РУС ENG 

Отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов пока полноценно не функционирует

12 Ноября 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Игорь Буймистров

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета и государственной собственности, направленных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в целях обеспечения рыбохозяйственной системы мониторинга и связи в 2009-2014 годах и за истекший период 2015 года». С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Проверка показала, что текущее состояние отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов (далее – ОСМ)* не обеспечивает в полной мере решение задач развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.

Как было отмечено на Коллегии, в проверяемом периоде Росрыболовством и подведомственном ему ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» было заключено 32 государственных контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по обеспечению ОСМ на общую сумму 228,9 млн. рублей.

В ходе реализации контрактов было разработано 8 программных комплексов, 4 из которых приняты в промышленную эксплуатацию, а 4 находятся в стадии опытной эксплуатации. При этом 2 из 4 принятых в промышленную эксплуатацию программных комплексов (удостоверяющий и резервный центры) не работают в соответствии с регламентом эксплуатации. «Несмотря на то, что в ноябре 2011 года система прошла в таком виде государственную регистрацию, считать ее полноценной не представляется возможным», - заявил в ходе своего выступления Бато-Жаргал Жамбалнимбуев

Он также обратил внимание на отсутствие должного контроля со стороны Росрыболовства и ФГБУ «ЦСМС» за ходом реализации госконтрактов и качеством проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В ходе проверки были выявлены факты нерезультативного использования бюджетных средств на общую сумму 36,2 млн. рублей.

Так, без достижения заданного результата были израсходованы средства федерального бюджета в размере 16,8 млн. рублей, направленные на разработку резервного центра ОСМ. «Опытный образец резервного центра не обеспечивает непрерывности работы системы в случае выхода из строя ее основного центра. Регламенты резервирования и восстановления из резервных копий, также как и полнофункциональное резервирование систем и баз данных, отсутствуют», - сообщил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Другой пример нерезультативного использования бюджетных средств связан с внедрением программно-технического комплекса «Электронный промысловый журнал» для формирования оперативной отчетности по добыче (вылову) водных биоресурсов, на который за 5 лет были израсходованы средства федерального бюджета в размере 53,6 млн. рублей.

Как было установлено в ходе проверки, значительная часть принятых и оплаченных Росрыболовством по трем госконтрактам работ по опытной эксплуатации и тестированию образцов программного комплекса и автоматизированных рабочих мест комплекса не соответствовала фактически выполненным объемам. Например, в 2010 г. опытно-промышленная эксплуатация автоматизированных рабочих мест этого программного комплекса проводилась в течение 4 дней вместо 14 и только на одном судне вместо трех, а в 2012 г. на 13 судах вместо 20. «Фактически объем судовых испытаний был выполнен только на треть от установленного в техническом задании. Общая сумма необоснованно оплаченных работ составила 10,2 млн. рублей (расчетно)», - констатировал аудитор.

Кроме того, в 2013 г. в госконтракт с ООО НТЦ «Фобос-НТ» были включены работы по доставке и монтажу оборудования автоматизированных рабочих мест комплекса, которые уже были выполнены работниками Мурманского филиала ФГБУ «ЦСМС» в рамках проведения тестирования системы обмена электронными сообщениями между Россией и Норвегией. В нарушение условий этого же госконтракта обновление программного обеспечения также осуществлялось с привлечением работников Мурманского филиала ФГБУ «ЦСМС».

Отсутствие результативности отмечается и при использовании бюджетных средств на разработку и модернизацию подсистемы ОСМ «Разрешения», предназначенной для ведения базы данных по действующим разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов. «За последние четыре года на создание подсистемы было израсходовано 22,5 млн. рублей. Согласно результатам нашей проверки, подсистема находится в опытно-промышленной эксплуатации пока только в 13-ти из 20-ти теруправлений ведомства», - сообщил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Аудитор также сообщил, что в 2011 г. Росрыболовство разместило государственный заказ на НИОКР по электронному таможенному декларированию без захода в порт с использованием широкополосного доступа спутниковых средств связи и заключило госконтракт стоимостью 5,7 млн. рублей. «Контракт был исполнен, однако его результаты Росрыболовством не были использованы и утратили свою актуальность в связи с изменением таможенного законодательства», - отметил аудитор.

В ходе контрольного мероприятия также были выявлены отдельные нарушения налогового и бюджетного законодательства.

В частности, проверкой установлено, что в 2011-2014 гг. ФГБУ «ЦСМС» неправомерно применило налоговую льготу по уплате НДС на технологические работы по обеспечению отраслевой системы мониторинга по 4 госконтрактам с институтом Космических исследований РАН на сумму 10,7 млн. рублей (по основаниям, предусмотренным подпунктами 16 и 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, выполняемые работы к операциям, освобожденным от уплаты НДС в соответствии с данными нормами НК РФ, не относятся.

В нарушение закона «О бухгалтерском учете» в 2009-2011 гг. часть стоимости объектов нематериальных активов в сумме 14,2 млн. рублей в отношении 5 государственных контрактов, по которым Росрыболовством были получены положительные результаты, была неправомерно списана на текущие расходы, что привело к искажению данных бухгалтерского учета и отчетности в соответствующем периоде.

Аналогичная ситуация наблюдается и в ФГБУ «ЦСМС», где при наличии положительных результатов НИОКР по госконтрактам 2009-2010 гг. на текущие расходы были списаны затраты в сумме 17 млн. рублей.

По результатам НИОКР, выполненных по заказу Росрыболовства в 2009-2013 гг., суммарные вложения в нефинансовые активы составили 116 млн. рублей. Из них не были приняты к учету и не включены в реестр федерального имущества нематериальные активы на сумму 72,8 млн. рублей.

Проверка также показала, что Росрыболовством и ФГБУ «ЦСМС» не проводилась обязательная инвентаризация нематериальных активов, подлежащих учету перед составлением годовой отчетности (Росрыболовством за 2013 и 2014 гг., в ФГБУ «ЦСМС» - за 2010-2014 гг.). В регистрах бухгалтерского учета не были отражены данные об имеющихся у Росрыболовства исключительных правах на созданные в рамках НИОКР для нужд ОСМ объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того, Росрыболовством и ФГБУ «ЦСМС» не были поданы заявки в Роспатент на государственную регистрацию возникших исключительных прав в отношении 4 из 8 программных комплексов, в связи с чем существуют риски их утраты.

Коллегия приняла решение направить представления в Росрыболовство и ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», информационные письма – в Минкомсвязь и ФНС России, обращение – в Генпрокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

*Отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов, созданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов» представляет собой систему регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также средой их обитания, рыболовством и сохранением водных биоресурсов.

С 2000 по 2003 год создание и функционирование ОСМ обеспечивало ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», с 2003 по 2008 год – ФГУП «Нацрыбресурс». В проверяемом периоде функционирование системы обеспечивало Росрыболовство и ФГБУ «ЦСМС», созданное на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 304-р.

В состав ФГБУ «ЦСМС» структурно входят: головной центр ОСМ (г. Москва) и восемь филиалов, выполняющих функции региональных информационных центров, а два из них еще и центров мониторинга. Между ними распределены зоны ответственности, охватывающие все субъекты Российской Федерации, континентальный шельф, территориальные воды и открытую часть мирового океана.

ОСМ укрупненно состоит из восьми программно-аппаратных и технических комплексов, четыре из которых (удостоверяющий центр, резервный центр, веб-сайт и модуль картографического интерфейса ОСМ) на текущую дату приняты в промышленную эксплуатацию, а четыре находятся в стадии опытной эксплуатации, а также подсистемы «Разрешения» размещаемой, наряду с элементами программно-аппаратных комплексов, в теруправлениях Росрыболовства.


Ключевые факты

  1. В проверяемом периоде Росрыболовством и подведомственном ему ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» было заключено 32 государственных контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по обеспечению ОСМ на общую сумму 228,9 млн. рублей.

  2. В ходе реализации контрактов было разработано 8 программных комплексов, 4 из которых приняты в промышленную эксплуатацию, а 4 находятся в стадии опытной эксплуатации. При этом 2 из 4 принятых в промышленную эксплуатацию программных комплексов (удостоверяющий и резервный центры) не работают в соответствии с регламентом эксплуатации.
  3. В ходе проверки были выявлены факты нерезультативного использования бюджетных средств на общую сумму 36,2 млн. рублей.


Материалы по теме

Наверх