РУС ENG 

Счетная палата проверила использование средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в субъектах Федерации

9 Января 2013 г.

28 декабря 2012 г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2011 г. для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Федерации. Проверка проводилась параллельно с контрольно-счетными органами субъектов Федерации. С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.

На Коллегии отмечалось, что по состоянию на 1 января 2012 г. в Российской Федерации дети-сироты составляли 654,1 тыс. человек, или 2,5 процента детского населения. При этом дети-сироты, фактически утратившие кровных родителей, составляли только 18 процентов, и 82 процента — социальные сироты, родители которых лишены родительских прав.

В материалах Коллегии указывалось, что координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей-сирот не определен. Задействование со стороны государства чрезвычайно большого количества структур приводит к размыванию ответственности за результаты, снижению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Единый порядок формирования и ведения списков детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья, не установлен. Отсутствуют достоверные данные о численности детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем.

Как следует из материалов проверки, в 2011 г. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот было выделено 18,6 млрд. руб., из которых 5,8 млрд. руб. — средства федерального бюджета. При наличии очереди на получение жилья из детей-сирот, а также неисполненных судебных решений по предоставлению данной категории граждан жилых помещений, неиспользованные остатки бюджетных средств по состоянию на 1 января 2012 г. составили 2,25 млрд. руб., или 11,9 процента годовых бюджетных назначений.

Проверка показала, что субъектами Федерации не в полной мере выполнялись требования действующего законодательства в части внеочередного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В 2011 г. жильем были обеспечены 22 545 человек, или 23,8 процента имеющих право на получение жилья. Период ожидания детьми-сиротами жилого помещения с момента наступления их права составляет, в среднем, около 4 лет.

В материалах контрольного мероприятия отмечалось, что отсутствие единых стандартов, определяющих порядок, формы обеспечения жильем детей-сирот, вид предоставляемого жилого помещения, привело к тому, что отдельными субъектами Федерации приобретались комнаты в коммунальных квартирах, общежитиях и домах, не соответствующих санитарным нормам. Так, в 5 муниципальных образованиях Республики Бурятия на общую сумму 2,5 млн. руб. были приобретены 5 дачных домов, пригодных для проживания только в летнее время, и на сумму 3,8 млн. руб. — 6 домов, находящихся на стадии незавершенного строительства. В Новосибирской области 345 детей-сирот (из 602) были расселены в коммунальных квартирах. При этом в одной квартире предоставлялось жилье разнополым детям-сиротам, не имеющим родственных связей. Жилье в коммунальных квартирах предоставлялось детям-сиротам в Республике Башкортостан, Мурманской области и других регионах. В Фроловском районе Волгоградской области установлены факты предоставления жилья в домах с высокой степенью износа и неблагоустроенных. В Воронежской области детям-сиротам были предоставлены 6 квартир, общая площадь которых ниже установленных социальных норм.

Коллегия решила направить представления губернаторам Новосибирской, Волгоградской и Ростовской областей и информационное письмо в Правительство России. Отчет о результатах параллельного контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания, полномочным представителям Президента в Южном, Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах, Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, а также контрольно-счетным органам республик Алтай, Башкортостан и Бурятия, Амурской, Архангельской, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Мурманской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Смоленской, Ульяновской и Челябинской областей.

Наверх