РУС ENG 

Создание информационной системы судебных приставов не улучшило результаты деятельности службы

29 Сентября 2015 г.

Сергей Коньков/ТАСС 

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных Федеральной службе судебных приставов на внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и развитие материально-технической базы в 2011-2014 годах и истекшем периоде 2015 года». Проверка носила плановый характер. С докладом по теме выступила аудитор Татьяна Блинова.

Татьяна Блинова сказала, что общий объем финансирования мероприятий по информатизации ФССП России в 2011-2015 гг. составил 10,4 млрд. руб. При этом для планирования службе бюджетных ассигнований на информатизацию в объеме 9,1 млрд. руб. отсутствовали достаточные нормативные правовые основания. Аудитор обратила внимание, что кассовое исполнение этих расходов на 1 апреля 2015 г. составило 77%. «Вместе с тем ФССП России при формировании проектов федерального бюджета ежегодно запрашивалась дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях от 12,2% до 91,7% первоначально доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований на планируемый финансовый год», - отметила аудитор.

Аудитор сообщила, что ФССП России в 2011-2015 гг. была создана и частично введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система (АИС ФССП России), при этом необходимое нормативное правовое регулирование этого процесса не осуществлялось. ФССП России в 2014-2015 гг. финансировались мероприятия по созданию АИС ФССП России в отсутствии утвержденных планов информатизации службы*. «Минкомсвязи России не давало на них положительного заключения и неоднократно указывало, что создание автоматизированной информационной системы службы проводится при отсутствии системы проектного управления, четко определяющей цели, задачи, этапы создания, состав и описание системы. Однако никаких последующих действий министерство не приняло», - сказала Татьяна Блинова.

По ее словам, создание АИС ФССП России не привело к существенному улучшению результатов деятельности службы. Так, количество исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, с 2010 г. по 2014 г. уменьшилось на 3,9%, а ежегодный остаток незавершенных исполнительных производств вырос на 50,1%. «При этом нормативные правовые акты, госпрограмма «Юстиция» и федеральные целевые программы по развитию судебной системы России не содержат показателей и индикаторов, непосредственно характеризующих эффект от внедрения современных информационных технологий и развития информационных систем ФССП России, что не позволяет дать обоснованную количественную оценку эффективности расходов федерального бюджета на эти цели», - сказала аудитор. Она отметила, что потенциальные возможности АИС ФССП России по контролю с целью предупреждения и пресечения действий, содержащих признаки коррупционной направленности, не используются.

Также Татьяна Блинова отметила, что в 2011-2014 гг. в 6,5 раз возросла дебиторская задолженность ФССП России по доходам: с 13,8 млрд. руб. до 90,1 млрд. руб. «Одна из комплекса причин роста дебиторской задолженности по доходам, администрируемым ФССП России, - это отсутствие эффективного электронного межведомственного взаимодействия ФССП России с судебной системой, органами государственной власти и банковской системой. Наличие такого взаимодействия позволило бы повысить интенсивность исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, и, как следствие, увеличить уровень взыскания доходов», - сказала аудитор.

Кроме этого, по словам аудитора, в ФССП России проверкой выявлены нарушения в сфере государственных закупок. К примеру, отметила Татьяна Блинова, центральным аппаратом ФССП России были заключены 4 госконтракта в сфере информатизации на общую сумму 122,7 млн. руб., которые не были включены в план-график службы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2012 г.

Счетная палата направила представление об устранении нарушений в ФССП России, информационное письмо в Правительство России, отчет в Палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

*Нарушение Постановления Правительства России от 24.05.2010 N 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов».


Материалы по теме

Наверх