РУС ENG 

СП: задача полноценного введения адресности социальной помощи не решена

6 Июля 2010 г.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации принципа адресности в системе пособий и иных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, в органах Фонда социального страхования Российской Федерации и органах социальной защиты населения субъектов Федерации». С сообщением выступил аудитор Владимир Катренко. 

На Коллегии отмечалось, что система пособий и иных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, в настоящее время включает в себя большое количество различных выплат и преимуществ, установленных федеральным, региональным, местным законодательством и в целом развивается в рамках рекомендаций Международной организации труда. Полномочия по оказанию социальной помощи многодетным семьям, а также в части организации питания и оздоровления детей делегированы субъектам Федерации и реализуются преимущественно в рамках нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня. 

Проведенный анализ показал, что задача полноценного введения адресности социальной помощи применительно к выплачиваемым за счет средств федерального и региональных бюджетов пособиям и иным мерам социальной поддержки граждан, имеющих детей, не решена. Так, из 23,3 млрд. руб. бюджетных средств, направленных в 2006-2009 гг. на выплату пособий и оказание иных мер поддержки семьям с детьми в Республике Башкортостан, Курской и Нижегородской областях, только 4,8 млрд. руб. выплачены с учетом персональной нуждаемости получателя в такой поддержке. 

В представленных на Коллегию материалах отмечалось, что наличие в законодательстве большинства субъектов Федерации формального требования о декларировании нуждаемости при отсутствии действенных способов проверки достоверности представляемых сведений в механизмах назначения ежемесячного пособия на ребенка не гарантирует того, что помощь получит именно нуждающаяся в ней семья. Размер этого пособия крайне мал. Так, в Курской области его средний размер в 2009 г. составлял 76 руб., в Нижегородской области - 123,35 руб., в Республике Башкортостан - 144,1 руб.

Существующая система мер поддержки не способна решить такие наиболее важные задачи демографической политики государства, как преодоление бедности в семьях с детьми и стимулирование рождаемости. В наиболее сложном материальном положении находятся неполные семьи. Несмотря на значительную долю средств в доходе семьи, обеспечиваемых регулярными мерами социальной поддержки, общие объемы условных доходов таких семей не превышают двух третей прожиточного минимума.

В аналитической записке отмечается, что действующая система пособий, финансируемых из федерального и региональных бюджетов, характеризуется отсутствием системного подхода при их установлении, установлением пособий в произвольном размере либо в зависимости от имеющихся финансовых ресурсов, отсутствием привязки их размеров к какому-либо объективному показателю (например, прожиточному минимуму), а также дроблением имеющихся ресурсов по многочисленным категориям граждан, признанных потенциально нуждающимися в социальной помощи без возможности эффективной проверки реальности такой нужды.

Коллегия решила направить информационное письмо Президенту России. Аналитическая записка направляется в палаты Федерального Собрания, Минздравсоцразвития России и Уполномоченному при Президенте России по правам ребенка.
Наверх