РУС ENG 

Госпрограмма по обеспечению граждан России доступным жильем нуждается в доработке – Юрий Росляк

14 Мая 2014 г.

Аудитор Счетной палаты России Юрий Росляк выступил в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа», на котором обсуждались вопросы реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В своем выступлении аудитор Счетной палаты обозначил ряд проблемных вопросов, касающихся развития сферы ЖКХ в целом и, в частности, реализации «майского» Указа Президента Российской Федерации № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Среди них: низкое качество программных документов, отсутствие должной системы мониторинга и управления госпрограммой и федеральными целевыми программами, отсутствие системной методической работы с регионами по разработке и реализации региональных программ, отсутствие типовых инвестиционных проектов, недостатки в системе технического регулирования и стандартизации, а также низкая контрактная дисциплина и нарушения в исполнении требований законодательства о государственных закупках.

Особое внимание в своем докладе аудитор уделил результатам проведенной Счетной палатой экспертизы новой редакции Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Госпрограмма)

При этом аудитор подчеркнул, что новая редакция Госпрограммы была утверждена Правительством Российской Федерации еще до прохождения экспертизы Счетной палаты. «Это связано с тем, что материалы по проекту поступили в Счетную палату без согласования с федеральными органами государственной власти и организациями, а также без обязательных обосновывающих материалов, в связи с чем были возвращены в Минстрой России», - пояснил Юрий Росляк.

Вместе с тем экспертиза Госпрограммы выявила ряд серьезных нарушений методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ.

В частности, система показателей и индикаторов Госпрограммы, а также входящих в нее федеральных целевых программ «Жилище» и «Чистая вода», не имеет прямой связи с программными мероприятиями, а сами показатели не отвечают критериям объективности и адекватности. «Так, заложенный в новой редакции Госпрограммы рост объемов вводимого жилья на 17 млн. кв. м. с 2015 по 2017 годы и еще на 7 млн. кв. м. до 2020 года не обеспечивается какими-либо конкретными мероприятием и мерами по реализации этих объемов на территории субъектов Российской Федерации», - привел пример Юрий Росляк.

Кроме того, в принятой редакции Госпрограммы не определены объемы финансовых ресурсов на ее реализацию за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по «новой» системе капитального ремонта жилья.

Аудитор также сообщил, что до настоящего времени не принят порядок осуществления мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности. «В итоге мы имеем параллельные системы учета состояния жилищного фонда в виде официальной статистической отчетности Росстата, реестра жилья Фонда ЖКХ и территориальных систем учета, которые между собой не стыкуются», - констатировал аудитор.

В качестве примера он привел данные реестра аварийного жилья Фонда ЖКХ, по которым объем аварийного жилищного фонда на начало 2012 г. составлял 13,14 млн. кв. м. При этом, согласно официальной статистке Росстата, этот же показатель на 1 января 2012 г. составлял 20, 53 млн. кв. м., т.е. практически в 2 раза больше.

«Таким образом, имеются серьезные сомнения в достоверности натуральных показателей Госпрограммы и федеральных целевых программ, что диктует необходимость создания единой системы учета состояния жилищного фонда», - заявил докладчик.

По словам аудитора Счетной палаты, результаты некачественной разработки программных документов и отсутствие реальной системы управления Госпрограммой в результате отражаются на эффективности расходования бюджетных средств. «Ежегодные остатки средств федерального бюджета по федеральным целевым программам сопоставимы с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию. Например, остатки по ФЦП «Чистая вода» составили 1295,6 млн. рублей при фактических кассовых расходах 2950,7 млн. рублей (56%) и выделенных лимитах в размере 3000 млн. рублей» - отметил Юрий Росляк.

Аудитор также обратил внимание на то, что региональные программы формируются без учета показателей Госпрограммы и федеральных целевых программ. «Уже сейчас по регионам, задействованным в экспертно-аналитических мероприятиях, мы отмечаем элементарное незнание показателей Госпрограммы региональным органами власти», - отметил он.

Резюмируя свое выступление, Юрий Росляк отметил, что, по мнению Счетной палаты, ФЦП «Жилище» и Госпрограмма в целом должны представлять собой сбалансированный свод всех региональных программ по всем направлениям реализации Указа № 600 с конкретными натуральными показателями по каждому региону.


Материалы по теме

Наверх