Счетная палата дала оценку мерам по господдержке малого и среднего предпринимательства

Пресс-релиз
7 августа 2018
11920 просмотров
Share

My default image

Цель, поставленная Президентом страны на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 сентября 2016 г., по доведению численности работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 г. пока не достигнута.

«Число хозяйствующих субъектов МСП в 2015-2017 годах выросло с 4,5 до 6 млн, вместе с тем число занятых в малом и среднем предпринимательстве в целом на 1 июля 2018 года составляет 19,2 млн человек», - отметил аудитор Андрей Перчян, выступая на Коллегии Счетной палаты с докладом об итогах проведенного анализа мер господдержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2014-2017 гг..

Аудитор также напомнил, что в послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. Президент поставил еще одну стратегическую цель - довести к 2024 г. вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП до 40%. Однако в действующей Стратегии развития МСП эта цель не учтена. Кроме того, показатели «вклад МСП в ВВП» и «вклад МСП в ВРП» в настоящее время в Российской Федерации органами государственной статистики не наблюдаются, так что оценка достижения стратегической цели априори невозможна.

Проведенный анализ показал, что в 2015-2017 гг. объем кредитов субъектам МСП уменьшился. Поддержка, оказываемая в рамках Национальной гарантийной системы (НГС), также не смогла изменить отрицательный тренд в кредитовании субъектов МСП. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках НГС, хоть и увеличилась, но в целом осталась незначительной - от 1,5% на 1 января 2016 г. до 4,8% на 1 января 2018 г. Одна из основных целей НГС - увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП – не достигнута.

На федеральном уровне основные мероприятия по поддержке МСП предусмотрены в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (подпрограмма «Развитие МСП») и только по этой подпрограмме в бюджетной отчетности в рамках действующей бюджетной классификации выделяются расходы на господдержку МСП. Вместе с тем поддержка МСП фактически осуществляется в рамках иных госпрограмм, при этом идентифицировать соответствующие расходы практически невозможно. Таким образом, не соблюдается принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный Бюджетным кодексом.

В 2014-2017 гг. на развитие МСП в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» из федерального бюджета было выделено 120,5 млрд руб., освоено 98%. Показатели госпрограммы, характеризующие развитие МСП, в 2017 г. в основном выполнены. При этом все плановые значения показателей на 2017 г. были значительно снижены относительно уровня 2014 г. Так, по одному из основных показателей госпрограммы - «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» - плановые значения снизились с 108 тыс. (2014 г.) до 25 тыс. (2017 г.). Также в проверяемом периоде наблюдалась тенденция снижения фактических значений данного показателя.

«Ежегодное снижение этого показателя при положительной динамике численности занятых в сфере МСП в 2014-2017 гг. свидетельствует о том, что реализация госпрограммы не оказывает существенного влияния на обеспечение занятости в сфере МСП», - констатировал аудитор.

Кроме того, указанный показатель госпрограммы отражает влияние поддержки на развитие МСП только в краткосрочной перспективе. Так, в субъектах Российской Федерации в соответствии с условиями договоров, заключенных органами власти с получателями поддержки, предусматривалось сохранение действующих и вновь созданных рабочих мест на срок от 6 до 12 месяцев после подписания договора. Таким образом, один из основных показателей госпрограммы является несущественным по своей сути.

Сложившийся порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета не обеспечивает создание равных условий для развития МСП в регионах. Так, в 2014-2016 гг. более 20% средств федерального бюджета, предусмотренных на поддержку МСП, были направлены в 5 из 85 регионов. В 2017 г. около 40% субсидий направлено 11 регионам, получившим более 200 млн руб. каждый, в то время как 8 регионов получили менее 0,7%. При этом в 2017 г. 5 из 11 регионов, получивших наибольший объем поддержки, не достигли плановых значений показателя «количество вновь созданных рабочих мест».

В то же время Коллегия обратила внимание на отсутствие взаимосвязи между установленными в госпрограмме плановыми значениями показателя «количество вновь созданных рабочих мест» с объемом выделенных субсидий. К примеру, Республике Адыгея при выделении более 209 млн руб. установлен показатель – создать 73 рабочих места, Ямало-Ненецкому автономному округу при выделенных менее 9 млн руб. установлен показатель – создать 81 рабочее место.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в Правительство России с рекомендациями поручить уполномоченным органам исполнительной власти принять меры по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей развитие МСП.

Алексей Кудрин: наши инициативы поддержит все мировое сообщество аудиторов

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин встретился с Президентом Счетного суда Австрийской Республики и по совместительству Генеральным секретарем ИНТОСАИ Маргит Кракер и рассказал ей о планах Счетной палаты в качестве президента ИНТОСАИ.

1 д назад
Счетная палата РФ

Счетная палата РФ

Исполнение бюджета вновь отметилось антирекордами: в 2019 г. зафиксирован самый низкий уровень расходов за 11 лет

Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь – декабрь 2019 года.

11 февраля 2020
Счетная палата РФ

Счетная палата РФ

План проверок Счетной палаты на 2020 год

Счетная палата публикует в открытом доступе перечень проверок на 2020 год.

10 февраля 2020
Счетная палата РФ

Счетная палата РФ

В Счетной палате прошла стратегическая сессия «О приоритетах развития Северного Кавказа»

Обеспечение экономической стабильности в СКФО - важная часть совершенствования государственной политики страны. Северный Кавказ - уникальный историко-культурный регион, обладающий большим экономическим потенциалом и рядом конкурентных преимуществ, в том числе по демографическому ресурсу и климатическим условиям.

7 февраля 2020
Счетная палата РФ

Счетная палата РФ

Проведение удаленных аудитов с использованием единых информационно-аналитических систем

В журнале ИНТОСАИ вышла статья директора Департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Михаила Петрова, начальника отдела Департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Ксении Косташ и и.о. директора-начальник управления Федерального казенного учреждения «Центр экспертно-аналитических и информационных технологий» Счетной палаты РФ Александра Чистобородова «Проведение удаленных аудитов с использованием единых информационно-аналитических систем». С переводом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Алексей Кудрин: в течение 2 лет процент стратаудита в проверках Счетной палаты увеличится до 15-20%

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин обсудил с послом США Джоном Салливаном состояние российско-американских отношений. Стороны отметили усиление сотрудничества между контрольными ведомствами двух стран, в том числе благодаря подписанию Меморандума о взаимопонимании в сентябре прошлого года.