РУС ENG 

Анализ мер по устранению нарушений при подготовке и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи

10 апреля 2015 г.
Фото: ИТАР-ТАСС

Счетной палатой Российской Федерации был проведен анализ принятых мер со стороны объектов проверки по устранению нарушений, выявленных по результатам контрольного мероприятия «Комплексный контроль эффективности использования государственных ресурсов за период 2008 – 2014 годов в целях подготовки и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и развития г. Сочи как горноклиматического курорта». Анализ был проведен по окончании Олимпийских игр.

Российская Федерация в полном объеме и в соответствии с предъявляемыми требованиями выполнила свои обязательства перед Международным олимпийским комитетом и Международным паралимпийским комитетом по проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи.

Проведению Олимпийских Игр 2014 года в городе Сочи предшествовала многолетняя (на протяжении 7 лет) масштабная организация и консолидация человеческого капитала, ресурсного обеспечения по их подготовке, а также целенаправленная работа ответственных исполнителей Программы олимпийского строительства и остальных участников Олимпийского проекта.

В целях построения эффективной системы управления Играми учреждены АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», ГК «Олимпстрой», АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр», АНО «Единый информационный центр», АНО «Спортивное вещание», АНО «Агентство по проведению Церемоний», а также созданы институциональные механизмы взаимодействия между всеми участниками Олимпийского проекта. В организации Игр приняли участие более 50 федеральных министерств и ведомств.

Сформированная система управления Играми обеспечила, как во время подготовки, так и во время проведения Игр, эффективное взаимодействие более 100 федеральных органов исполнительной власти, ведомств и организаций, в том числе указанная система позволила обеспечить тесное взаимодействие с МОК и МПК в период проведения Игр.

Затраты на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр (строительство спортивных объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование, строительство временной инфраструктуры и организацию Игр) в общей сложности составили 324,9 млрд. руб., из них: 221 млрд. руб. - частные инвестиции, 103,3 млрд. руб. – федеральный бюджет, 0,6 млрд. руб. - бюджеты Краснодарского края и г. Сочи.

Подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр

Согласно результатам проверки, доходы Оргкомитета «Сочи 2014» составили 85,4 млрд. руб. Оргкомитет «Сочи 2014» увеличил общую сумму полученных доходов по сравнению с суммой доходов, зафиксированных на стадии заявочного процесса в Заявочной книге города-кандидата на проведение Игр, в 2,1 раза, или на 47,6 млрд. руб. В основном увеличение произошло за счет привлечения большого количества национальных маркетинговых партнеров, сумма поступлений от которых в 3,2 раза, или на 33,6 млрд. руб. превышает запланированные объемы.

В 2014 г. в доход федерального бюджета Оргкомитетом «Сочи 2014» были возвращены средства неиспользованной федеральной субсидии в общей сумме 1,6 млрд. руб.

В Заявочной книге города-кандидата на проведение Игр Правительство России предоставило финансовые гарантии выделения взноса на подготовку и проведение Игр. Обязательства Российской Федерации выполнены в полном объеме.

В рамках работы по устранению отдельных замечаний Счетной палаты, Оргкомитетом «Сочи 2014» принят ряд мер по совершенствованию закупочных процедур, устранению имеющихся в данной сфере недостатков, повышению удельного веса закупок, осуществленных на альтернативной основе, выбора поставщиков и минимизации практики «мелких закупок» в целях реализации требований Положения о закупочной деятельности Оргкомитета «Сочи 2014», утвержденного решением Наблюдательного Совета Оргкомитета «Сочи 2014». Также По результатам проверки Счетной палаты Оргкомитетом «Сочи 2014» произведена корректировка (уменьшение) расходов, профинансированных за счет средств субсидии из федерального бюджета, на общую сумму 68,3 млн. руб. Указанные средства возвращены в доход федерального бюджета в начале декабря 2014 года.

Строительство и реконструкция объектов для развития г. Сочи как горноклиматического курорта

Администрацией Краснодарского края по состоянию на 1 сентября 2014 г. завершено 66 из 71 мероприятий краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» (далее – КЦП) в установленный срок (до 31 декабря 2013 г.). Не завершены соответственно 5: «Очистные сооружения канализации «Бзугу» 2 этап (строительная готовность 40%), Водозабор Адлерского участка Мзымтинского месторождения подземных вод (95%), «Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов низкого давления» (95%), «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе» (20%), «Обеспечение проектных и изыскательских работ, строительство инфраструктуры системы вывоза отходов с территории города Сочи» (по отдельным этапам от 10% до 100%).

Администрацией Краснодарского края и Администрацией г. Сочи с целью устранения замечаний Счетной палаты по результатам проверки в настоящее время прорабатывается комплекс мероприятий по обеспечению использования невостребованных в рамках КЦП проектно-изыскательских работ, ликвидации дебиторской задолженности по мероприятиям КЦП, в том числе путем проведения необходимой претензионно-исковой работы, а также завершению работы по реализации 5 мероприятий КЦП за счет средств генподрядчика в рамках гарантийного срока.

По информации Администрации Краснодарского края в целях завершения вышеуказанные мероприятия КЦП включены в подпрограмму «Обеспечение реализации продолжаемых мероприятий жилищно-коммунальной инфраструктуры программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». В 2014 году завершена реализация мероприятия «Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов низкого давления», предусматривающего газификацию 30-ти населенных пунктов Адлерского района. Завершены работы в полном объеме, что подтверждается положительными заключениями Госстройнадзора. По 28-ми населенным пунктам получены разрешения на ввод объектов (газопроводов) в эксплуатацию. По 2-м населенным пунктам (пос. Красная Поляна и пос. Дубравный) разрешения на ввод в эксплуатацию по причине уменьшения объема выполненных работ более чем на 10% от проектной величины не получены. В настоящее время ведется работа в части получения соответствующих заключений органов экспертизы. В результате уменьшения объема работ образовалась экономия бюджетных средств, которая в 2015 году возвращена в доход соответствующих бюджетов.

По мероприятию «Водозабор Адлерского участка Мзымтинского месторождения подземных вод» строительная готовность составляет 100%, получено заключение Госстройнадзора. По оставшимся 2-м незавершенным мероприятиям КЦП «Очистные сооружения «Бзугу» (2-й этап) и «Полигон твердых бытовых отходов в Лазаревском районе» причиной низких темпов выполнения работ явилась недобросовестность подрядных организаций и неблагоприятные погодные условия, повлекшие за собой множество оползневых явлений. С учетом расторжения государственных контрактов с применением штрафных санкций с недобросовестными подрядчиками и заключения новых контрактов в августе-сентябре 2014 года увеличились темпы производства строительно-монтажных работ на объектах. Строительная готовность на февраль 2015 года составляет 75% и 43% соответственно. Подрядными организациями взяты обязательства о завершении мероприятий в 2015 году.

Результаты исполнения КЦП с затратами на проектно-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации по 13 мероприятиям на общую сумму 521,4 млн. руб. не использовались. На данный момент по информации Администрации города Сочи мероприятия на стадии ПИР по большинству объектов завершены и включены в государственные программы края и федеральные целевые программы.

Генеральная схема обращения отходов в г. Сочи, предусматривающая строительство межмуниципального полигона ТБО в районе г. Белореченска с мусоросортировочной станцией на его территории, а также четырех мусороперегрузочных площадок ТБО с предварительной сортировкой в Хостинском и Лазаревском районах г. Сочи, Туапсинском районе и в г. Горячий Ключ, на момент проверки реализована частично. Степень строительной готовности этих объектов составляла от 10% до 92%. Строительство проводилось при отсутствии положительных заключений госэкспертизы, утвержденной проектно-сметной документации и разрешений на строительство. Вместе с тем, на указанных объектах проводилась переработка ТБО.

При приемке и передаче объектов в государственную (муниципальную) собственность Администрациями Краснодарского края и г. Сочи был установлен ряд замечаний по качеству и объемам выполненных работ на передаваемых объектах. Так при подписании актов приема-передачи в муниципальную собственность объектов мероприятий КЦП, заказчиком строительства которых являлось Главное управление строительства Краснодарского края (ГКУ ГУСКК), имелись замечания по 18 объектам, из которых по 5 объектам замечания на момент проведения проверки не были устранены. По информации Администрации Краснодарского края устранены замечания по 16 из 18 объектам. В целях устранения замечаний ГКУ ГУСКК подготовлено исковое заявление в суд на подрядную организацию по устранению всех оставшихся замечаний в рамках гарантийных обязательств.

Администрацией города Сочи в настоящее время приняты меры по устранению в полном объеме замечаний эксплуатирующих организаций, выявленных при приеме-передаче в хозяйственное ведение котельных №10, 11, 16, 19, 19/4 и 24. В настоящее время вышеуказанные котельные обеспечивают бесперебойным теплоснабжением присоединенных к ним потребителей тепловой энергии. Кроме того, были устранены замечания по объекту «Канализирование существующей жилой застройки в районе Бочарова ручья» (канализационно-насосные станции находились в выключенном состоянии, прием стоков от потребителей отсутствовала).

ГК «Олимпстрой»

По результатам проверки было установлено, что ГК «Олимпстрой» в целом были решены задачи по строительству олимпийских спортивных объектов, строительству и реконструкции объектов для развития г. Сочи как горноклиматического курорта и координации деятельности ответственных исполнителей Программы олимпийского строительства.

В доход федерального бюджета ГК «Олимпстрой» были возвращены средства имущественного взноса Российской Федерации (субсидии), образовавшиеся в результате экономии и претензионно-исковой работы по результатам взаимных расчетов с подрядными организациями и ответственными исполнителями, в общей сумме 43,5 млрд. руб.

ГК «Олимпстрой» были произведены расходы в общей сумме 1,8 млрд. руб., из которых 1,35 млрд. руб. составили затраты на невостребованные результаты работ по объектам Программы строительства, в т.ч. в связи с изменениями мест размещения ряда объектов, 463,9 млн. руб. – затраты на реализацию мероприятий, исключенных впоследствии из Программы строительства.

ГК «Олимпстрой» в 2014 г. с отставанием от сроков были введены в эксплуатацию 9 объектов, предусмотренных Программой строительства, что повлекло нарушение сроков передачи этих объектов в государственную и муниципальную собственность. В целом объекты инфраструктуры передавались корпорацией в государственную и муниципальную собственность с задержкой от одного до десяти месяцев.

В процессе претензионно-исковой работы ГК «Олимпстрой» не были приняты меры по взысканию неустойки, предусмотренной договорами (соглашениями). Речь идет о мерах дополнительной финансовой ответственности подрядчиков и ответственных исполнителей Программы строительства за несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию.

ГК «Олимпстрой» с целью устранения замечаний Счетной палаты по результатам проверки была ликвидирована дебиторская и кредиторская задолженность на общую сумму 2,95 млрд. руб. и 230 млн. руб. соответственно; завершена передача в государственную и муниципальную собственность всех объектов Программы строительства; обеспечено исполнение в полном объеме 12 поручений Правительства России.

Транспортная и энергетическая инфраструктура

Созданная нормативная правовая база в целом позволила обеспечить выполнение ответственными исполнителями Программы строительства задач и полномочий по строительству (реконструкции) объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, необходимых для развития г. Сочи как горноклиматического курорта. Поручения Президента России и Правительства России в основном были выполнены в полном объеме и в установленные сроки.

Проверкой выявлены невостребованные результаты ПИРов по объектам транспортной и энергетической инфраструктуры на общую сумму 63,2 млн. руб. В настоящее время в Росавтодоре работает комиссия по оценке целесообразности использования результатов ПИР, в результате чего вышеуказанная проектно-сметная документация и затраты на ее разработку будут предложены к передаче г. Сочи для возможного ее дальнейшего использования как объекта, имеющего местное значение.

ФГУП «Росморпорт», подведомственным Минтрансу России, в нарушение Градостроительного кодекса осуществлялось строительство объектов федеральной собственности Морского порта г. Сочи (II-ой очереди) без разрешения на строительство. Не предъявлялись претензии подрядчикам и не начислялись штрафные санкции за задержку выполнения работ.

ФКУ Упрдор «Черноморье», исполняющее функции заказчика от Управления федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю по всем объектам незавершенного строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений в регионе Большого Сочи, в нарушение законодательства не было зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления на ряд объектов, включенных в Программу строительства.

В структуре дебиторской задолженности ФКУ Упрдор «Черноморье» числится дебиторская задолженность ОАО «Тоннельный отряд № 44» на общую сумму 206,3 млн. руб., в отношении которого введена процедура банкротства. С 23 сентября 2013 года ФКУ Упрдор «Черноморье» ведется судебное производство в отношении этой подрядной организации, в том числе в отношении возврата основного долга.

Проверкой установлено, что 141 жилой дом, построенный для переселения граждан с территории строительства олимпийских объектов, не используется. В настоящее время указанные дома по решению Правительства передаются в муниципальную собственность г. Сочи. Генпрокуратурой России вопрос о передаче в федеральную собственность этого жилого фонда взят на особый контроль.

Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного проспекта эксплуатировалась режиме рабочего движения с проведением необходимых мер по обеспечению безопасности без разрешения на ввод в эксплуатацию. Разрешение получено в январе 2015 года.

ОАО «Кубаньэнерго» в нарушение Градостроительного кодекса были проведены строительно-монтажные работы по объекту «Подстанция «Родниковая» (110 кВ)» без получения разрешения на строительство.

Росавтодором с целью устранения замечаний Счетной палаты по результатам проверки проводится работа по сокращению дебиторской задолженности, числящейся в учете ФКУ Упрдор «Черноморье», проводится инвентаризация расходов на невостребованные ПИРы.

Природопользование и экология

По информации Минприроды России, Росимуществом для целей строительства объектов было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на 1403 земельных участков ФГБУ «Сочинский национальный парк» общей площадью 4,4 тыс. гектаров. При прекращении прав на указанные участки акты приема-передачи по ним не подписывались. После завершения строительства олимпийских объектов по решению Правительства Сочинскому национальному парку были возвращены 405 земельных участков, которые использовались в процессе строительства, но не востребованы для целей эксплуатации олимпийских объектов. Инвентаризация передаваемых участков с участием представителей Сочинского национального парка не проводилась. Установлено, что на многих из 405 возвращенных Сочинскому национальному парку земельных участках находятся различные объекты недвижимости, также выявлены нарушения почвенного покрова и вырубка насаждений. По поручению Правительства Минприроды России проводит по данному вопросу соответствующую работу с правообладателями указанных земельных участков. Кроме этого, по результатам проверки Счетной палаты Генеральной прокуратурой взят на особый контроль вопрос о возврате земельных участков Сочинскому национальному парку.

Согласно данным Росприроднадзора, служба в связи с подготовкой к проведению Олимпийских игр проводила выдачу разрешений на использование объектов растительного мира на участках олимпийского строительства. При этом в каждом выданном разрешении содержались обязательные к исполнению компенсационные мероприятия, которыми предусматривались высадка, пересадка деревьев, а также сбор от назначенных к рубке деревьев семенного материала, черенков и другого посадочного материала в целях последующей передачи в ботанические сады и питомники для культивирования и высадки в естественную среду обитания, а также осуществление мероприятий по мониторингу за состоянием деревьев в зоне проводимых работ по строительству олимпийских объектов и в зоне осуществленных посадок.

Росприроднадзором было выдано 193 разрешения на изъятие 265197 экземпляров растений и 4782 объектов животного мира. Компенсационные посадки проводились на территории Сочинского национального парка, животные отлавливались и переселялись в аналогичные фитоландшафтные условия парка. Обязательным условием выполнения разрешений является мониторинг приживаемости растений под контролем Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Вместо не прижившихся растений проводится высадка новых того же вида в двухкратном размере.

Прорабатываются и другие замечания Счетной палаты. Так с целью включения в перечень предполагаемых к возврату земельных участков, имеющих природоохранную ценность, и исключения двойного учета сведений о земельных участках в государственном кадастровом учете, Правительство России поручило Минприроды России в срок до 1 июня 2015 г. осуществить при участии Росимущества и Росреестра инвентаризацию указанных земельных участков и устранить выявленные несоответствия двойного учета.

Федеральная миграционная служба

В ходе проверки строительства административного здания Управления ФМС России по Краснодарскому краю в г. Сочи было установлено, что генеральным подрядчиком ООО «Строительная Компания Атлас» в одностороннем порядке без согласования с заказчиком УФМС России по Краснодарскому краю в проектно-сметную документацию внесены изменения, исключающие выполнения ряда работ. Также на объекте установлено оборудование с техническими характеристиками, отличными от условий контракта. Государственную экспертизу, в том числе на предмет достоверности сметной стоимости, внесенные изменения не проходили. По предварительной оценке, указанные действия повлекли за собой причинения ущерба в размере более 3,8 млн. руб. В настоящее время по указанным фактам Прокуратурой г. Сочи проводится проверка.

Росграница

Росграницей было обеспечено решение задач по реконструкции пунктов пропуска через государственную границу России и их оснащению современным оборудованием и техническими средствами, что позволило повысить эффективность работы пунктов пропуска и обеспечить необходимую безопасность проведения Олимпийских игр. Вместе с тем, по окончании Олимпийских игр пункты пропуска через государственную границу России, находящиеся в г. Сочи, должным образом не загружены. В тоже время на МАПП Адлер в период курортного сезона и в период созревания сельскохозяйственной продукции в Республике Абхазия (ноябрь-март) фактическая нагрузка на пункт пропуска значительно превышает его проектную мощность, что приводит к созданию очередей на подъездах к пункту пропуска и в зонах пограничного и таможенного контроля. Указанная проблема требует своего разрешения.

При отсутствии необходимой потребности, связанной с низким объемом грузовых перевозок через государственную границу Российской Федерации, на ЖДПП Адлер осуществлялось строительство санитарного тупика и пункта досмотра задержанных грузов, которое в 2013 г. по решению Росграницы было остановлено. На балансе Сочинского филиала ФГКУ Росгранстрой находится Нагорный канал НК-2, который является частью системы нагорных каналов Адлерского района Краснодарского края и как объект недвижимого имущества ФГКУ Росгранстрой не используется. ФГКУ Росгранстрой обратилось к администрации г. Сочи о получении согласия на прием Нагорного канала НК-2 в муниципальную собственность.

Не принято решение по специальному оборудованию и программному обеспечению общей стоимостью 31,8 млн. руб., находящемуся на законсервированном дополнительном пассажирском терминале ВПП Сочи.

Санатории

В Программу олимпийского строительства были включены следующие объекты: ФГБУ «Объединенный санаторий «Сочи», ФГБУ «Объединенный санаторий «Русь», ФГУП Оздоровительный комплекс «Дагомыс» (далее – санатории). Бюджетные инвестиции в санатории производились в рамках ФАИП.

При формировании ФАИП в отношении санаториев применялся термин «вспомогательные объекты», содержание которого законодательно не определено. Санатории со своей стороны допускали нарушения в применении кодов классификации расходов по реконструкции ряда объектов капитального строительства, входящих в Программу строительства.

По состоянию на 1 апреля 2014 г. не произведена государственная регистрация прав следующих объектов:

- санаторий «Сочи» – право постоянного (бессрочного) пользования 4 земельных участков общей площадью 37,8 тыс. м2, право оперативного управления на 120 зданий и сооружений общей площадью 35,1 тыс. м2;

- оздоровительный комплекс «Дагомыс» – право оперативного управления на 12 зданий и сооружений общей площадью 1,5 тыс. м2.

По предоставленной информации в Счетную палату регистрацию предполагается завершить во втором квартале 2015 г.

Объектам контрольных мероприятий направлены представления счетной палаты Российской Федерации, которые находятся на контроле. Вместе с тем контрольные и надзорные органы не должны снижать внимание к этому вопросу. 

Наверх