РУС ENG 

Минвостокразвития необходимо в кратчайшие сроки доработать госпрограмму по развитию Дальнего Востока – аудитор Юрий Росляк

15 Октября 2014 г.

Выступая в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа», аудитор Счетной палаты Российской Федерации Юрий Росляк отметил необходимость скорейшей доработки государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» до 2025 г, реализацию которой как ответственный исполнитель осуществляет Минвостокразвития России.

«В условиях смещения политических и экономических интересов России на Восток, - подчеркнул Юрий Росляк, - вопросы долгосрочного и ускоренного развития дальневосточных территорий страны приобретают особое стратегическое значение».

При этом проведенная Счетной палатой экспертиза показала, что хотя цели госпрограммы по развитию Дальнего Востока формально соответствуют направлениям государственной политики в сфере социально-экономического развития макрорегиона, описание характеристик, критериев и состава показателей, определяющих «ускоренное развитие» и «улучшение социально-демографической ситуации» в госпрограмме отсутствует. «Более того, - добавил Юрий Росляк, - целевые значения большинства показателей госпрограммы противоречат ее целям, поскольку имеют тенденцию не к росту, а к снижению. Показатели, характеризующие изменение структуры ВРП и улучшение уровня жизни населения макрорегиона, в госпрограмме отсутствуют».

По словам аудитора, отсутствуют в госпрограмме и показатели реализации «майских» указов Президента. В частности, госпрограммой не предусмотрено взаимоувязанное решение проблемы обеспечения транспортных связей труднодоступных территорий Сибири и Дальнего Востока. Не отражено решение проблемы закрепления и привлечения населения на территории макрогрегиона за счет реализации мер, предусмотренных Указом № 600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Задачи и мероприятия по наращиванию участия в региональных и международных интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе в соответствии с Указом № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» в Программе также отсутствуют.

Аудитор также обратил внимание на недостаточное освоение средств федерального бюджета по госпрограмме. «Кассовое исполнение по госпрограмме на 1 сентября 2014 г. составило 23,5% от уточненной сводной бюджетной росписи», - отметил Юрий Росляк. Он также сообщил, что в проекте федерального бюджета на 2015-2017 гг. бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы были увеличены на 40 млрд. рублей, прежде всего на Обеспечивающую подпрограмму для поддержки инвестпроектов и создания на Дальнем Востоке сети территорий опережающего развития. «Однако перечень инветстпроектов до сих пор Правительством не утвержден, а правовые основания создания и функционирования сети территорий опережающего развития пока не созданы», - констатировал аудитор.

Основными недостатками законопроектов по созданию территорий опережающего развития, по словам аудитора, является отсутствие необходимых расчетов и обоснований по ряду показателей, в том числе по планируемому увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему, объему бюджетных инвестиций, необходимых для создания инфраструктуры указанных территорий в разрезе уровней бюджетной системы, предполагаемому объему инвестиций в проекты на территориях опережающего развития, а также по необходимой отраслевой специализации этих территорий и регулированию имущественных, градостроительных, земельных и иных правоотношений в порядке, отличающемся от установленного действующим законодательством. Кроме того, законопроектами не урегулированы вопросы создания комфортной и благоприятной среды для граждан, которые будут привлекаться для проживания и работы на территориях опережающего развития.

Говоря о проблемах, требующих от Минвостокразвития принятия скорейших мер, аудитор отметил и нерешенность вопроса расселения граждан из временных помещений, возведенных в ходе организации строительства БАМа.

Согласно представленной им информации, общее количество граждан, проживающих во временных помещениях в зоне БАМа, составляет приблизительно 15 тыс. человек, из которых около 4,5 тыс. человек получили временное жилье непосредственно при строительстве БАМа. При этом проблема переселения граждан из этих построек ни госпрограммой «Обеспечение доступным и комфортным жильем» ни госпрограммой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» не решается. «До настоящего времени Минвостокразвития не подготовлены необходимые правовые акты. Органами госвласти регионов не проводится работа по обеспечению жилыми помещениями лиц, проживающих во временном жилье в зоне БАМа, да и средств для решения этой задачи у этих регионов нет», – сказал Юрий Росляк.

Завершая свое выступление, аудитор Счетной палаты рекомендовал Минвостокразвития в кратчайшие сроки доработать и согласовать с органами исполнительной власти необходимые поправки в действующее законодательство и непосредственно в Госпрограмму, а также решить проблему расселения граждан из временных помещений в зоне БАМа в сроки, установленные 600-м Указом Президента – до 1 сентября 2017 года. «Мы тесно сотрудничаем с Минвостокразвития и надеемся, что рекомендации и предложения Счетной палаты, в том числе по проектам законов по созданию территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, будут рассмотрены и учтены », - резюмировал Юрий Росляк.


Материалы по теме

Наверх