ценах II квартала 2017 года 2984920,06 тыс. рублей, в том числе: СМР - 2058732,57 тыс. рублей, оборудование - 664794,28 тыс. рублей, ПИР - 118439,0 тыс. рублей.

Согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 30 сентября 2018 года стоимость незавершенного строительства составляет 1613548,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1594406,0 тыс. рублей, средств ОАО «РЖД» - 19142,0 тыс. рублей. Планируемая дата ввода объекта в эксплуатацию - 2019 год. По состоянию на 30 сентября 2018 года техническая готовность объекта - 62 процента.

Между ОАО «РЖД» и АО «РЖДстрой» заключено дополнительное соглашение от 1 декабря 2014 года № КРУ МТ-150057/КРАС к рамочному договору стоимостью 2029408,5 тыс. рублей.

В нарушение требований пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации по состоянию на 2 ноября 2018 года разрешение на строительство объекта отсутствует.

При этом в соответствии со справкой КС-3 от 31 июля 2018 года № 31 стоимость выполненных и принятых работ и затрат с начала проведения работ на объекте составила 1174803,2 тыс. рублей.

Для обеспечения соответствия СМР решениям, содержащимся в рабочей документации, ОАО «РЖД» заключены 4 договора с ОАО «Росжелдорпроект» на оказание услуг по осуществлению авторского надзора на общую сумму 2051,6 тыс. рублей, при этом согласно пункту 2.5.7 положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости объекта, затраты на проведение авторского надзора из сметного расчета исключены. На дату завершения проверки на объекте оплачено 636,8 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета на указанную сумму.

5.6. Объект «Усиление устройств электроснабжения
участка Абакан - Курагино»

Положительное заключение проверки достоверности определения сметной стоимости ФАУ «Главгосэкспертиза России» по данному объекту отсутствует. В соответствии с детальным планом мероприятий общая стоимость объекта составляет 1790,0 млн. рублей (в текущих ценах без НДС), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 946,8 млн. рублей и 843,2 млн. рублей - за счет средств ОАО «РЖД». Согласно данным бухгалтерского учета стоимость незавершенного строительства по состоянию на 30 сентября 2018 года - 497330,0 тыс. рублей.

Работы по объекту начаты в 2013 году. Плановый срок ввода объекта в эксплуатацию продлен с 2016 на 2020 год. Процент технической готовности объекта на 1 октября 2018 года - 27 процентов.

В нарушение пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство на данном объекте велось при отсутствии выданного Минстроем России разрешения на строительство. Согласно справке КС-3 от 30 апреля 2018 года № 15к стоимость принятых работ составляет 179814,6 тыс. рублей.

5.7. В 2018 году объем дебиторской задолженности увеличился на 1071502,6 тыс. рублей, или в 2,3 раза, и составил 1896008,1 тыс. рублей, 84 % которой (1594096,8 тыс. рублей) составляют средства федерального бюджета.

Рост суммы дебиторской задолженности в части финансирования инфраструктурного проекта повлекло необоснованное авансирование по договорам подряда, работы по которым в 2018 году практически не велись.

6. Анализ организации и результатов внутреннего контроля
ОАО «РЖД» в части инвестиционных проектов,
включенных в инвестиционную программу ОАО «РЖД»

Распоряжением ОАО «РЖД» от 26 января 2009 года № 122р утверждена функциональная стратегия построения единой системы внутреннего аудита и контроля в холдинге «РЖД».

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности подразделений ОАО «РЖД», осуществляет контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков в системе внутреннего контроля, координирует деятельность подразделений ОАО «РЖД» по организации и осуществлению внутреннего контроля, обеспечивает руководство ОАО «РЖД» достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности подразделений ОАО «РЖД».

Согласно положению, утвержденному распоряжением ОАО «РЖД» от 20 февраля 2013 года № 74, основными задачами центра «Желдорконтроль» являются:

На региональном уровне проведение проверок осуществляют 14 региональных управлений центра «Желдорконтроль».

В соответствии с основными направлениями деятельности и задачами холдинга «РЖД» начальником центра «Желдорконтроль» обеспечивается составление годового плана в ОАО «РЖД».

Годовой план проведения внутреннего контроля утверждается вице-президентом - директором ОАО «РЖД» по внутреннему контролю и аудиту, и включает следующие мероприятия:

В соответствии с пунктом 12 распоряжения ОАО «РЖД» от 9 июня 2007 года № 1088р «Об утверждении регламента организации контроля, осуществляемого финансовыми службами железных дорог» планирование проверок должно осуществляться таким образом, чтобы каждый объект проверки железной дороги был проверен, как правило, не менее одного раза в год.

7. Анализ наличия коррупционных рисков при финансировании мероприятий, направленных на реализацию инфраструктурного проекта

В целях совершенствования организационных основ противодействия коррупции распоряжением ОАО «РЖД» от 24 февраля 2015 года № 472р утверждена антикоррупционная политика Компании.

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 распоряжением ОАО «РЖД» от 29 августа 2018 года № 1910/р утвержден план ОАО «РЖД» по противодействию коррупции на 2018-2020 годы.

Для определения основных принципов организации противодействия коррупции в ОАО «РЖД», организации и координации процессов противодействия коррупции в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях, негосударственных учреждениях и в установленном порядке в дочерних обществах приказом Компании от 10 апреля 2015 года № 26 создан центр по организации противодействия коррупции.

Одной из мер профилактики коррупционных проявлений является функционирование «Горячей антикоррупционной линии ОАО «РЖД», регламент работы которой утвержден распоряжением Компании от 5 мая 2016 года № 825р.

Возражения или замечания руководителей объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: письмом от 16 ноября 2018 года № 21897 ОАО «РЖД» представлены возражения к акту проверки, на которые установленным порядком подготовлено заключение.

Выводы

1. Реализация инвестиционного проекта с государственным участием «Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги» предусмотрена Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, и соответствует национальной цели по развитию транспортного коридора «Запад - Восток», определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204.

2. Рассинхронизация сроков реализации инфраструктурного проекта и проекта строительства железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино влечет риски недостижения его цели - освоение в 2020 году перспективного грузопотока, в первую очередь обеспечение перевозки грузов с железнодорожной линии Кызыл - Курагино в объеме 15 млн. т, в том числе вывоз угля из Элегестского каменноугольного месторождения в объеме 12 млн. т в направлении портов Дальнего Востока.

Концессионное соглашение между Росжелдором и АО «ТЭПК «Кызыл - Курагино» о строительстве железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино протяженностью 410 км заключено только в мае 2018 года. Срок завершения работ установлен на май 2023 года.

3. Общая стоимость проекта, в соответствии с паспортом, утвержденным заместителем генерального директора ОАО «РЖД» О.В. Тони, составляет 45,6 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 35,7 млрд. рублей, средства ОАО «РЖД» - 9,9 млрд. рублей. Инфраструктурный проект реализуется с 2010 года. Начиная с 2013 года проект софинансируется за счет бюджетных ассигнований в виде взносов в уставный капитал Компании.

4. Росжелдор еще в 2015 году выполнил в полном объеме обязательства по финансированию инфраструктурного проекта за счет бюджетных инвестиций на сумму 35,7 млрд. рублей. Однако по причине низкого уровня организации работ, в том числе отсутствия проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в установленном порядке, срок ввода в эксплуатацию 13 из 22 объектов, входящих в состав проекта, продлен с 2016 до 2020 года. Техническая готовность 8 объектов составляет менее 50 %. По 3 объектам работы еще не начинались.

5. ОАО «РЖД» разместило 30 мая 2014 года в депозит в Банк ВТБ (ПАО) часть бюджетных инвестиций на сумму 12,5 млрд. рублей, направленных в уставный капитал компании в соответствии с договором передачи акций от 27 мая 2014 года № 01-05/140/80д.

Сумма доходов в виде процентов, полученных от размещения бюджетных инвестиций на счетах кредитных организаций, составила 2,4 млрд. рублей и была израсходована ОАО «РЖД» в рамках ведения хозяйственной деятельности Компании.

6. В период реализации инфраструктурного проекта его качественные показатели, установленные паспортом, были снижены.

Так, значение показателя «Увеличение пропускной способности» на участке Саянская - Уяр снижено с 66 до 42 пар поездов/сутки к 2020 году.

Значение показателя «Увеличение протяженности главного пути на железнодорожных шпалах» снижено в 2018 году с 26,5 до 10,1 км, в 2019 году - с 53,2 до 51,9 километра.

Из перечня объектов инвестиций, входящих в состав инфраструктурного проекта, исключен объект «Пост ЭЦ ст. Теба» стоимостью 110,0 млн. рублей. При этом общая стоимость инфраструктурного проекта в сторону уменьшения не скорректирована.

7. ОАО «РЖД» путем применения индексов-дефляторов, не соответствующих показателям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, допустило завышение стоимости договоров подряда на строительство объектов инфраструктурного проекта на общую сумму 89,8 млн. рублей, что влечет риски неэффективного использования средств федерального бюджета на указанную сумму по итогам их исполнения.

8. В нарушение части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации ОАО «РЖД» при отсутствии государственной экспертизы проектной документации заключило договор от 9 апреля 2014 года № РЖДС-140833 с ОАО «РЖДстрой», в соответствии с которым осуществляются работы на следующих объектах инфраструктурного проекта:

Проверка показала, что финансирование работ по строительству и реконструкции в проверяемом периоде при отсутствии проектной и сметной документаций, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке, влечет риски дополнительных расходов федерального бюджета, что противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, установленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

7.1. Стоимость договоров подряда, заключенных ОАО «РЖД» в целях выполнения строительно-монтажных работ по ряду объектов инфраструктурного проекта, превышает стоимость указанных работ, определенную впоследствии государственной экспертизой (с учетом периода производства работ) на общую сумму 478,2 млн. рублей.

7.2. Общая стоимость договоров поставки оборудования на объект «Четный парк на станции Иланская» составила 810,4 млн. рублей, что на 111,4 млн. рублей превысило стоимость оборудования, подтвержденную государственной экспертизой.

На дату завершения контрольного мероприятия оплачено 738,5 млн. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании ОАО «РЖД» средств федерального бюджета на сумму 39,6 млн. рублей.

7.3. Общая стоимость договоров поставки оборудования на объект «Строительство вторых путей на перегоне Ирба - Красный Кордон» составляет 864,4 млн. рублей, или на 361,9 млн. рублей превысила стоимость оборудования, подтвержденную государственной экспертизой.

8. ОАО «РЖД» допустило расходование средств на проведение авторского надзора по ряду объектов инфраструктурного проекта, в том время как указанные расходы были исключены из сметы в ходе проведения государственной экспертизы, что повлекло неэффективное использование средств федерального бюджета на общую сумму 6,8 млн. рублей.

9. Необоснованное авансирование подрядчиков по договорам подряда, работы по которым в 2018 году практически не велись, повлекло рост дебиторской задолженности на 1,1 млрд. рублей, или в 2,3 раза.

На дату завершения проверки объем дебиторской задолженности составил 1,9 млрд. рублей, 84 % которой составляют бюджетные инвестиции (1,6 млрд. рублей).

Предложения

1. Направить представление открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».

2. Направить информационное письмо Федеральному агентству железнодорожного транспорта.

3. Направить отчет и информацию об основных итогах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


Аудитор Счетной палаты Российской Федерации   В.Н.Богомолов





ОТЧЕТ

о результатах контрольного мероприятия
«Проверка эффективности управления в 2016-2017 годах
и истекшем периоде 2018 года имуществом, закрепленным
за федеральными государственными унитарными
предприятиями, подведомственными Министерству труда
и социальной защиты Российской Федерации»


Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации
25 декабря 2018 года

Основание для проведения контрольного мероприятия

План работы Счетной палаты Российской Федерации пункты 3.10.0.11, 3.10.0.11.1, 3.10.0.11.2 на 2018 год.

Предмет контрольного мероприятия

Объекты контрольного мероприятия

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Москва, камерально) (далее - Минтруд России), федеральное государственное унитарное предприятие «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Москва) (далее - ФГУП «Московское ПрОП», Предприятие), филиал «Самарский № 2» ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России (г. Самара) (далее - филиал «Самарский № 2»), филиал «Санкт-Петербургский» ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России (г. Санкт-Петербург) (далее - филиал «Санкт-Петербургский»).

Срок проведения контрольного мероприятия

Май-декабрь 2018 года.

Цели контрольного мероприятия

1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ФГУПов, в том числе протезно-ортопедических предприятий (далее - ПрОП), оказывающих услуги гражданам с ограниченными возможностями.

2. Проверка эффективности деятельности ФГУПов, подведомственных Минтруду России, в 2016-2017 годах и за истекший период 2018 года, в том числе по управлению закрепленным за ним имуществом.

3. Оценка эффективности осуществляемого Минтрудом России контроля за деятельностью подведомственных предприятий, а также за предоставлением субсидий из федерального бюджета на осуществление уставной деятельности.

Проверяемый период деятельности

2016-2017 годы, истекший период 2018 года (при необходимости - более ранние периоды).

Краткая информация об объекте контрольного мероприятия

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленных сферах деятельности, а также руководство и контроль деятельности подведомственных протезно-ортопедических ФГУПов, является Минтруд России (пункты 1-2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610 (далее - Постановление № 610).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 1270-р (далее - Распоряжение № 1270-р) определен перечень из 71 протезно-ортопедического ФГУПа, отнесенного к ведению Минтруда России (приложение № 3 к Распоряжению № 1270-р).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 1111-р утвержден прогнозный план (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы (далее - Распоряжение № 1111-р, Прогнозный план). В целях реализации Прогнозного плана Росимуществом и Минтрудом России издан совместный приказ от 30 июля 2014 года № 273/503 «О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, отнесенных к ведению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы», которым предусматривались перечень мероприятий, необходимых для проведения приватизации, сроки их выполнения, порядок определения условий приватизации.

Совместным приказом Росимущества и Минтруда России от 19 октября 2015 года № 736а/411 утвержден План-график по реорганизации ФГУП «Московское ПрОП» и определен срок завершения мероприятий по реорганизации - 30 мая 2016 года. Одновременно указанным приказом была изменена модель приватизации ФГУП «Московский ПрОП»: Минтрудом России и Росимуществом было принято решение о создании единого предприятия путем присоединения к нему 70 ФГУПов (без учета филиалов). В последующем планируется создание акционерной холдинговой компании, 100 % акций которой будет находиться в федеральной собственности. По мнению вышеназванных ведомств, такая реорганизация позволит проводить единую политику управления протезно-ортопедической отраслью, упростить процедуру приватизации, провести акционирование в сроки, предусмотренные Распоряжением № 1111-р, а также снизить риск прекращения деятельности ряда предприятий. Основным (головным) предприятием было определено ФГУП «Московское ПрОП» с филиалами без образования юридического лица в регионах.

Правительство Российской Федерации согласилось с предложениями о консолидации ПрОП и поручило принять необходимые решения[1].

Росимуществом издано распоряжение от 28 апреля 2016 года № 306-р «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий, находящихся в ведении Минтруда России» (далее - Распоряжение № 306-р), согласно которому ФГУП «Московское ПрОП» в шестимесячный срок (до 28 октября 2016 года) должно было представить в органы государственной регистрации сведения для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединяемых к нему ФГУПов и обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества (далее - РФИ).

В нарушение пункта 5 Распоряжения № 306-р к установленному сроку только 4 ФГУПа («Нижегородское», «Ижевское», «Краснодарское» и «Тверское»), или менее 6 %, были реорганизованы и присоединены к ФГУП «Московское ПрОП».

Ввиду несоблюдения установленных сроков распоряжением Росимущества от 31 октября 2016 года № 845-р срок внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемых ФГУПов был продлен до 28 февраля 2017 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 227-р (далее - Распоряжение № 227-р) утвержден Прогнозный план приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы, в который включено ФГУП «Московское ПрОП». В целях его исполнения Минтрудом России совместно с Росимуществом утвержден план-график приватизации ФГУП «Московское ПрОП»[2]. Однако предусмотренные планом-графиком мероприятия в полном объеме не выполнены. Основная причина - отсутствие надлежаще оформленных документов у ФГУПов на имущественно-земельные комплексы.

В частности, в нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на дату начала реорганизации не была осуществлена регистрация 12 земельных участков и 48 объектов недвижимости. На момент завершения проверки также не обеспечена регистрация права собственности Российской Федерации на 10 объектов (1 объект недвижимости и 9 земельных участков).

Таким образом, в 2013 году Минтруд России, выходя с предложением о приватизации ФГУПов, достоверной информацией о реальном состоянии дел с оформлением документов на имущество не обладал, что указывает на недостаточный уровень проработки вопроса о реорганизации ФГУПов и существующих рисках, а также ненадлежащее исполнение полномочий Минтрудом России по контролю за деятельностью подведомственных организаций.

Указанное привело к тому, что реорганизация ФГУПов не завершена, а сроки увеличились на 3 года против установленных Распоряжением № 1111-р.

Следует отметить, что смена модели приватизации не минимизировала обозначенные Минтрудом России риски. В частности, после изменения модели реорганизации в 2017-2018 годах приказами ФГУП «Московское ПрОП» была прекращена деятельность 26 филиалов.

В процессе такой реорганизации жители 2 субъектов Российской Федерации фактически лишились протезно-ортопедической помощи. Так, приказом от 23 мая 2017 года № 117 была прекращена деятельность филиала «Абаканский». Из Республики Хакасия до ближайшего филиала ФГУП «Московское ПрОП» в г. Красноярске свыше 400 км, из Республики Тыва - почти 900 км, а прямое авиасообщение с г. Красноярском отсутствует.

Результаты контрольного мероприятия

Цель 1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ФГУПов, в том числе протезно-ортопедических предприятий, оказывающих услуги гражданам с ограниченными возможностями

Правовое положение ФГУП, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия в проверяемый период определялись Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (далее - Постановление № 739).

В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности, утверждает устав и вносит в него изменения, принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия, показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение.

В проверяемый период ФГУП «Московский ПрОП» действовало на основании устава, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 25 августа 2009 года № 639 (далее - Устав).

В соответствии с пунктом 1 Устава ФГУП «Московское ПрОП» создано в целях решения социальных задач и получения прибыли, для достижения указанных целей ФГУП «Московское ПрОП» осуществляет:

Минтруд России приказом от 5 октября 2016 года № 556 утвердил изменения в Устав ФГУП «Московское ПрОП», предусматривающие наличие у предприятия 134 филиалов.

В числе 134 филиалов в Уставе поименованы 32 салона-магазина, а также филиалы «Свердловский» и «Екатеринбургский», расположенные по одному адресу (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 42), как и филиалы «Чувашский» и «Чебоксарский» (г. Чебоксары, ул. П.Н. Осипова, д. 7), что позволяет их считать фактически одними и теми же филиалами.

Приказом Минтруда России от 25 мая 2015 года № 49-кр исполняющим обязанности директора ФГУП «Московское ПрОП» назначен О.В. Бессмертный.

При отсутствии надлежащего контроля со стороны Минтруда России должностным лицом, и.о. директора ФГУП «Московское ПрОП» О.В. Бессмертным, при издании приказов об открытии филиалов, создании обособленных структурных подразделений, а также о прекращении деятельности филиалов, были совершены действия, выходящие за пределы его полномочий, а именно:

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона № 161-ФЗ унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, предусмотренных его уставом. В соответствии с пунктом 3.10 Устава резервный фонд ФГУПа формируется путем ежегодных отчислений в размере 1 % от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия, до достижения размера, предусмотренного Уставом, при этом средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков Предприятия. Размер резервного фонда ФГУП «Московский ПрОП» составляет 15 % уставного фонда Предприятия, в балансе Предприятия на 30 июня 2018 года сформирован резервный фонд в размере 3000,0 тыс. рублей из уставного фонда 20000,0 тыс. рублей. Приказом Минтруда России от 29 мая 2018 года № 321 в Устав ФГУП «Московское ПрОП» внесены изменения, размер уставного фонда увеличен до 298270, 75 тыс. рублей.

Основным документом, регулирующим деятельность ФГУПа и направления расходов, является программа деятельности ФГУПа, правила разработки и утверждения которой, а также определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» (вместе с «Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий») (далее - Правила № 228, Программа деятельности).

До реорганизации (в 2016 году) каждое ФГУП формировало и утверждало в Минтруде России свою Программу деятельности. В 2017 году Минтрудом России утверждается единая Программа деятельности ФГУП «Московское ПрОП», сформированная на основе программ деятельности филиалов, утверждаемых директором ФГУП «Московское ПрОП».

Минтрудом России в развитие Правил № 228 организационно-методическое руководство и контроль за изданием ФГУП «Московское ПрОП» локальных нормативных актов, определяющих единые условия, порядок и требования к формированию программ филиалов, предоставлению ими отчетов, включая сроки утверждения и предоставления отчетности, а также по контролю за формированием и исполнением программ деятельности филиалов, включая ответственность филиалов за ненадлежащее исполнение программ деятельности, не осуществлены.

Таким образом, Минтрудом России полномочия по координации и контролю деятельности подведомственных ФГУПов надлежащим образом не осуществлялись, что не соответствует пункту 2 Постановления № 610.

Цель 2. Проверка эффективности деятельности ФГУПов,
подведомственных Минтруду России, в 2016-2017 годах
и за истекший период 2018 года, в том числе по управлению
закрепленным за ним имуществом

По итогам оценки эффективности и целевого использования ФГУП «Московское ПрОП» закрепленного за ним федерального имущества установлено следующее.

2.1. В части финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В структуре производимой продукции как в 2016 году, так и в 2017 году наибольшая доля выручки от ее реализации (51 %) приходится на протезы. Выручка от реализации протезов за указанный период увеличилась на 52725,0 тыс. рублей, или на 7,0 %. При этом средняя стоимость 1 изделия (протеза) снизилась с 121,8 тыс. рублей до 94,1 тыс. рублей (на 22,7 %) за счет увеличения количества произведенных изделий.

Затраты на производство ФГУП «Московское ПрОП» в 2017 году составили 8049035,0 тыс. рублей, что на 276335,0 тыс. рублей, или на 3,3 %, ниже соответствующих расходов всех ФГУПов в 2016 году. Снижение произошло за счет уменьшения на 828812,0 тыс. рублей, или на 20,7 %, расходов на содержание персонала предприятия в связи с ликвидацией 26 филиалов (численность работников уменьшилась с 6056 человек до 5683 человек, или на 6,2 %). Чистая прибыль предприятия в 2017 году составила 477290,0 тыс. рублей, что на 53808,0 тыс. рублей выше показателя 2016 года.

За 9 месяцев 2018 года в сравнении с аналогичным показателем 2017 года наблюдается тенденция к увеличению как выручки предприятия, так и затрат на производство продукции. При этом прирост выручки составил 40,3 %, а затрат - 56,2 %. Увеличение продаж за 9 месяцев 2018 года непосредственно связано с увеличением количества закупочных процедур, проведенных Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) за указанный период, в то время как в 2017 году большая часть закупок, в которых ФГУП «Московское ПрОП» было признано победителем, приходилась на IV квартал.

В нарушение пункта 2 Правил № 228, согласно которому Минтруд России утверждает программы деятельности на следующий год до 1 ноября текущего года, в 2017 году Минтруд России утвердил программы деятельности ФГУПов с нарушением установленного срока.

При этом экономический анализ программ деятельности Минтрудом России не осуществлялся. В частности, отчеты о выполнении мероприятий программ деятельности Минтрудом России не анализировались, решения, направленные на эффективное экономическое развитие предприятий, не принимались. Так, информация о выполнении Программы деятельности ФГУП «Московское ПрОП» за 2017 год впервые была запрошена Минтрудом России в ходе настоящей проверки.

Программы деятельности ФГУПов в 2016 году формировались предприятиями самостоятельно и утверждались Минтрудом России.

В 2017-2018 годах Программа деятельности ФГУП «Московское ПрОП» формировалась с учетом программ деятельности филиалов, утвержденных директором О.В.Бессмертным.

Анализ программ деятельности показал, что в нарушение Правил № 228, которыми установлен исчерпывающий перечень мероприятий, подлежащий включению в Программу деятельности (далее - Перечень), мероприятия программ деятельности в 2016-2018 годах (раздел II Программы деятельности) не соответствуют мероприятиям, определенным Перечнем.

Кроме того, ни ФГУПами, ни ФГУП «Московское ПрОП» при формировании программ деятельности не учитывалась реальная потребность в планируемых мероприятиях, в результате чего средства, предусмотренные в соответствии с Перечнем непосредственно на развитие производства, в полном объеме систематически не использовались, а направлялись на текущ