РУС ENG 

Росавиация неэффективно использует средства на модернизацию Единой системы организации воздушного движения

20 февраля 2015 г.
Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)»*. С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Как показало контрольное мероприятие, не достигнуты плановые значения целого ряда индикаторов и показателей Программы. Таких как сроки ее реализации, количество введенных объектов, эффективность вложений бюджетных средств и др.

Сроки реализации и показатели Программы

Деятельность госзаказчиков Программы при ее разработке не была организована должным образом, а оценка реальных возможностей реализации программных мероприятий в планируемые сроки не осуществлялась.

По этой причине, а также в связи с невыполнением единственным поставщиком обязательств уже в 2009 г. была проведена корректировка параметров Программы. В 2013 г., то есть за два года до окончания срока ее реализации, был установлен новый срок - 2009-2020 гг. (первоначально 2009-2015 гг.), а также изменены сроки достижения плановых значений основных целевых индикаторов и показателей.

Как показала проверка, не достигнуты плановые значения индикаторов и показателей Программы. Не введено в эксплуатацию ни одного из 20 запланированных узлов опорной сети цифровой сети интегрированной фиксированной связи. Автоматизированных приемно-передающих центров из 55 введено лишь 29. Из запланированных двух авиационных поисково-спасательных центров, в эксплуатацию не введено ни одного.

Финансирование Программы

Как отметил аудитор, за период с 2011 г. по I полугодие 2014 г. объем средств, направленных на реализацию Программы, составил 10 млрд. рублей, из которых средства федерального бюджета - 3,7 млрд. рублей, внебюджетные – 6,3 млрд. рублей.

В настоящее время сложно оценить достаточность внебюджетных источников и обоснованность привлечения средств федерального бюджета на финансирование программных мероприятий в этой сфере из-за того, что подготовка обоснований ресурсного обеспечения Программы велась в отсутствие долгосрочной модели госрегулирования ставок аэронавигационных сборов.

При этом финансовые средства, поступающие в виде аэронавигационных сборов, - основные источники внебюджетных средств финансирования Программы.

В 2011-2013 гг. Госкорпорацией по организации воздушного движения (далее – Госкорпорация) направлялись обращения в Федеральную службу по тарифам с просьбой об изменении ставки сборов за аэронавигационное обслуживание. Однако они с 2011 г. так и не пересматривались.

Валерий Богомолов отметил, что исполнение расходов федерального бюджета на реализацию Программы Росавиацией организовано на низком уровне.

В декабре 2013 г. по предложению Росавиации утвержденная сумма бюджетных ассигнований была уменьшена на 429,2 млн. рублей или на 38%. Таким образом, в течение 2013 г. значительная часть бюджетных средств, первоначально предусмотренных на реализацию программных мероприятий, не была использована.

Аналогичная ситуация сложилась и в 2014 г., в котором общая сумма бюджетных ассигнований (894,6 млн. руб.) в июне была уменьшена на 310 млн. рублей или на 34,7%. Из оставшихся 584,6 млн. рублей по состоянию на 1 ноября 2014 г. Росавиацией исполнено лишь 32,9 млн. рублей или только 5,6%. По оперативным данным: в ноябре-декабре 2014 года бюджетные ассигнования уменьшены на 464,9 млн. рублей или на 79,5 %. По итогам 2014 года исполнение составило 79,1 млн. рублей или 65,5 %.

«В результате значительная часть финансовых ресурсов, выделенных Росавиации на реализацию программных мероприятий, в течение года практически была «заморожена», по предназначению не использовалась и не могла быть перераспределена на другие цели», - пояснил Валерий Богомолов. – Так что причины несвоевременного и неполного выполнения программных мероприятий не в недостаточности ресурсного обеспечения, а в организации работы».

Эффективность Программы не достигнута

В ходе реализации мероприятий по модернизации Единой системы организации воздушного движения не достигнута планируемая эффективность Программы.

В частности, «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», определенный Указом Президента единственным поставщиком товаров, работ и услуг по Программе, с возложенными на него обязанностями не справился.

«Выполнение значительной части договоров заключенных с концерном как с единственным поставщиком фактически осуществлялось субподрядными организациями, - отметил Валерий Богомолов. - Обязательства по разработке проектно-сметной документации концерном выполнялись несвоевременно и некачественно».

При этом Росавиация претензии и иски в связи с некачественной разработкой проектно-сметной документации к генеральному проектировщику не предъявляла. Хотя в отдельных случаях концерн отказывался выполнять работы по проектно-сметной документации, которую сам же и разрабатывал. В частности, с 2010 г. концерн ПВО «Алмаз-Антей» практически отказался от выполнения строительно-монтажных работ по объектам Единой системы организации воздушного движения.

Как отметил аудитор, эффективность использования денежных средств, направляемых на реализацию Программы, снижалась из-за отсутствия должной взаимоувязки в сроках выполнения мероприятий. Так стоимость ежегодного остатка оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств, которое не вывозилось со складов поставщиков, а передавалось на хранение производителям, превышала 500 млн. рублей, а по состоянию на 1 января 2013 г. - 909 млн. рублей. При этом оборудование не вывозится со складов от 8 месяцев до 4 лет, что приводит к сокращению гарантийного срока его использования.

Финансово-хозяйственная деятельность Госкорпорации по организации воздушного движения

Несмотря на рост объема выручки от оказания аэронавигационных услуг, размер чистой прибыли – основного источника финансирования программных мероприятий, ежегодно снижается. Это свидетельствует о превышении темпов роста расходов Госкорпорации по сравнению с получаемыми доходами.

Согласно результатам проверки, Госкорпорацией допущены необоснованные расходы, которые фактически нанесли ущерб Предприятию в размере 105,3 млн. рублей. Отмечено два случая (один на 49,4 млн. рублей, другой – на 55,9 млн. рублей), когда были заключены договоры поручительства на условиях, по которым взыскать с поручителя средства не представляется возможным. В результате выплаченные авансы подрядчиком не отработаны и не возвращены. Сам подрядчик объявлен банкротом, а поручитель исключен из реестра юридических лиц.

Кроме того, конкурсные процедуры в рамках выполнения Программы проводились с нарушением законодательства о госзакупках, что создавало предпосылки коррупционных рисков.

За проверенный период Госкорпорацией оплачены юридические услуги, которые дублируют часть функций предприятия, в сумме 472,5 млн. рублей, а часть услуг оказана в интересах Росавиации, Минтранса и «Аэрофлота».

По всем вышеперечисленным фактам нарушения законодательства Счетная палата направила обращение в Генеральную прокуратуру. В письме указано, что по выявленным фактам необходимо проведение органами прокуратуры РФ надзорных мероприятий и принятие по их результатам мер реагирования для обеспечения сохранности государственной собственности и надлежащего оформления прав на нее. А также для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление руководителю Росавиации; информационное письмо заместителю Председателя Правительства А. Дворковичу. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в палаты Федерального Собрания.

*Справочно

Программа модернизации Единой системы организации воздушного движения на 2009-2015 гг. в целях повышения безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства была утверждена в 2008 г. По результатам реализации программы к 2015 г. планировалось ввести в эксплуатацию 13 укрупненных центров управления воздушным движением, 100 доплеровских метеорологических радиолокаторов, 26 авиационных поисково-спасательных центров.


Материалы по теме

Наверх