РУС ENG 

Мероприятия по созданию Информационно-аналитического центра по поддержке ГАС «Правосудие» в полном объеме не завершены

29 Января 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ ИДР-ФОРМАТ/С.Авдуевский

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мероприятий по созданию Информационно-аналитического центра по поддержке государственной автоматизированной системы «Правосудие»* и эффективности расходов на выполнение государственного задания». С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Сергей Мовчан.

Проведенный анализ показал, что мероприятия по созданию Информационно-аналитического центра по поддержке государственной автоматизированной системы «Правосудие» (далее – Центр) в полном объеме не завершены. Цели, установленные Распоряжением о создании Центра, в полном объеме не достигнуты.

«Осуществив своевременно юридическую регистрацию Центра, Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации не издал в 3-месячный срок приказы, позволяющие Центру в полном объеме приступить к реализации установленных целей, - сообщил на Коллегии Сергей Мовчан. - Центр вместо выполнения всего спектра работ собственными силами привлекает подрядные организации, или его основные функции ложатся на сотрудников аппаратов судов, не ориентированных на решение вопросов в области информационных технологий».

По словам аудитора, в течение года с момента создания Центр не имел ни одного филиала в регионах России. Процесс его комплектования до настоящего времени не завершен. «На 1 июля 2014 года было создано 77 филиалов, из которых укомплектовано 80%. Фактическая численность Центра составляла 879 человек или 49% от предельной штатной численности, установленной Распоряжением», - уточнил Сергей Мовчан.

Как следует из результатов проведенного анализа, государственные задания, формируемые Центру Судебным департаментом, не содержат показателей, характеризующих качество, объем или содержание выполняемых работ. Ведомственный перечень государственных работ Центра также определен в самом общем виде и не отражает в полной мере состав работ, выполняемых Центром в сфере информационно-коммуникационных технологий. Порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ и содержание имущества Центра с Минфином России и Минэкономразвития России не согласован и не соответствует требованиям Методических рекомендаций, утвержденных совместным приказом этих ведомств.

Анализ структуры расходов на информатизацию деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов показал, что выделенный на это в 2013 и 2014 гг.. бюджетный ресурс был сосредоточен на финансировании технического обеспечения функционирования Государственной автоматизированной системы «Правосудие» (далее - ГАС «Правосудие») – 87%, в то время как на оставшиеся 4 работы приходится всего 13%. «То есть в качестве приоритета информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов избрана закупка товаров и услуг для автоматизированных рабочих мест судей и работников судов, что явно не способствует формированию единого информационного пространства для судейского сообщества и не повышает доступность информации о деятельности судов», - отметил Сергей Мовчан.

Издание Судебным департаментом приказа «Об утверждении Положения об Управлении информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента» создает риски дублирования функций Управления информатизации и Центра в рамках государственного задания, что в свою очередь может привести к неэффективным расходам.

Кроме того, схема финансирования Центра не отвечает требованиям Бюджетного кодекса в части включения в нее бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ (услуг) для информатизации судов. Как сообщил аудитор, более 50% бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, расходовались без включения в План информатизации Судебного департамента и не проходили согласование в Минкомсвязи России. Организация финансирования закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий через субсидию на госзадание выводит весь этот объем средств из сферы санкционирования расходов федерального бюджета. В итоге при 100% кассовом исполнении субсидии фактические поставки продолжались до сентября 2014 года. «Сложившаяся практика содержит в себе существенные риски неэффективных расходов, в то время как одной из главных целей создания Центра являлось повышение их эффективности», - подчеркнул аудитор.

Еще одна проблема, которая обсуждалась на Коллегии, касается учета имущественного комплекса ГАС «Правосудие».

По словам аудитора, в Судебном департаменте нет балансовой стоимости имущественного комплекса ГАС «Правосудие» как единицы бюджетного учета, а Центр не обладает полномочиями собственника (оператора) системы. При этом в целях реализации ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» Центром были заключены договоры на приобретение основных средств, непосредственно являющихся составными частями ГАС «Правосудие». Закупаемое имущество передавалось на забалансовый учет территориальным управлениям (отделам) Судебного департамента и судам общей юрисдикции регионов Российской Федерации в безвозмездное временное пользование. «В результате основные средства, приобретаемые в целях функционирования ГАС «Правосудие», рассредоточены и не в полном объеме попадают в отчетность главного распорядителя средств федерального бюджета, что создает риски утраты этого имущества, необъективности оценок в части состояния и развития информационной системы судебной власти», - констатировал Сергей Мовчан.

Кроме того, проведенный анализ показал, что ряд решений Судебного департамента по созданию и функционированию Центра противоречит обоснованиям, изложенным в пояснительной записке к Проекту распоряжения о его создании. В частности, это касается решения по размещению работников филиалов Центра не в зданиях и помещениях органов Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции, а также решения по формированию кадрового состава не за счет штатной численности специалистов в сфере информационных технологий, выделенной судам общей юрисдикции, и по созданию большего количества филиалов, чем было запланировано. «Указанные решения, - пояснил аудитор, - будут приводить к дефициту объема средств, необходимых Центру для обеспечения функционирования ГАС «Правосудие» по сравнению с объемом средств, предусмотренных ему на стадии создания, и как следствие к дополнительным расходам федерального бюджета. По нашей оценке дополнительные расходы только на содержание помещений составят 1,5 млн. рублей ежегодно».

На Коллегии также было отмечено, что Судебный департамент представил в Минэкономразвития России и Счетную палату недостоверные сведения о выполнении показателей мероприятий, установленных в государственном задании в целях реализации ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». Причем эти недостоверные данные были отражены и в Отчете Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2013 год. «Выявленный факт послужил основанием для составления протокола об административном правонарушении, который направлен в Росфиннадзор», - подчеркнул аудитор.

Коллегия приняла решение направить информационныее письма в Администрацию Президента Российской Федерации, Генеральную прокуратуру, Минфин России. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Администрацию Президента Российской Федерации.

Справочно:

*Федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационный аналитический центр по поддержке государственной автоматизированной системы «Правосудие» было создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 681-р. Функции и полномочия учредителя Центра закреплены за Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации.

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» представляет собой совокупность информационных ресурсов и комплексов средств автоматизации, функциональных подсистем, сетей и передачи данных, используемых судами общей юрисдикции и органами Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации на территории Российской Федерации. Общий объем расходов федерального бюджета на создание, модернизацию, эксплуатацию ГАС «Правосудие» в 2003-2013 годах составляет 16,9 млрд. рублей.


Ключевые факты

  1. Мероприятия по созданию Информационно-аналитического центра по поддержке государственной автоматизированной системы «Правосудие» в полном объеме не завершены.
  2. На 1 июля 2014 года было создано 77 филиалов, из которых укомплектовано 80%. Фактическая численность Центра составляла 879 человек или 49% от предельной штатной численности, установленной Распоряжением о его создании.
  3. Схема финансирования Центра не отвечает требованиям Бюджетного кодекса в части включения в нее бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ (услуг) для информатизации судов. Более 50% бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели расходовались без включения в План информатизации Судебного департамента и не проходили согласование в Минкомсвязи России.
  4. Основные средства, приобретаемые в целях функционирования ГАС «Правосудие», рассредоточены и не в полном объеме попадают в отчетность главного распорядителя средств федерального бюджета, что создает риски утраты этого имущества, необъективности оценок в части состояния и развития информационной системы судебной власти

Материалы по теме

Наверх