РУС ENG 

За последние 8 лет количество регионов-доноров в России сократилось в два раза – Татьяна Голикова

25 Апреля 2014 г.
Выступая на заседании Совета законодателей РФ по обсуждению проблем межбюджетных отношений председатель Счетной палаты Татьяна Голикова заявила о том, что ситуация с региональными бюджетами и их наполнением ухудшается.

Согласно данным, которая привела глава Счетной палаты, за эти годы в 184-й федеральный закон (ФЗ), разграничивающий полномочия между федерацией и регионами, было внесено почти 400 изменений, из которых 51 поправкой уточнены полномочия. В 131-й ФЗ, разграничивающий полномочия между регионами и муниципалитетами, было внесено почти 500 поправок, из них в части полномочий - 64. В 2004 году, накануне принятия решений по содержательному перераспределению полномочий, была проведена большая работа по анализу полномочий и их оценке. А также возможностей каждого региона, исходя из собственных доходов, исполнять эти полномочия. Это дало возможность начать с 2005 года на новых основаниях сбалансировать систему межбюджетных отношений.

«По итогам 2005 года количество регионов-доноров было 19 из 87, - отметила Голикова. - По итогам 2013 - го лишь 10 из 83 остались регионами - донорами, то есть, по сути, их количество сократилось в 2 раза. Эти цифры свидетельствуют о том, что за эти годы мы упустили ситуацию и плохо представляем, что происходит в регионах». К тому же, по ее словам, часть полномочий регионов за последние 10 лет была передана им без надлежащего финансового обеспечения.

Итоги исполнения консолидированных бюджетов регионов 2013 года показали, что существенных сдвигов в изменении динамики и структуры не произошло. Дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 642 млрд. рублей, превысив прогнозную оценку Минфина, официально опубликованную на этапе формирования и обсуждения проекта бюджета на 2014 г. в 3,3 раза. С дефицитом исполнены консолидированные бюджеты 77 регионов, из которых в 35 - дефицит превысил 15% объема налоговых и неналоговых доходов.

В чем причины? Во-первых, устойчивое снижение обеспеченности расходов налоговыми и неналоговыми доходами консолидированных бюджетов регионов. Например, в 2013 году за счет поступивших налоговых и неналоговых доходов могли обеспечить собственные расходы (без учета субвенций) всего 4 региона: Московская область (93,7%), Москва (95,5%) и Санкт-Петербург (95,6 %), Ненецкий автономный округ (91,8%). Между тем в 2012 году было 10 таких регионов. Во-вторых, сохраняющийся высокий уровень дифференциации бюджетной обеспеченности регионов. Попытки выравнивать ее предпринимаются много лет, но пока не приводят к существенным результатам. Разрыв в среднедушевых доходах между 10 регионами, имеющими самые высокие доходы, и 10 регионами, имеющими самые низкие доходы, после выравнивания остается практически неизменным (в 4 раза), а количество регионов-доноров, как отмечено выше, сократилось вдвое.

В результате происходит усиление зависимости региональных и местных бюджетов от федерального. В частности, доходная часть бюджетов 7 регионов (Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесская, Чеченская Республики, Камчатский край) сформирована за счет межбюджетных трансфертов на 60%. Еще у 16 субъектов - более чем на 40%. Наблюдается тенденция ухудшения ситуации и в благополучных в финансовом отношении регионах. Например, дефицит Тюменской области составил в 2013 году 28,8% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, тогда как еще год назад дефицит составлял всего 3,5%, а в 2011 г. бюджет был вообще профицитным. Аналогичная ситуация сложилась в Ханты-Мансийском автономном округе. В числе регионов, у которых в 2013 г. доходы не только не выросли, но и сократились - Вологодская область (сокращение на 2,8%), Кемеровская область (на 6%), Ханты-Мансийский автономный округ (на 6,8%).

Счетная палата предлагает провести серьезную работу по оценке полномочий регионов и объемов их доходов.

Материалы по теме

Наверх