РУС ENG 

Счетная палата выявила недостатки в области мер государственной поддержки отечественной кинематографии

2 сентября 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/Станислав Красильников

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка правомерности, обоснованности, результативности и эффективности расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 – 2014 годах и истекшем периоде 2015 года на повышение конкурентоспособности отечественной кинематографии, в том числе на производство фильмов, предусмотренных Планом основных мероприятий по проведению в 2014 году в Российской Федерации Года культуры (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2517-р), в Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее – Фонд кино)*». С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

На Коллегии отмечалось, что за период 2013-2014 гг. и 5 месяцев 2015 г. Фонду кино были предоставлены субсидии из федерального бюджета на обеспечение производства и проката национальных фильмов, продвижение на международных рынках, проведение сценарного конкурса, а также на модернизацию ЕАИС (по государственному контракту) на общую сумму 9,1 млрд. рублей.

Фондом кино оказана поддержка 132 проектов отечественного кинопроизводства на общую сумму 9,6 млрд. рублей, из них 68 проектов – лидеров на сумму 6,4 млрд. рублей, что составляет 67% общего объема средств поддержки.

Были выявлены отдельные недостатки при анализе нормативных правовых актов Правительства России, Минкультуры России и распорядительных документов Фонда кино, регламентирующих меры государственной поддержки отечественной кинематографии.

Так, набор критериев для отбора некоммерческой организации на получение субсидии, утверждаемый Минкультуры предполагает очевидным выбор только Фонда кино. На отбор подается единственная заявка Фонда.

Установлено, что методикой составления рейтинга лидеров отечественного кинопроизводства, утверждаемой ежегодно приказами Фонда кино, не определены минимальное суммарное количество баллов, а также доля лидеров отечественного кинопроизводства от общего числа организаций, подавших заявку, что снижает прозрачность процедуры отбора. «В результате в 2013-2015 гг. к лидерам было отнесено разное количество организаций кинематографии с различным количеством баллов: в 2013 г. - 13 лидеров (при минимальном количестве баллов – 222), в 2014 г. – 9 лидеров (311 баллов), в 2015 г.– 8 лидеров (430 баллов). При этом 8 организаций признаются лидерами отечественного кинопроизводства в течение всего проверяемого периода» - отметил аудитор.

По словам аудитора, методика проверки заявочных материалов в части проведения финансово-производственной и маркетинговой экспертиз проектов организаций кинематографии, предусмотренных положением об Экспертном совете, в Фонде отсутствуют, что не обеспечивает процесс отбора проектов для поддержки объективным и прозрачным инструментом.

В нарушение условий предоставления субсидии в 2013 году Минкультуры России выделило средства бюджета на проведение сценарного конкурса в сумме 21 млн. рублей Фонду кино: «Который на тот момент согласно Уставу не относился к организациям кинематографии», - подчеркнул аудитор.

Фондом за счет субсидии из бюджета была оказана поддержка производства трех фильмов, включенных в План мероприятий Года культуры на общую сумму 367,5 млн. рублей. При этом сроки выхода фильмов в прокат Планом Года культуры не установлены. На сегодняшний день в прокат вышли только две кинокартины.

В ходе проверки были выявлены отдельные недостатки при исполнении договоров, заключенных Фондом кино с организациями кинематографии на предоставление финансовой поддержки за счет средств субсидии, выделенной в 2013-2015 гг.

Всего в проверяемый период Фондом кино было заключено 154 договора, из которых по 38 договорам (25%) обязательства не были исполнены или исполнены не в полном объеме в установленные сроки.

10 договоров, на сумму 176 млн. рублей, были расторгнуты по соглашению сторон до истечения срока исполнения условий. «Такая практика приводит к использованию кинокомпаниями средств, выделенных за счет субсидии, без достижения результата. При этом Фондом средства за пользование чужими деньгами не взыскиваются» – сообщил на Коллегии Александр Филипенко.

В ходе реализации 3 договоров, заключенных на условиях возвратности с прибыли от реализации фильмов, профинансированных на сумму 45 млн. рублей, сроки исполнения обязательств были увеличены от 3 месяцев до года. «Это в свою очередь повлекло увеличение сроков возврата полученных средств поддержки и не позволило Фонду увеличить объем поддерживаемых проектов» - отметил аудитор

При исполнении 11 договоров, заключенных на условиях стопроцентной возвратности, профинансированных Фондом кино в сумме 320 млн. рублей, организациями кинематографии были увеличены сроки производства проектов от 1 до 14 месяцев. «По этим договорам претензионная работа за нарушение сроков не проводилась, и также не было использовано право истребования уплаты процентов за пользование чужими средствами», - уточнил аудитор.

На Коллегии также отмечалось, что в 2013 году оценка результативности использования субсидий предоставленных Фонду кино проводилась, в том числе на основе качественного показателя «доля компаний-лидеров в общем объеме посещений кинотеатров». Однако с 2014 года этот показатель из соглашений исключен. Другие показатели, отражающие качество поддерживаемых проектов не предусмотрены.

Пользуясь предоставленным соглашениями, заключенными с Минкультуры России, правом использовать остаток субсидии, не использованной в течение года в следующем году, Фонд кино размещал средства субсидии на банковских счетах кредитных организаций в форме неснижаемого остатка, получая доход, который за период 2013 – 2014 годов составил в общей сумме 304 млн. рублей.

«В этой связи, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, и контроля за их расходованием считаем целесообразным рекомендовать Минкультуры и Фонду разработать механизмы, повышающие мотивацию Фонда к более активному распределению средств кинокомпаниям и снижению остатков неиспользованных средств на счетах, а также на повышение ответственности кинокомпаний за неисполнение условий договоров, в том числе, выплату процентов за пользование средствами Фонда кино при отсутствии запланированного результата», - резюмировал свое выступления Александр Филипенко.

Коллегия приняла решение направить представление в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, информационное письмо – в Минкультуры России. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания и Правительство Российской Федерации.

Справочно:

Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 44 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».

Согласно Уставу основными целями Фонда кино являются поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, а также популяризация национальных кинофильмов в Российской Федерации и за рубежом.


Ключевые факты

  1. Фондом кино поддержаны 132 проекта отечественного кинопроизводства на общую сумму 9,6 млрд. рублей, из них 68 проектов – лидеров на сумму 6,4 млрд. рублей, что составляет 67% общего объема средств поддержки

  2. Методика проверки заявочных материалов в части проведения финансово-производственной и маркетинговой экспертиз проектов в Фонде отсутствуют, что не обеспечивает процесс отбора проектов для поддержки объективным и прозрачным инструментом

  3. В проверяемый период Фондом кино было заключено 154 договора, из которых по 38 договорам (25%) обязательства не были исполнены или исполнены не в полном объеме в установленные сроки

  4. При исполнении 11 договоров, заключенных на условиях стопроцентной возвратности, профинансированных Фондом кино в сумме 320 млн. рублей, организациями кинематографии были увеличены сроки производства проектов от 1 до 14 месяцев

  5. Фонд кино размещал средства субсидии на банковских счетах кредитных организаций в форме неснижаемого остатка, получая доход, который за период 2013 – 2014 годов составил в общей сумме 304 млн. рублей


Материалы по теме

Наверх