РУС ENG 

Кемеровская и Челябинская области могли справиться с последствиями ЧС без привлечения средств федерального бюджета

17 февраля 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Резервный фонд), выделенных в 2012 - 2014 гг. Кемеровской и Челябинской областям.* С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Проверка выявила ряд системных проблем, связанных с порядком выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда. Так, в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации обязаны создавать необходимые резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального характера, при этом при недостаточности у субъекта собственных средств Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о выделении на указанные цели бюджетных ассигнований из Резервного фонда. Однако отсутствие нормативно установленного порядка оценки недостаточности бюджетных ассигнований в бюджетах субъектов Российской Федерации с указанием четких критериев и количественно измеряемых показателей позволяет субъектам обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств федерального бюджета при наличии собственных резервных средств.

Как показала проверка, в бюджете Челябинской области на 2013 г. был создан резервный фонд в размере 2,1 млрд. руб. По итогам финансового года его нераспределенный остаток составил почти 600 млн. руб. и превысил объем выделенных Правительству Челябинской области средств федерального бюджета на ликвидацию последствий падения метеорита и восстановление поврежденных дорог и мостов - 567,7 млн. руб. Аналогичная ситуация сложилась и в Кемеровской области, где неиспользованные бюджетные ассигнования резервного фонда превышали заявленную потребность в федеральных средствах почти в 2 раза. «Таким образом, Правительством Российской Федерации были поддержаны обращения указанных субъектов о выделении средств из Резервного фонда, несмотря на наличие собственных средств», - резюмировал Максим Рохмистров.

17022015-1.jpg

Кроме того при подготовке решений Правительства Российской Федерации о выделении из Резервного фонда бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций не выполняются требования законодательства по обязательному определению случаев оказания гражданам единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым она будет оказана.

В результате установлено, что 11 млн. руб., выделенные Кемеровской области на оказание гражданам единовременной материальной помощи, были выплачены гражданам, чьи автомобили пострадали в результате града, при этом методическим рекомендациями МЧС России по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда предусмотрены только выплаты на восстановление поврежденного частного жилого помещения.

Также аудитор отметил, что установленные сроки подготовки и рассмотрения документов, обосновывающих выделение средств федерального бюджета из Резервного фонда, не соблюдались как органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и МЧС России и Минфином России. Нарушение сроков перечисления средств по принятым распоряжениям Правительства Российской Федерации составило от 22 до 81 дня.

17022015-2.jpg

Длительные сроки подготовки и согласования проектов распоряжений Правительства Российской Федерации, а также недостаточный уровень контроля со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, приводили к расходованию средств Резервного фонда с нарушением бюджетного законодательства. Так, средства федерального бюджета в сумме 271,9 млн. руб., выделенные Правительству Челябинской области из Резервного фонда в апреле 2014 года на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах дорожного хозяйства Челябинской области, фактически использованы для покрытия расходов области на работы, выполненные в период с октября по декабрь 2013 года и оплаченные за счет бюджета Челябинской области.

Таким образом, «на момент перечисления Челябинской области средств федерального бюджета, выделенных из Резервного фонда, большая часть аварийно-восстановительных работ на объектах дорожного хозяйства была завершена и недостатка собственных средств для проведения указанных работ не имелось», - пояснил аудитор.

Коллегия приняла решение направить представления Счетной палаты Минфину России, МЧС России, Губернатору Кемеровской области, Губернатору Челябинской области, ректору Южно-Уральского государственного университета, а также информационные письма в Федеральную антимонопольную службу и Правительство Российской Федерации с приложением отчета о результатах контрольного мероприятия.

Справочная информация:

Средства федерального бюджета из Резервного фонда были выделены Челябинской и Кемеровской областям на ликвидацию последствий четырех чрезвычайных ситуаций регионального значения, произошедших в период 2012 – 2013 годов:

падение метеорита и паводок в Челябинской области,

землетрясение и град со шквалистым ветром в Кемеровской области.

Правительством Российской Федерации были приняты 8 решений о выделении из Резервного фонда бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий вышеуказанных чрезвычайных ситуаций на общую сумму 1,47 млрд. руб., из которых по состоянию на 1 октября 2014 года использовано 1,12 млрд. руб. Также из фонда перечислены 282 млн. руб. на погашение государственных жилищных сертификатов.


Ключевые факты

  1. В бюджете Челябинской области на 2013 г. был создан резервный фонд в размере 2,1 млрд. руб. По итогам финансового года его нераспределенный остаток составил почти 600 млн.

  2. Объем выделенных Правительству Челябинской области средств федерального бюджета на ликвидацию последствий падения метеорита и восстановление поврежденных дорог и мостов составил 567,7 млн. руб.

  3. Нарушение сроков перечисления средств по принятым распоряжениям Правительства Российской Федерации составило от 22 до 81 дня.
  4. Длительные сроки подготовки и согласования проектов распоряжений Правительства Российской Федерации, а также недостаточный уровень контроля со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, приводили к расходованию средств Резервного фонда с нарушением бюджетного законодательства.

  5. Средства федерального бюджета в сумме 271,9 млн. руб., выделенные Правительству Челябинской области из Резервного фонда в апреле 2014 года на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах дорожного хозяйства Челябинской области, фактически использованы для покрытия расходов области на работы, выполненные в период с октября по декабрь 2013 года и оплаченные за счет бюджета Челябинской области.


Материалы по теме

Наверх