РУС ENG 

Россвязь задолжала операторам универсального обслуживания 9,6 млрд. руб.

29 Июня 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Георгий Шпикалов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, учета и взыскания неналоговых доходов при формировании резерва универсального обслуживания за счет отчислений операторов сети связи общего пользования, а также возмещения операторам универсального* обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи (УУС), в 2013 и 2014 гг. и истекшем периоде 2015 г. С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

В 2010-2011 гг. Россвязь дорабатывала возможности своей информационной системы. Стоимость этих услуг составила 76,5 млн. руб. Согласно техническому заданию основное назначение ИС Россвязи - автоматизация процессов сбора, хранения, поиска и выдачи необходимой информации для выполнения государственных функций агентства. «На момент проведения контрольного мероприятия процесс сбора информации, в том числе введение сведений о базе расчета отчислений в резерв универсального обслуживания проводился в ручном режиме. Также не была решена задача автоматизации функции поиска и выдачи корректной информации для контроля за операторами сети связи общего пользования», - пояснил Сергей Штогрин. Таким образом, основное назначение информационной системы в полной мере не выполняется. «С помощью ИС Россвязи невозможно провести мониторинг осуществления операторами связи обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за отчетный период», - уточнил аудитор.

По его словам, анализ утвержденных государственных заданий показал, что в них содержится объем выполненных работ, характизующийся только количеством отчетов о мониторинге (12 штук). При этом показатели и требования к проведению мониторига и составлению отчетов отсутствуют. В связи с этим, невозможно оценить полноту и правильность выполнения государственного задания.

В ежеквартальных отчетах, предоставленных ФГБУ Центр МИР ИТ в Россвязь, отсутствует информация об операторах связи, вовремя представивших отчет (30 дней со дня окончания квартала), а также сведения о вовремя поступивших платежах. Это не позволяет сделать выводы об исполнении операторами связи положений нормативных правовых актов РФ и своевременности поступления платежей.

Из-за отсутствия методики прогнозирования поступлений, администрируемых Россвязью, прогноз доходов составляется на основании динамики в предыдущие годы без использования каких либо базовых показателей для расчета на следующий финансовый год.

У юридических лиц, имеющих лицензию на оказание услуг связи, но не оказывающих их, отсутствует обязанность представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений. «Соответственно, Роскомнадзор не может составить перечень операторов, оказывающих услуги связи. В свою очередь, это не позволяет Россвязи своевременно направлять в Роскомнадзор информацию об операторах связи, не представивших сведения о базе расчета. В итоге невозможно своевременно привлечь указанных операторов связи к административной ответственности», - пояснил Сергей Штогрин.

Полномочия по взысканию задолженности с операторов связи, не перечисливших отчисления в резерв универсального обслуживания, у Россвязи отсутствуют. Таким образом, получить деньги можно только в судебном порядке, что приводит к увеличению сроков этой работы. Также у ведомства нет полномочий по контролю за правильностью отражения доходов операторов в предоставляемых сведениях.

Отдельно аудитор остановился на правомерности включения затрат на оказание универсальных услуг связи в состав расходов для расчета налоговой базы на прибыль. Законодательство этого не запрещает. «Данные нормы законодательства приводят к различию позиций судебных органов и Минфина РФ по данному вопросу, а также к недопоступлению в бюджет налога на прибыль», - пояснил аудитор.

В 2006-2013 гг. Россвязью были заключены договоры об условиях оказания универсальных услуг связи с 21 оператором. Контракты предусматривали ежегодно возмещение убытков в размере 21,6 млрд. руб. Однако, согласно результатам проверки, по итогам 2013 г. и I полугодия 2014 г. заявленный операторами связи размер убытков от оказания УУС превышал размер ежегодного возмещения, указанный в договорах.

По итогам 2013 г. в Россвязь поступили запросы от операторов о возмещении убытков в общей сложности на 18,1 млрд. руб. После проверки обоснованности заявленных убытков ведомство приняло решение о возмещении убытков в размере 16,2 млрд. руб. Однако перечисление средств было проведено не в полном объеме в связи с отсутствием необходимых средств. По итогам I полугодия 2014 г. сумма запросов операторов составила 8,4 млрд. руб. Россвязь приняла решение о возмещении в размере 7,5 млрд. руб. В течение 2014 г. указанные средства операторам универсальных услуг связи перечислены не были.

В итоге у Россвязи образовалась задолженность перед операторами в размере 10,9 млрд. руб. Это произошло в связи с отсутствием у ведомства бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, что в свою очередь связано с внесением изменений в Закон о связи. В марте 2014 г. был изменен механизм их оказания, расширен перечень, а также выбран единственный работающий по этому направлению оператор – ОАО «Ростелеком». Вместо предоставления субсидий финансирование производилось через закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд.

Правительством было принято решение о реструктуризации задолженности перед операторами универсальных услуг связи за счет перераспределения средств, предусмотренных Россвязи на финансовое обеспечение УУС в период с 2015 по 2017 гг. Это позволит в текущем году полностью возместить убытки всем альтернативным операторам универсального обслуживания в сумме 1,2 млрд. руб., а также частично погасить задолженность перед ОАО «Ростелеком» и ФГУП «Почта России» в объеме 2,8 млрд. руб. Оставшаяся задолженность (7 млрд. руб.) планируется к погашению за счет аналогичного перераспределения бюджетных ассигнований в 2016 и 2017 гг. На основании приказов Россвязи в 2015 г. была погашена задолженность перед 14 из 15 альтернативных операторов универсального обслуживания в полном объеме, а также частично перед ФГУП «Почта России» (221 млн. руб.). По состоянию на 17 апреля 2015 г. задолженность Россвязи перед операторами универсального обслуживания сократилась до 9,6 млрд. руб.

По договору с ОАО «Ростелеком» последний будет ежегодно получать на оказание универсальных услуг связи 16,3 млрд. руб. Между тем прогноз поступления доходов за счет средств отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания в 2015 г. составляет 14,5 млрд. руб., а в 2016 г. – 14, 2 млрд. руб. Договором предусмотрено, что в случае перечисления ОАО «Ростелеком» сумм в размере меньшем, чем предусмотрено, компания вправе уменьшить объем своих обязательств по оказанию УУС в соответствующем году.

«Объемы финансирования универсальных услуг связи не покрываются суммами отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания. Из-за этого возникают риски оказания услуг не на всей территории России, а также риски финансирования оказания услуг за счет дополнительных средств федерального бюджета», - отметил Сергей Штогрин.

Следует отметить, что согласно письму Россвязи, тарифы на УУС превышают рыночные на аналогичные услуги. Например, тарифы на территории Центрального федерального округа составляют от 3,82 до 10,04 руб./мин., в то время как рыночные примерно от 0,13 до 0,81 руб./мин. Следствием высоких цен является незначительный объем оказываемых услуг и низкий уровень доходов операторов универсального обслуживания.

В заключение своего доклада аудитор сообщил, что в 2012-2014 гг. наблюдается снижение объема оказанных универсальных услуг связи с использованием таксофона на 27,9% и снижения дохода от них на 42,8%. Снижение объема оказанных универсальных услуг связи с использованием пункта коллективного доступа в Интернет - на 66,8 %, а дохода - на 67,3%. «При таком снижении объема оказываемых услуг возникает вопрос о целесообразности планируемого предоставления доступа в Интернет с использованием точек доступа в населенных пунктах численностью 250-500 человек», - резюмировал Сергей Штогрин.

Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты в Федеральное агентство связи, информационные письма – в Правительство, Министерство финансов и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, а также информацию об основных итогах проверки и отчет в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Справочно:

* К универсальным услугам связи относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:

услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа;

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа.

В соответствии со статьей 59 Закона о связи в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.

Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.

Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.

Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно.

Убытки подлежат возмещению в размере, не превышающем размера возмещения убытков, установленного в договоре об условиях оказания универсальных услуг связи.


Ключевые факты

  1. По итогам 2013 г. в Россвязь поступили запросы от операторов о возмещении убытков в общей сложности на 18,1 млрд. руб. После проверки обоснованности заявленных убытков ведомство приняло решение о возмещении убытков в размере 16,2 млрд. руб.

  2. По итогам I полугодия 2014 г. сумма запросов операторов составила 8,4 млрд. руб. Россвязь приняла решение о возмещении в размере 7,5 млрд. руб. В течение 2014 г. средства операторам универсальных услуг связи перечислены не были.

  3. На основании приказов Россвязи в 2015 г. была погашена задолженность перед 14 из 15 альтернативных операторов универсального обслуживания в полном объеме, а также частично перед ФГУП «Почта России» (221 млн. руб.).

  4. По состоянию на 17 апреля 2015 г. задолженность Россвязи перед операторами универсального обслуживания сократилась до 9,6 млрд. руб.


Материалы по теме

Наверх