РУС ENG 

Защита от наводнений не обеспечена на должном уровне

23 Июля 2015 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит реализации в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года мероприятий федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах», направленных на выполнение задач Водной стратегии Российской Федерации». С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На Коллегии отмечалось, что в результате корректировок, проведенных в 2012-2014 гг. объем финансирования ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (далее – Программа, ФЦП) был сокращен на 87,3 млрд. рублей (с 523 млрд. рублей до 435,8 млрд. рублей). Соответственно были снижены и основные целевые индикаторы и показатели Программы. Так, количество гидротехнических сооружений (ГТС), которые необходимо привести в безопасное техсостояние, сокращено на 369 ед. (15%), протяженность сооружений инженерной защиты и берегоукрепления уменьшена на 223 км (14%), а численность населения, испытывающего дефицит воды, не уменьшится на 1 млн. 100 тысяч человек (17%).

«Снижение показателей создает риски недостижения результатов Водной стратегии России и Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, а также, необеспечения должного уровня защиты от наводнений и подтоплений в паводкоопасных регионах», - заявил на Коллегии Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Согласно результатам проверки на 01 января 2015 года утверждены правила использования водохранилищ только по одному водохранилищу (Нижнекамскому) из 344. .По оперативным данным на текущую дату утверждены правила еще по Богучанскому водохранилищу.

На 1 января 2015 г. из 69 разработанных Схем комплексного использования и охраны водных объектов не утверждены 11 (16%), из 93 нормативов допустимого воздействия на водные объекты не утверждены 29 (30%). При этом отсутствие указанных схем и нормативов затрудняет с 1 января 2015 года устанавливать лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод для регионов России и поддерживать качество воды в состоянии, соответствующем требованиям Водного кодекса

Как сообщил аудитор, из-за позднего внесения изменений в ФЦП и соответственно позднего распределения (Правительством) субсидий в 2013-2014 гг. основная часть средств на новое строительство доводилась в регионы только в конце года. «В результате остатки неиспользованных субсидий составили на конец 2013 года более 4 млрд. рублей, а на конец 2014 года - 4,8 млрд. рублей со всеми вытекающими из этого последствиями - ростом дебиторской задолженности Росводресурсов, невыполнением мероприятий в установленные сроки, удорожанием стоимости строительства», - отметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. При этом он подчеркнул, что ситуация позднего доведения субсидий может повториться и в 2015 г. в силу того, что до настоящего времени Минприроды России не проведен конкурсный отбор региональных программ в области использования и охраны водных объектов. «В соответствии с 999 Постановлением Правительства, это может привести к перераспределению средств ФЦП на другие мероприятия», - добавил аудитор.

Проверка также показала, что регионы России не выполняют взятые на себя обязательства по финансированию мероприятий ФЦП, а также ряд других условий, установленных соглашениями. Так, в 2013 г. недофинансирование составило 0,9 млрд. рублей (31%), в 2014 г. - 1,5 млрд. рублей (42%). «В результате, по итогам 2013 года не выполнены два из четырех целевых показателя Программы, а в 2014 году - один из пяти, в том числе, целевой показатель «Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления». Кроме того, в 2014 году не введены в эксплуатацию 10 объектов общей протяженностью 7,7 км, из которых 7,2 км в г. Сочи. При этом по отчетности Минприроды России эти объекты показаны как введенные», - констатировал аудитор.

Отдельно на Коллегии обсуждались результаты проверки реализации ФЦП в Омской области и Республике Татарстан.

По словам аудитора, указанными регионами из-за невыполнения ряда мероприятий не было обеспечено достижение показателей результативности, предусмотренных соглашениями. Так, Республикой Татарстан в 2013 г. показатель по капремонтам «Доля ГТС, имеющих безопасное техсостояние в общем числе ГТС» выполнен только на 37% , Омской областью на 33%. В 2014 г. этот показатель регионами был выполнен. Показатель по капстроительству «Соотношение объемов выполненных работ к объемам финансирования за счет всех источников» Республикой Татарстан в 2013 г. был выполнен на 80%, в 2014 г. - в полном объеме. Омской областью в 2013-2014 гг. этот показатель выполнен не был.

Кроме того, в ходе проверок в Республике Татарстан и Омской области были установлены нарушения законодательства при заключении и исполнении условий государственных контрактов, в том числе необоснованное увеличение цены контракта и оплата невыполненных работ.

Так, при подготовке и исполнении контракта с ООО «НПО Мостовик» стоимостью 8,6 млрд. рублей по строительству Красногорского водоподъемного гидроузла на р. Иртыш была произведена оплата не предусмотренных контрактом и не согласованных с проектной организацией работ на сумму 249 млн. рублей, а также оплата не выполненных работ по разработке и укладке грунта на сумму 180 млн. рублей. При определении начальной (максимальной) цены контракта госзаказчиком были завышены расходы по перевозке рабочих авторанспортом на стройплощадку на сумму 44 млн. рублей. Кроме того, в 2013 г. Госзаказчик предоставил подрядчику ООО «НПО Мостовик», практически прекратившему работы авансы в сумме 965 млн. рублей, что на 117 млн. рублей превышает установленный контрактом размер (30%). «В результате важный для гарантированного водоснабжения Омской области объект не построен. Объем неосвоенных средств составил 2,2 млрд. рублей, а долг подрядчика по выданным авансам - 0,8 млрд. рублей. При этом Правительством Омской области исчерпывающих мер по истребованию указанных средств до сих пор не принято», - сообщил аудитор, добавив, что срок ввода объекта ФЦП в эксплуатацию был перенесен с 2014 года на 2016 год, а по данным региональной программы и вовсе на 2018 год. При этом при корректировке региональной программы Правительство Омской области без согласования с Росводресурсами сократило финансирование объекта в 2015-2017 гг. на 635 млн. рублей.

В Республике Татарстан были установлены факты необоснованного завышения начальной (максимальной) цены контрактов с подрядной организацией ООО «ПСО Казань», приведшие к удорожанию строительства и дополнительному расходованию бюджетных средств на общую сумму 147 млн. рублей.

Так, по госконтракту «Берегоукрепительные работы на р.Казанка» стоимость строительства была увеличена на 138 млн. рублей из-за неправомерного использования госзаказчиком заключения экспертизы Республики Татарстан вместо заключения «Главгосэкспертизы России». По госконтракту «Берегоукрепительные работы на левом берегу р. Казанка») в состав цены неправомерно включены затраты, не предусмотренные условиями контракта (авторский надзор, строительный контроль), а также стоимость выполненных ранее проектных работ на общую сумму 9 млн. рублей.

В ходе проверки также были выявлены факты нерезультативного использования средств федерального бюджета. В частности проверка показала, что на протяжении 1,5 лет не эксплуатируются объекты производственной базы, на строительство которых ФГУ «Средволгаводхоз» в 2012-2013 гг. получило и использовало инвестиции в размере 94 млн. рублей. По данному объекту также была произведена оплата невыполненных работ по благоустройству на 800 тыс. рублей.

Установлены нарушения и при пользовании и распоряжении федеральным имуществом. На ряд объектов не зарегистрированы права оперативного управления. Имеются объекты, сведения о которых не внесены в реестр федерального имущества.

При этом он обратил внимание членов Коллегии на то, что Правительством Республики Татарстан и ФГУ «Средволгаводхоз» уже приняты меры по устранению ряда выявленных нарушений. В частности, выполнены ранее оплаченные Правительством Республики Татарстан работы на сумму 4,5 млн. рублей, с подрядчиков взыскана неустойка за ненадлежащее исполнение условий по трем контрактам на сумму 1,0 млн. рублей. Приняты меры по компенсации подрядчиком причиненного ущерба водным биоресурсам.

Коллегия приняла решение направить представления в Росводресурсы, Правительство Омской области и Правительство Республики Татарстан, информационные письма - в Правительство Российской Федерации и Минприроды России, обращения - в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

Росводресурсам на реализацию ФЦП в 2013 году выделено 13,7 млрд. рублей, в 2014 году - 9,9 млрд. рублей и в 2015 году - 8,8 млрд. рублей.



Ключевые факты

  1. На 1 января 2015 г. из 69 разработанных Схем комплексного использования и охраны водных объектов не утверждены 11 (16%), из 93 нормативов допустимого воздействия на водные объекты не утверждены 29 (30%).
  2. На 01 января 2015 года утверждены правила использования водохранилищ только по одному водохранилищу (Нижнекамскому) из 344. По оперативным данным на текущую дату утверждены правила еще по Богучанскому водохранилищу.

  3. Из-за позднего внесения изменений в ФЦП и соответственно позднего распределения (Правительством) субсидий в 2013-2014 гг. основная часть средств на новое строительство доводилась в регионы только в конце года. В результате остатки неиспользованных субсидий составили на конец 2013 года более 4 млрд. рублей, а на конец 2014 года - 4,8 млрд. рублей.
  4. Регионы России не выполняют взятые на себя обязательства по финансированию мероприятий ФЦП, а также ряд других условий, установленных соглашениями. Так, в 2013 г. недофинансирование составило 0,9 млрд. рублей (31%), в 2014 г. - 1,5 млрд. рублей (42%).
  5. По итогам 2013 года не выполнены два из четырех целевых показателя Программы, а в 2014 году - один из пяти, в том числе, целевой показатель «Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления».

Материалы по теме

Наверх