РУС ENG 

Счетная палата считает целесообразным пересмотреть таможенный режим для ввозимых иностранных воздушных судов

20 Мая 2015 г.

Госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 гг.» предусматривает ежегодный выпуск 60 самолетов SSJ-100 и 72 самолетов МС-21. Эти цифры значительно превышают внутренний спрос российских авиакомпаний. При этом, по мнению аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова, меры по оптимизации допуска на российский рынок иностранных самолетов незначительны.

«Всего лишь 10% ввозимых иностранных самолетов попадают под действие тех или иных таможенно-тарифных мер. Все остальные ввозятся в льготном режиме. Действующая система государственных льгот и преференций выстроена так, что выгоднее приобрести иностранный самолет, чем купить наш лайнер», - заявил Сергей Агапцов, выступая перед депутатами Государственной Думы в рамках «Правительственного часа».

По его словам, позиция Министерства промышленности и торговли России в части увеличения закупок российских воздушных судов отечественными авиакомпаниями и предоставления им соответствующих преференций должна быть более активной. «Это будет справедливо: иначе и госпрограмма, и план по импортозамещению в авиационной промышленности выполнены не будут», - отметил аудитор.

Оценивая работу Минпромторга, представитель Счетной палаты также остановился на слабой инновационной направленности отечественных предприятий. По словам аудитора, невосприимчивость российской экономики к инновациям, отсутствие спроса со стороны промышленности на внедрение изобретений, являющихся основой научно-технического прогресса, мешает развитию экономики и не позволяет ей перейти на более высокий уровень. Минпромторгом ежегодно затрачивается большой объем бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых не всегда и не полностью востребованы. В 2014 г. на НИОКР использовано 76,3 млрд. руб. (28,5% всех расходов Минпромторга), в то же время востребованными оказались права на результаты интеллектуальной деятельности с объемом затрат на 7,5 млрд. руб.

«Анализ сложившейся ситуации подсказывает: во-первых, необходимо сосредоточение ресурсов на ключевых, прорывных направлениях; во-вторых, льготы и преференции должны распространяться, прежде всего, на изобретения, обладающие мировой новизной. В противном случае при стимулировании разработок с новизной локального характера существует опасность простого «освоения» бюджетных средств и тиражирования устаревшей техники», - резюмировал Сергей Агапцов.

Наверх