РУС ENG 

Счетная палата проверила ОАО "РОСНАНО"

26 Апреля 2013 г.

26 апреля 2013 года Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности использования открытым акционерным обществом «РОСНАНО» (государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий») средств федерального бюджета, полученных в 2007 - 2012 годах, и соответствия расходования средств установленным целям деятельности». С сообщением выступил аудитор Сергей Агапцов.

Как отмечается в материалах, представленных на Коллегию, в ходе проведения проверки были выявлены многочисленные нарушения.

ГК «Роснанотех» была создана в апреле 2007 года. На достижение уставных целей из федерального бюджета было выделено 130 млрд. рублей.

В 2010-2011 годах в процессе реорганизации ГК «Роснанотех» в ОАО «РОСНАНО» Минобрнауки России не было исполнено распоряжение Правительства Российской Федерации в части согласования условий и порядка формирования уставного капитала образуемого открытого акционерного общества. В результате ГК «Роснанотех» с применением недостоверных данных, без соответствующего решения учредителя самостоятельно определило размер уставного капитала ниже величины чистых активов установив его в размере 6,5 млрд. рублей.

Как показала проверка, расходы РОСНАНО за 2007-2012 годы составили более 196 млрд. рублей.

Несмотря на неоднократные рекомендации ревизионной комиссии РОСНАНО, расходы, сопутствующие деятельности компании, продолжали расти. Так, за 5 лет израсходованы 6 млрд. рублей на административные и хозяйственные нужды, 5,3 млрд. рублей на размещение персонала (покупка и ремонт части здания), 4 млрд. рублей на различного рода консультационные и экспертные услуги, 560 млн. рублей на охранные услуги, 850 млн. рублей на транспортные услуги, 7 млрд. рублей на оплату труда и выплаты социального характера. Расходы на оплату труда в расчете на одного человека с 2007 по 2012 год увеличились с 65 тыс. рублей до 593 тыс. рублей, или более чем в 9 раз.

В рамках расходования средств РОСНАНО допускаются сделки с заинтересованностью, которые имеют как прямой характер (в рамках заключенных договоров, получивших одобрение органов управления), так и косвенный.

В результате проверки установлено, что ОАО «РОСНАНО» было выдано проектным компаниям займов на 34,3 млрд. рублей, при этом обеспечение, принимаемое в залог, во многих случаях имеет завышенную стоимостную оценку и не может быть реализовано по принятой в залог стоимости. Стоимость одних и тех же объектов оценки в сопоставимые периоды времени отличается в несколько раз.

Кроме того, более 47 млрд. рублей, или 35,3 % от общего объема финансирования проектов, ОАО «РОСНАНО» в целях трансфера нанотехнологий в Российскую Федерацию направило за рубеж на финансирование деятельности различных фондов и организаций. На момент проверки наличие каких-либо документов, подтверждающих эффективность произведенных вложений, не установлено.

При этом некоторым ведущим российским научным организациям по базовым отраслям экономики в финансировании совместных проектов было отказано. Количество заявок на получение финансовой поддержки РОСНАНО, на протяжении нескольких лет имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о потере интереса к совместной работе со стороны заявителей.

Как отметил в своем выступлении на Коллегии аудитор Сергей Агапцов, реализация проектов ОАО «РОСНАНО» связана со следующими обстоятельствами: неэффективный менеджмент организации и экономическая несостоятельность реализуемых проектов; убытки проектных компаний, конвертация и реструктуризация их задолженностей, что влечет к искажению реальных финансовых результатов реализации проектов; финансирование в рамках «нанотехнологий» как российских, так и иностранных компаний, находящихся в предбанкротном состоянии; реализация проектов, не относящихся к нанотехнологиям или же имеющих отрицательные экспертные заключения.

Реализация РОСНАНО некоторых проектов начинает негативно отражаться на социальной обстановке в регионах. Например, находящееся в ситуации, близкой к банкротству, градообразующее предприятие ООО «Усолье-Сибирский силикон» (Иркутская область), которому было направлено около 14 млрд. рублей, на проектные мощности не вышло, происходит сокращение рабочих мест, что чревато взрывом социальной напряженности.

Как отмечалось на Коллегии, при общем объеме финансирования проектов более 130 млрд. рублей органами управления РОСНАНО не было принято ни одного решения о приостановке финансирования проектов в связи с выявленным нецелевым использованием средств. Данное обстоятельство стало возможным в силу того, что установленные внутренними документами РОСНАНО процедуры мониторинга практически полностью исключают возможность выявления таких фактов. В рамках настоящего контрольного мероприятия в ходе выборочной проверки реализации проектов установлены факты, свидетельствующие о перечислении проектными компаниями более 1,2 млрд. рублей организациям, имеющим признаки «фирм-однодневок». Кроме того, во многих оценочных отчетах, подготавливаемых на различных стадиях оценки заявок, говорится, что организации-заявители используют технические компании для вывода денежных средств, используют схемы по уходу от налогов и т.п.

По итогам 2012 года убыток ОАО «РОСНАНО» составил 24,3 млрд. рублей.

Единственным акционером общества является Российская Федерация. По итогам 2011 года убыток на одну акцию составил 0,4599 рубля, по итогам 2012 года - 0,5313 рубля.

Материалы проверки свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ОАО «РОСНАНО» возложенных на него целей и задач по развитию отечественной наноиндустрии.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации решила направить представление ОАО «РОСНАНО, информационные письма в Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральную службу по финансовому мониторингу, Федеральную налоговую службу.

Материалы контрольного мероприятия будут направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

Отчет о результатах проверки направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх