РУС ENG 

Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания

13 апреля 2015 г.
С.Фадеичев, С.Бобылев, С.Павлова, В.Машатин/Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчеты по четырем проверкам исполнения соглашений между Минздравом, Минобрнауки, Минкультуры, Минтрудсоцзащитой и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению целевых показателей оптимизации сети государственных и муниципальных медицинских, образовательных организаций, учреждений культуры, организаций социального обслуживания населения (далее – соглашения)*. В ходе проверок осуществлены выезды в ряд регионов - Ярославская область, Вологодская область, Астраханская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Самарская область, Пензенская область, Челябинская область, Забайкальский край. Проверяемый период: 2013-2014 гг. Проверка носила плановый характер.

Контрольным мероприятием установлено, что Правительством Российской Федерации вся нормативная правовая база в части утверждения планов мероприятий, касающихся изменений в соответствующих сферах, так называемых «дорожных карт», принята. Все регионы в свою очередь утвердили региональные «дорожные карты».

Федеральные Министерства в целях реализации «дорожных карт» в 2014 г. разработали перечни целевых показателей (нормативов) оптимизации государственных и муниципальных организаций и заключили с регионами соглашения.

В целом по итогам 2014 г. заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла. Согласно данным Росстата уровень средней заработной платы врачей в 2014 г. по сравнению с 2013 г. вырос на 4,0 тыс. рублей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала – на 2,2 тыс. рублей, младшего медицинского персонала – на 1,8 тыс. рублей, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – на 2,2 тыс. рублей, педагогических работников общего образования – на 2,5 тыс. рублей, преподавателей высшего профессионального образования – на 6,8 тыс. рублей, социальных работников – на 3,5 тыс. рублей, работников учреждений культуры – на 2,8 тыс. рублей.

В то же время проверки показали, что какие-либо рекомендации, в части порядка проведения оптимизации министерствами не разрабатывались. Предварительное территориальное планирование в каждой сфере, анализ сети государственных и муниципальных организаций и их деятельности не проводились.

Количественные изменения в численности образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры, организаций социального обслуживания и отдельных категорий работников проводились без учета социальных нормативов и норм, утвержденных Правительством. Изменения в социальные нормативы и нормы в отдельных сферах не вносились с 1996 г. В результате регионы проводили оптимизационные мероприятия без методического сопровождения со стороны федеральных органов исполнительной власти.

Несмотря на то, что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества образования, ростом на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения.

Анализ эффективности предоставляемых населению услуг по всем проверенным сферам показал, что проведение оптимизационных мероприятий не сопровождается в полной мере приближением государственных и муниципальных организаций к месту жительства граждан.

Продолжение мероприятий по сокращению числа государственных и муниципальных организаций может производится только при формировании соответствующих методологических подходов, при этом нельзя допустить снижение качества услуг.

По итогам 2014 г. отмечено сокращение числа педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек на фоне роста на 152,7 тыс. потребителей услуг, что сопряжено с рисками снижения качества предоставляемых услуг и избыточной интенсивностью труда соответствующих категорий работников.

Предложенный в соглашениях перечень показателей в основном ориентирован на достижение результата ежегодного высвобождения в рамках оптимизации объема средств и не содержит показателей по повышению качества и доступности услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты, что не позволяет Правительству России оценить эффективность проводимой оптимизации в целом.

При этом попытка сосредоточить качественные показатели в составе госпрограмм пока ни к чему не привела, так как мероприятия госпрограмм не отражают истинную ситуацию с бюджетом, а их корректировка должна быть осуществлена к 1 октября 2015 года.

Всего по итогам 2014 г. за счет проведения оптимизационных мероприятий было высвобождено 25,7 млрд. рублей, из которых 22,9 млрд. рублей направлены на заработную плату работников. Однако указанный объем средств, который высвободился в ходе оптимизации, не оказывает существенного влияния на финансовое обеспечение организаций и заработную плату указанных категорий работников. В целом полученные в 2014 г. средства составили менее 1% фонда оплаты труда данных работников (свыше 3,8 трлн. рублей).

Ниже приведены итоги проверок по каждой сфере.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

С докладом по данной теме на Коллегии выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

Проверка показала, что основные цели оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не достигнуты – ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло.

Как сообщил на Коллегии аудитор, из 4 показателей, предусмотренных Соглашениями, 100% достижение всех плановых значений было обеспечено только 5 регионами (Кировская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край). При этом разработанные Минздравом показатели не позволяют оценить динамику изменений в здравоохранении в целом. В частности, отсутствуют показатели по повышению качества и доступности медицинской помощи. Кроме того, планируемые значения показателей в соглашениях не соответствуют показателям «дорожных карт» и фактическим данным за 2013 г. «В этих условиях, - заявил на Коллегии Александр Филипенко, - и мероприятия по оптимизации и сами Соглашения нуждаются в корректировке, а их реализация в действенном контроле».

Нормативно-правовое регулирование

Проверка показала, что планирование мероприятий по оптимизации проводилась каждым регионом самостоятельно при отсутствии единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих медицинских организаций, расчета потребности в объемах медицинской помощи по профилям и необходимых ресурсов. «Нормативная база по реализации Соглашений ограничена только региональными планами мероприятий («дорожными картами»),направленными на повышение эффективности здравоохранения, - сообщил Александр Филипенко. - Иные нормативные документы регионами и Минздравом России не принимались. Требования к размещению медорганизаций Минздравом не утверждены, схемы терпланирования регионами не приняты».

По словам аудитора, основа для планирования деятельности медорганизаций и финансирования медпомощи - территориальные программы госгарантий. В то же время анализ территориальных программ, утвержденных на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг., показал несбалансированность их финансового обеспечения, в том числе по видам медицинской помощи, что не соответствует положениям статьи 81 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и статьи 36 Федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». По сравнению с 2014 г. установлен рост дефицита средств территориальных программ за счет консолидированного бюджета региона. В 2014 г. дефицит был выявлен в 59 регионах в размере 102 млрд. рублей, а в 2015 г. - в 62 регионах в размере 127 млрд. рублей, в том числе по 5 регионам, не являющимися дотационными. Также на 2015 г. 9 регионов утвердили свои территориальные программы с дефицитом средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в общем объеме 4,93 млрд. рублей из-за неисполнения обязательств регионов по финансированию медпомощи, оказываемой сверх базовой программы ОМС.

Основными причинами дефицита территориальных программ остаются установление нормативов объема медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и нормативов ее финансовых затрат ниже средних федеральных нормативов. Так, проверка показала, что нормативы финансовых затрат, установленные в Пензенской области и Забайкальском крае, от 2-х до 4-х раз ниже средних федеральных нормативов. Например, в Пензенской области норматив затрат на одно посещение с профилактической и иными целями на 1 жителя в год ниже среднего федерального норматива на 75,8%, в Забайкальском крае - на 48,2%, норматив затрат на 1 случай госпитализации – на 68,2% и 41,2%, соответственно.

Проверкой также установлено, что в регионах (в нарушение подпункта «ж» пункта 5 статьи 10 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании») в перечень застрахованных включаются военнослужащие и лица, приравненные к ним. В Пензенской области это привело к завышению нагрузки на областной бюджет на 21 млн. рублей и завышению размера субвенции для Пензенской области на 28 млн. рублей. При этом ФОМС эту ситуацию не контролирует. Нормативная правовая база для выверки застрахованных лиц отсутствует.

Кроме того, 58 регионов в нарушение закона об ОМС (часть 11 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ) почти на 9 млрд. рублей превысили стоимость терпрограмм ОМС над утвержденными расходами на ОМС в бюджетах территориальных фондов. «Такие же нарушения мы выявляли и в 2014 году. Но до сих пор Минздрав не изменил методологию разработки терпрограмм и продолжает рекомендовать регионам включать в стоимость программ ОМС расходы на административно-управленческий персонал терфондов. По данному факту мы предлагаем вынести Минздраву предписание», - отметил Александр Филипенко.

Сокращение медицинских организаций

По информации, представленной всеми регионами, под мероприятия по оптимизации подпадают 952 медицинских организации, из них 472 - в 2015 г. (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 г. в мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 г. планируется закрыть еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 г. по сравнению с 1 января 2014 г. численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций – на 7,2%.

Кроме того, до 2018 г. регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики.

13.04.2015.jpg

Организация медицинской помощи населению

В ходе проверки были выявлены факты ограничения доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи сельским жителям.

Согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. «879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или офису врачей общей практики. При этом данный дефицит не компенсируется выездными методаи. Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) вообще не имеют мобильных медбригад», - отметил докладчик.

В качестве примера ограничения доступности медпомощи, аудитор привел результаты проверки по Забайкальскому краю, где возможность вызова врача и скорой медицинской помощи крайне ограничена в связи с отсутствием по ряду населенных пунктов прямого транспортного сообщения. «Так, чтобы доехать до села Молодовскоескорой требуется более 2-х часов», - рассказал Александр Филипенко.

Он также сообщил, что сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.

Проверка также показала, что в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего на конец 2014 г. по медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов сокращено 33 757 коек. При этом сокращение коек районных больниц проводилось большими темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения.

«Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тыс. человек в то время, когда по городским жителям был установлен рост на 400 тыс. человек», - констатировал Александр Филипенко. Более того, в связи с ограничениями транспортной доступности в ряде регионов, например, в Пензенской области были установлены случаи вынужденной госпитализации в обычное терапевтическое отделение больных с тяжелыми заболеваниями, требующими интенсивного лечения (например, инсульт), что в свою очередь привело к росту внутрибольничной летальности.

Согласно результатам проверки, рост внутрибольничной летальности был отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных. В основном увеличение внутрибольничной летальности отмечено в дотационных регионах, где был выявлен дефицит территориальных программ.

По данным федерального статистического наблюдения, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 г. умерло на 17,9 тыс. больных больше, чем в 2013 г. Внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%.Кроме того, по ряду регионов, в том числе в которых зарегистрирован рост внутрибольничной летальности, в 2014 г. отмечен рост числа умерших на дому, что свидетельствует о нарушении принципов маршрутизации пациентов.

Так, рост числа пациентов, умерших на дому, в 2014 г. по сравнению с аналогичным показателем за 2013 г. по данным формы федерального статистического наблюдения №30 составил: в Липецкой области - на 1 965 человек, Московской области – на 1 519, Орловской области – на 580, Архангельской области (без автономного округа) – на 544, Республике Дагестан – на 518, Кабардино-Балкарской Республике – на 1 120, Республике Северная Осетия – Алания – на 2 157, Чеченской Республике – на 1 862, Республике Татарстан – на 1 425, Тюменской области (без автономного округа) – на 17, Республике Хакасия – на 608, Забайкальском крае – на 197, Омской области – на 235.

В 2014 г. по сравнению с 2013 г. значительно увеличилось число безрезультатных вызовов скорой медицинской помощи, когда помощь не была оказана – с 2,1 млн. до 2,25 млн. вызовов, и числа отказов в вызове скорой – с 1,16 млн. до 1,43 млн. вызовов.

Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. смертность населения, по данным Росстата, составила 13,1 на 1000 населения. Если сравнивать показатели января-февраля 2015 г. с аналогичном периодом 2014 г., то рост смертности населения составил 2,2%.

По итогам контрольного мероприятия в очередной раз был отмечен рост в 2014 г. объема платных медицинских услуг - на 24,2% по сравнению с 2013 г. «В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», - подчеркнул аудитор. Население по-прежнему остается плохо информированным о том, какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно, а какие за плату.

Сокращение медперсонала

Проверка показала, что в ходе оптимизации регионы проводят активное сокращение численности медработников. «В ходе оптимизации сети мы отмечаем продолжающееся сокращение медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140%» - отметил Александр Филипенко.

13.04.2015-1.jpg
Сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – более 19 тыс. человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа).

С другой стороны, в ходе проверок властями регионов определена и представлена общая потребность во врачах и среднем медицинском персонале в количестве 55 тыс. и 88 тыс. человек, соответственно. «Таким образом, реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуется анализ проводимых кадровых мер, и по итогам возможная их корректировка», - констатировал аудитор.

Оплата труда

Одна из целей оптимизации - рост зарплаты медработников. По данным Минздрава России и органов исполнительной власти регионов, в 2014 г. для повышения заработной платы медицинских работников было дополнительно направлено 3,28 млрд. рублей, полученных от реорганизации неэффективных медицинских организаций (0,5% от общего фонда оплаты труда медицинских работников). Всего в ходе оптимизации (2014-2018 гг.) планируется высвободить более 150 млрд. рублей.Однако это составляет менее 1% ежегодного объема средств территориальных программ

Как было отмечено на Коллегии, на уровень зарплаты медработников большое влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. «Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более», - пояснил Александр Филипенко.

Из-за дефицита врачей высок процент и внешнего совместительства. При этом в ряде регионов стоимость трудочаса внешнего совместителя выше, чем стоимость трудочаса врачей, работающих по основному месту работы. Однако существующая методология Росстата по оценке средней заработной платы не позволяет выявить таких тенденций.

До настоящего времени не завершены мероприятия по переводу медработников на эффективный контракт. По состоянию на 1 января 2015 г. на данный вид оплаты труда переведено чуть менее 40% медработников. Причем в 19 регионах в нарушение поручения Президента Российской Федерации перевод на эффективный контракт до настоящего времени так и не начался.

КУЛЬТУРА

С докладом по данной теме на Коллегии выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

Несмотря на то, что нормативная база для реализации соглашений* сформирована, как министерством культуры, так и регионами, проверка выявила ряд недоработок в оптимизации учреждений культуры. По словам аудитора, соглашения содержат только финансовые показатели и не предусматривают качественные. «Правительством в 2007 г. одобрены социальные нормативы и нормы в сфере культуры, которые устанавливают требования к обеспеченности учреждениями культуры по их видам, в том числе с учетом численности населения, отдаленности от административного центра. Однако планирование мероприятий по оптимизации осуществлялось без предварительного анализа имеющейся сети и учета социальных нормативов», - пояснил Александр Филипенко.

В течение 2014 г. учреждений культуры в России стало меньше на 2080, это 7,3% от общего числа учреждений культуры в стране. В частности, количество библиотек уменьшилось на 342 учреждения (6% от общего числа библиотек), организаций культурно-досугового типа - на 1 130 учреждений (6%). Число театров и музеев сократилось незначительно - 3 (0,5%) и 2 (0,01%), соответственно. Регионами планируется и дальнейшее сокращение учреждений культуры, так до 2016 года дополнительно будет сокращено более 300 библиотек и более 450 культурно-досуговых учреждений.В результате по сравнению с 1 января 2014 года число культурно-досуговых учреждений сократиться на
9,4 %, число библиотек – на 11,5 %.Число музеев планируется увеличить на 19 единиц.

Из общего числа ликвидированных учреждений культуры наибольшую долю составили культурно-досуговые учреждения (54,3%) и библиотеки (16,4%), особенно расположенные в сельской местности, что повлекло за собой снижение доступности учреждений культуры для населения.

Из расчета социальных нормативов всего в Российской Федерации должно быть более 26 тыс. библиотек. По итогам 2014 г. их число составило чуть более 5 тыс. «Мы понимаем, что сокращение библиотек может быть оправдано перспективой создания Национальной электронной библиотеки. Но, во-первых,она еще не заработала, а, во-вторых, по данным за 2014 г. доступ к интернету для пользователей обеспечен только у 51% библиотек, а к текстовым ресурсам имеют доступ чуть более 6,5%», - уточнил аудитор. По его словам, в ряде регионов в результате оптимизации уровень обеспеченности библиотеками стал совсем низким. Например, в Челябинской области он упал до 59%. В Самарской области обеспеченность библиотеками ниже нормативной в 14 из 27 муниципальных районов.

Также в 2014 г. было сокращено более 1 тыс. культурно-досуговых учреждений. В итоге низкая обеспеченность населения по данному направлению отмечена в Ярославской и Новгородской областях. По словам Александра Филипенко, многие клубы в селах были построены еще в СССР и в настоящее время находятся в плохом состоянии. К тому же, они слишком велики по площади и рассчитаны набольшее число зрителей, чем существующая на сегодняшний день потребность, из-за чего содержание и ремонт обходятся дорого. При этом они являются практически единственными оставшимися в селах общественными зданиями, в которых проходят все общественно значимые события. «Полагаю, что нужно провести анализ потенциала таких учреждений, в том числе с точки зрения более активного их использования как площадок для театральных и концертных коллективов, чтобы приблизить культурные мероприятия к населению» - отметил аудитор.

Сведения об изменении числа учреждений по типам и формам собственности во всех субъектах Российской Федерации

13.04.2015-2.jpg

Отдельно Александр Филипенко остановился на выездных формах работы учреждений. В 2013 г. только 130 библиотек имели специализированный автотранспорт (библиомобили, библиобусы), в 2014 г. число библиотек, имеющих такой транспорт составиловсего 150. Однако, как показала проверка, работает он не всегда эффективно.В Самарской области для передвижной библиотеки в 2008 г. приобретен двухэтажный автобус почти за 6 млн. руб. Из-за больших размеров он может проехать не во все населенные пункты, для обслуживания которых был закуплен. В течение 2014 г. эта передвижная библиотека выехала 68 раз в 17 населенных пунктов. Однако в районе 27 сел, не обеспеченных библиотеками. «То есть дорогостоящий транспорт простаивает, а население не получает должного обслуживания», - резюмировал Александр Филипенко.

Социальные нормативы предусматривают для муниципальных районов от 2 до 5 выездных культбригад для населенных пунктов, в которых нет учреждений культуры. По словам аудитора, из 23 районов Крайнего Севера (и приравненных к ним) только в 6 было организовано 13 культбригад. «В результате оптимизации их количество сократилось до восьми. То есть для жителей отдаленных районов доступ к услугам культуры ограничен», - добавил он.

Одна из целей оптимизации – повышение заработной платы сотрудникам учреждений культуры. Однако средства, вырученные в результате реструктуризации региональной инфраструктуры, составили в фонде заработной платы лишь 0,5%. Показатель соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры к средней по региону, установленный соглашениями, не достигнут в 16 регионах.«Достижение показателя по остальным 67 регионам произошло в основном за счет перевыполнения государственными учреждениями, в муниципальныхон остается низким», - отметил аудитор. По его словам, в целом в Москве заработная плата работников сферы культуры сравнялась со средней по региону (101%), однако, по муниципальным учреждениям показатель составляет всего 37%. В Самарской области проверка выявила случаи увеличения зарплаты административно-управленческого персонала при сокращении дохода специалистов.

Средняя заработная плата работников учреждений культуры в целом по Российской Федерации в 2014 г. увеличилась по сравнению с 2013 г. на 13,3% и составила 23 879 руб.:

13.04.2015-3.jpg

Как и в других отраслях, оптимизация в сфере культуры сопровождалась сокращением численности работников. Согласно данным федерального государственного статистического наблюдения численность работников учреждений культуры государственной и муниципальной собственности уменьшилась в 2014 г. на 81 499 человек или на 12,2%.

13.04.2015-4.jpg

Административно-управленческий персонал уменьшился почти на 9%, основной персонал сократился на 7%, прочий персонал - более чем на 19%. Не избежали регионы и злоупотреблений должностными полномочиями при сокращении кадров. «В Челябинской области 25 сотрудников написали заявление об увольнении в один день, а на следующий день освободившиеся ставки как вакантные было предложено сократить. При сокращении штатов кассиру, главному бухгалтеру и рабочему предлагали должность преподавателя фортепиано, - рассказал аудитор. В Самарской области без письменного согласия сотрудников их перевели на полставки, при этом обязали работать на полную ставку. На должность оформителя в сельском клубе назначен работник с начальным образованием, ранее работавший свинаркой, няней в детском саду».

ОБРАЗОВАНИЕ

С докладом по данной теме на Коллегии выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

Всего в 2014 г. в рамках оптимизации было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. За 2015-2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3 639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 г. сократится на 6%. Таким образом, количество организаций дошкольного образования уменьшится на 5,6%, общеобразовательных организаций – на 6%, организаций дополнительного образования детей – на 3,6%, организаций среднего профессионального образования – на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - на 14,7 %.

Проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения.

Так, например, в прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Однако,согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 г.

Недостатки планирования видны на примере Чувашской Республики, где в деревне с численностью чуть больше 500 человек и при наличии школы в неаварийном состоянии на 90 детей с загрузкой 60%, построена школа на 165 учеников.

13.04.2015-5.jpg

Проверка показала, что в результате оптимизации в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%. «Одна из причин - основной формой реорганизации стало присоединение в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта и требует дополнительного анализа имущественного комплекса сети образовательных организаций», - уточнил аудитор.

Анализ образовательных услуг показал, что оптимизация не улучшила ситуацию с их низкой доступностью для сельских жителей. 9,5 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют детских садов. 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада. При этом треть этих населенных пунктов не охвачена общественным транспортом.«В Вологодской области 17% населенных пунктов не имеют детских садов, а в Астраханской – 89%. Несмотря на их относительно близкое расстояние до ближайшего детсада, четверть всех не охвачено общественным транспортом», - привел пример аудитор, добавив, что аналогичная ситуация сложилась и в инфраструктуре среднего образования. Почти 6 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют организаций общего образования. Из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км. В связи с этим Александр Филипенко считает целесообразным развитие методов «семейного обучения», а также использование дистанционных технологий в ряде населенных пунктов страны.

Отмечено неравенство в доступе к качественным образовательным услугам в различных регионах, а также в городской и сельской местности.Оно не позволило достигнуть целевых значений ряда показателей, предусмотренных государственной программой «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. Например, снижено значение по удельному весу численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием. По плану показатель должен достигнуть 99%, однако, он значительно ниже, особенно в сельской местности. Например, в Ставропольском крае в 2014 г. значение показателя в городской местности составляет – 55,3%, а в сельской – всего 5,16%, в Воронежской области доступность общего и профессионального образования в городской местности составляет 53,5%, а в сельской – 23%.

Одна из целей** оптимизации – повышение заработной платы в сфере образования. Тем не менее, значение показателя заработной платы в 2014 г. не достигнуты по трем из шести направлений - в организациях дошкольного, общего образования и для детей-сирот.

В ходе оптимизации регионами проводится сокращение численности отдельных категорий педагогических работников. Их среднесписочная численность уменьшилась в 2014 г. на 18,8 тыс. человек по сравнению с 2013 г.

13.04.2015-6.jpg

Установлены проблемы в дальнейшем трудоустройстве и переподготовке высвободившихся работников. Например, по данным субъектов Российской Федерации в системе образования в 2014 г. было трудоустроено только 52,8% от числа высвободившихся работников.

При этом в образовании продолжает широко использоваться практика внутреннего и внешнего совместительства. Это говорит о высокой потребности в педагогах. Например, в Вологодской области более 18% школьных учителей -совместители. Еще более сложная ситуация в Смоленской области, где по совместительству работает каждый третий учитель. «То есть рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой, когда, например, педагог среднего профобразования вместо положенных 720 часов в год работает 1,5 тыс. часов и более. Так, например, в колледже Астраханской области педагоги работают на 1,5-2 ставки по 12 часов в день», - отметил Александр Филипенко. Аудитор напомнил, что норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы преподавателям образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального профессионального образования установлена приказом Минобрнауки № 2075 от 24 декабря 2010 г. в размере 720 часов в год.

По расчетам Минобрнауки России, в 2014 г. предполагалось высвободить и направить на повышение оплаты труда педагогических работников 20,3 млрд. руб. Общий объем средств, предусмотренный соглашениями, составил – 15,5 млрд. руб., а фактически достигнутый результат – 10,4 млрд. руб., из которых 9,4 млрд. руб. направлены на повышение оплаты труда. «На повышение оплаты труда направлено 9,4 млрд. рублей, что составляет 0,72% от общих расходов на оплату труда работников образовательных организаций. Отмечу, что некоторые регионы - Белгородская, Ярославская области и Республика Мордовия - вовсе не направляли полученные от оптимизации средства на повышение оплаты труда, нарушив тем самым условия соглашений», - уточнил Александр Филипенко.

В 2014 г. финансового результата от оптимизации не получили 10 регионов страны. «Не планируют прирост финансового обеспечения от проведения оптимизационных мероприятий Ивановская, Самарская, Псковская, Калужская, Свердловская области и Республика Чувашия - в 2015-2018 годах, Московская и Вологодская области – в 2016-2018 годах, Республика Татарстан – в 2017-2018 годах, Республика Башкортостан и Тульская область – в 2018 году», - добавил аудитор.

Конечная цель мероприятий - повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Однако по результатам контрольного мероприятия не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций.«Ни один регион не обеспечил достижение 100% значений показателей**, установленных Соглашениями», - резюмировал аудитор.

СОЦЗАЩИТА

С докладом по данной теме на Коллегии выступил аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.

В ходе оптимизационных мероприятий в 2014 г. ликвидировано либо реорганизовано 143 организации социального обслуживания населения. За 2015-2018 гг. органами исполнительной власти регионов России планируется уменьшить сеть еще на 260 организаций социального обслуживания. Уменьшение запланировано в 33 регионах. В результате к концу 2018 г. число организаций социального обслуживания сократится в Тверской области на 51 учреждение, в Московской области – на 46 учреждений, в Псковской области – на 28 учреждений.

При этом установлено, что в региональных «дорожных картах» заложено опережающее сокращение численности социальных работников, то есть именно тех, кто занят непосредственно предоставлением социальных услуг населению. За 2014 г. среднесписочная численность работников организаций социального обслуживания сократилась на 6,5% и составила 555,6 тыс. человек. Доля социальных работников в общей численности работников организаций социального обслуживания снизилась с 30,7% в 2013 г. до 29,4% в 2014 г.

Владимир Катренко сообщил, что в условиях сокращения доходов большинства региональных бюджетов достижение целевых показателей «дорожных карт», среди прочего и по повышению средней заработной платы социальных работников, зависит от предоставления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета. По его словам, по всем регионам России наблюдается тенденция уменьшения размера дотации из федерального бюджета на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы при одновременном увеличении прироста фонда оплаты труда.

Владимир Катренко отметил, что установленные «дорожными картами» регионов России по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере плановые показатели на 2014 г. по повышению зарплаты социальных работников были достигнуты в 69 регионах России, не были достигнуты – в 14. «Несмотря на то, что в целом по России в 2014 году показатель величины среднемесячной зарплаты социальных работников превысил плановое значение и составил 18 291 рубль, соотношение средней зарплаты социальных работников и средней зарплаты в регионах России оказалось ниже планового: 56,1% вместо 58%», - обратил внимание Владимир Катренко.

По словам аудитора, вызывает сомнение достижение показателей «дорожной карты» Минтруда России по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере, связанных с повышением оплаты труда социальных работников за счет оптимизации сети социальных учреждений. «В Плане мероприятий предусмотрено, что доля полученных от оптимизации средств должна составлять в 2014 году почти 38%, в 2015 году – 35% и так далее. И если доля средств, получаемых в результате оптимизации в приросте фонда оплаты труда, ежегодно снижается – до 25% в 2018 году, то абсолютные размеры этих средств растут. Причем в 2018 году должно быть получено 19,7 млрд. рублей, что в 6,6 раз больше, чем в 2014 году. Это плановые показатели, утвержденные приказом Минтруда», - рассказал Владимир Катренко.

Аудитор сказал, что с 2016 г. сокращение среднесписочной численности социальных работников в регионах России предполагается обеспечивать, в основном, за счет увеличения нагрузки на одного социального работника: в период 2013-2018 гг. трудовая нагрузка на одного социального работника возрастет на 33,5%. По его словам, отсутствие унифицированного подхода к нормированию труда социальных работников сопряжено с рисками снижения качества предоставляемых социальных услуг, необоснованной дифференциацией расходов бюджетной системы России и избыточной интенсивностью труда социальных работников. «Нормативы обслуживания устанавливаются регионами в отсутствии единообразных методических подходов к их определению. Показатели по регионам существенно различаются. Колебания даже в пределах одного федерального округа у регионов с практически одинаковыми потребностями населения в социальном обслуживании составляют от 6,9 человек в Смоленской области, до 14,3 – в Калужской области», - добавил Владимир Катренко.

13.04.2015-7.jpg

Кроме того, сказал аудитор, «дорожные карты» регионов России по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере носят «разновекторную направленность». По его словам, при сокращении числа социальных работников, «дорожными картами» регионов России предусматривается рост числа получателей социальных услуг.

Владимир Катренко обратил внимание, что в «дорожных картах» регионов России по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере отсутствует контрольный показатель «Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем количестве граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения».

По словам аудитора, оптимизация сети социальных учреждений в регионах России не всегда учитывает сохраняющуюся очередь на получение социальных услуг. «На начало 2014 года эта очередь состояла из 16 тыс. человек, ожидающих место в стационарное учреждение социального обслуживания. Из них 6,6 тыс. человек «стояли» в очереди более одного года. Чтобы решить эту проблему требуется прирост числа мест в стационарных учреждениях на 8–10%», - сказал аудитор. Как отметил Владимир Катренко, в 2014 г. плановые показатели по снижению такой очереди не выполнили 18 регионов России. «Полностью удовлетворены потребности граждан в социальном обслуживании только в 6 регионах. Это Республика Бурятия, Краснодарский край, Белгородская, Тверская, Томская, Тюменская области», - отметил он.

Аудитор сказал, что «дорожная карта» Минтруда России по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере предполагает увеличение объема платных услуг. По словам Владимира Катренко, в результате этого должны быть повышены зарплаты социальных работников. «Имеются риски, что неоправданно высокий темп роста объемов оказания платных социальных услуг может быть обусловлен сокращением количества бесплатных услуг», - констатировал аудитор.

Таким образом, реальные резервы для проведения ежегодной оптимизации в сфере образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания практически не выявлены. Продолжение мероприятий по сокращению числа государственных и муниципальных организаций может привести к дальнейшему снижению охвата и качества предоставляемых услуг, увеличению очередей и сроков ожидания их получения, снижению уровня удовлетворенности граждан.

Счетная палата полагает целесообразным внести изменения в федеральные и региональные «дорожные карты», соответствующие государственные программы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части уточнения перечня реализуемых мероприятий и целевых показателей с последующим внесением изменений в соглашения и социальные нормативы и нормы.

Также контрольный орган предлагает утвердить требования к размещению учреждений в социальной сфере с учетом плотности населения, его возрастного состава, транспортной доступности и иных показателей, отражающих доступность услуг для населения. Это позволит регионам России разрабатывать и утверждать схемы территориального планирования в сфере образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания.

Необходимо пересмотреть подходы к планированию сети медицинских, образовательных социальных организаций и учреждений культуры с учетом климато-географических и демографических особенностей регионов России с последующим внесением соответствующих изменений в социальные нормативы и нормы в отдельных отраслях социальной сферы.

Важно пересмотреть мероприятия по кадровому планированию и обеспечению населения педагогическими, медицинскими, социальными работниками и работниками учреждений культуры с учетом роста получателей услуг, протяженности территорий и плотности населения, а также обеспечить переход в максимально короткие сроки работников бюджетной сферы на эффективный контракт.

Также по итогам проверки Счетная палата считает необходимым внести соответствующие изменения в территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. с целью полноценного финансового обеспечения медпомощи, исключения норм, противоречащих законодательству и конкретизации полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для организации медпомощи.

Коллегия Счетной палаты приняла решение по итогам проведенных контрольных мероприятий направить доклад Президенту Российской Федерации, информационное письмо в Правительство России, представления губернаторам проверенных регионов. Отчет по итогам проверки будет направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Российской Федерации.

Справочная информация:

*В рамках исполнения Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству России было поручено обеспечить заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти регионов России, предусматривающих:

- обязательное достижение целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений, определенных планами мероприятий («дорожными картами») по развитию отраслей социальной сферы, с учетом региональной специфики»;

- привлечение средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций, для повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики в соответствии с Указом № 597.

Соответствующие Соглашения между Минздравом России и органами исполнительной власти регионов были заключены в мае 2014 г.

Приложением к Соглашениям установлены целевые значения 5-ти выбранных Минздравом России показателей (нормативов) оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения:

-смертность от всех причин (на 1000 населения) (человек);

-число дней работы койки в году (дней);

-средняя длительность лечения больного в стационаре (дней);

-объем средств, полученных за счет реорганизации неэффективных медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения для повышения заработной платы медицинских работников (тыс. рублей);

-обеспеченность врачами в субъекте Российской Федерации (в том числе федеральных, государственных медицинских организаций) к 2018 году (на 10 тыс. населения) (человек).

Соответствующие Соглашения между Минкультуры России и органами исполнительной власти регионов были заключены в I полугодии 2014 г. (за исключением Республики Крым и г. Севастополя). Соглашения предусматривают обеспечение достижения в 2014–2018 гг. целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, определенных региональным планом мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры».

Миноборнаки России также заключили соглашения с регионами об обеспечении в 2014 – 2018 гг. достижения целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций, определенных региональным планом мероприятий (за исключением Республики Крым и г. Севастополя). Приложением к Соглашениям установлены целевые значения четырех определенных Минобрнауки России показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций: «соотношение заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций к заработной плате в зависимости от уровня образования»; «численность обучающихся (воспитанников) образовательных организаций в расчете на одного педагогического работника»), «число созданных/ реорганизованных и (или) ликвидированных образовательных организаций» и «объем финансовых средств, полученных за счет оптимизационных мероприятий, направленный на повышение заработной платы педагогических».

Минтрудом России со всеми регионами России (за исключением Республики Крым и г. Севастополя) были заключены Соглашения об обеспечении достижения в 2014-2018 гг. целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, определенных региональными «дорожными картами».

<br />


Материалы по теме

Наверх