РУС ENG 

Татьяна Голикова: в районе озера Байкал в эксплуатацию не введено ни одного очистного сооружения

10 Декабря 2015 г.

Фото ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета и федерального имущества, выделенных на охрану озера Байкал и развитие Байкальской природной территории в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года».

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Объекты проверки: Минприроды России, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Забайкальский край, г. Чита), ФГБУ «Государственный гидрологический институт» (г. Санкт-Петербург).

Мероприятия ФЦП «Охрана озера Байкал»

В 2013-2015 гг. финансирование мероприятий по охране озера Байкал и развитию Байкальской природной территории в основном осуществлялось в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» (далее – ФЦП, Программа).

Общий объем финансирования Программы составил в проверяемый период почти 7 млрд. рублей, из которых государственными заказчиками израсходовано 4,9 млрд. рублей, или 70% от выделенных средств. При этом в 2014 году не были достигнуты значения трех из 9 показателей, два из которых характеризуют сокращение не переработанных и не размещенных на полигонах отходов и сбросов загрязненных сточных вод. По состоянию на октябрь 2015 года из планируемых 9 объектов в эксплуатацию введены только три, три объекта имеют среднюю степень строительной готовности (от 50 до 80%), еще три объекта - низкую (от 0 до 10%)*. «Затягивание строительства и ввода в эксплуатацию планируемых объектов, особенно очистных сооружений, - отметила в ходе заседания Татьяна Голикова, - чревато дальнейшим усугублением ситуации с загрязнением озера Байкал».

Сложившаяся ситуация связана с поздним перечислением регионам бюджетных средств. «576,1 млн. рублей на строительство всех 9 объектов были доведены Минстроем России до регионов (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) только в декабре 2014 года. В результате освоение составило всего 18,6 млн. рублей, или 3,3%. Остатки в объеме 527 млн. рублей были возвращены в федеральный бюджет», - пояснил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Он отметил, что в феврале 2015 года Минстроем России дано разрешение на их использование. На 2015 год бюджетные ассигнования Минстрою России не предусмотрены.

Позднее доведение средств стало причиной невыполнения и еще одного показателя ФЦП - «доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений». Средства в сумме 318,9 млн. рублей на строительство 5 объектов** были доведены до ФГБУ «Востсибводрегионводхоз» только в ноябре 2014 года. В результате объекты не построены.

Проверка также показала, что подведомственные учреждения Минприроды России не достаточно эффективно выполняют мероприятия ФЦП, направленные на охрану особо охраняемых природных территорий от пожаров. Так, в частности, по состоянию на октябрь 2015 года не введена в эксплуатацию ни одна из трех запланированных пожарных станций в Тункинском и Забайкальском нацпарках, что серьезно осложнило борьбу с возникающими пожарами. «В летний период 2015 года только по Забайкальскому национальному парку площадь территории, пройденной пожарами, увеличилась по сравнению с 2014 годом в 28 раз и составила 15,1 тыс. гектаров», - отметила Татьяна Голикова.

Ликвидация отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината

Счетная палата также проверила расходование средств, выделенных Байкальскому филиалу ФГБУ «Центр развития водохозяйственного комплекса» на ликвидацию отходов, накопленных в результате хозяйственной деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (далее – БЦБК). «С учетом финансирования текущего года по состоянию на 1 октября выделенные на эти цели средства в объеме 1,2 млрд. рублей не использованы, при том что проектная документация на ликвидацию отходов была разработана еще в 2013 году, а государственная экологическая экспертиза утверждена в 2014 году», - сообщил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. При этом показатель ФЦП по снижению общей площади территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению, был выполнен, но только за счет корректировки его значения в Программе.

Нарушения в деятельности региональных управлений Росгидромета и Росприроднадзора в рамках ФЦП

В ходе проверки деятельности Забайкальского управления Росгидромета было установлено, что Управлением за счет дополнительно предоставленной субсидии на выполнение госзадания в сумме 3,1 млн. рублей были произведены расходы на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения строящегося здания Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (г. Улан Удэ). При этом госзадание не выполнено. По данному факту оформляется протокол об административном правонарушении.

Также было отмечено, что проводимые ФГБУ мероприятия по модернизации наблюдательной сети, на которые было израсходовано в рамках ФЦП в 2013 и 2014 гг. 298,1 млн. рублей, не повлияли на выполнение госзаданий в части количества и качества наблюдений за состоянием поверхностных вод суши.

В ходе проверки Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия были установлены факты невыполнения в полном объеме полномочий по администрированию доходов. Как было отмечено на Коллегии, плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке уплачивают лишь около 4% потенциальных плательщиков Бурятии и 72% плательщиков, состоящих на учете в Управлении. Ненадлежащим образом ведется в Управлении и претензионная работа. «Только за 2013 год не было взыскано более 40% наложенных штрафов», - подчеркнул аудитор

Кроме того, проверка надзорной деятельности Управления выявила признаки неправомерного расходования бюджетных средств Минприроды Республики Бурятия в рамках выполнения госконтрактов с ЗАО «Закаменск». В частности, при реализации мероприятий по ликвидации экологических последствий производственной деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината Минприроды Республики Бурятия допустило оплату фактически не выполненных работ, а также завышение стоимости работ по перемещению техногенных песков и рекультивации земель на общую сумму 322,6 млн. рублей.

Подводя итоги коллегии, Председатель Счетной палаты отметила, что одна из основных причин выявленных нарушений и низкого выполнения ФЦП – отсутствие контроля со стороны государственного заказчика (Минприроды России) как за ходом реализации программы в целом, так и за соблюдением регионами своих обязательств по соглашению на предоставление субсидий. «Фактически контроль Минприроды сводится к получению отчетных форм от государственных заказчиков и направлению сводной отчетности в Минэкономразвития, Минфин, Минобрнауки и Росстат. При этом достоверность представленных отчетов не проверяется, документы, подтверждающие выполнение мероприятий, не запрашиваются», - констатировала Татьяна Голикова, добавив при этом, что информация по фактам неправомерного расходования бюджетных средств, допущенного Минприроды Республики Бурятия, будет направлена в Генеральную прокуратуру.

Коллегия приняла решение направить представления в Минприроды России и ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и обращение в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справка:

*Выполнение показателей ФЦП, связанных с сокращением не переработанных и не размещенных на полигонах отходов и сбросов загрязненных сточных вод:

1. Введены в эксплуатацию 3 объекта:

- Канализационная насосная станция № 3а в г. Байкальске;

- Напорный коллектор канализации в г. Байкальске;

- Полигон ТБО в Республике Бурятия.

2. 3 объекта имеют степень готовности от 50 до 80%:

- Канализационная насосная станция № 1а в г. Байкальске (77%);

- Канализационные очистные сооружения глубокой биологической очистки в г. Свирске Иркутской области (80%);

- Канализационный коллектор насосной станции в с. Петропавловка Джидинского района (53%).

3. 3 объекта имеют степень готовности от 0 до 10%:

- Строительство станции обеззараживания очищенных сточных вод с использованием метода ультрафиолетового излучения г. Шелехова (10%);

- Очистные сооружения в г. Кяхта производительностью 3000 куб.м/сут. (10%);

- Строительство очистных сооружений канализации железнодорожного района в г. Петровск-Забайкальский (0%).

** Выполнение показателей ФЦП «доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений»:

Не построено 5 объектов:

- Берегоукрепление озера Байкал у с. Оймур Кабанского района Республики Бурятия - 115 млн. рублей;

- Инженерная защита от затопления водами р. Селенга с. Саратовка Тарбагатайского района Республики Бурятия - 43 млн. рублей;

- Берегоукрепительные работы на Иркутском водохранилище в микрорайоне Солнечный, г. Иркутск, Иркутская область - 35,9 млн. рублей;

- Производственно-лабораторный корпус в п. Новая-Разводная Иркутской области (второй пусковой комплекс) - 95 млн. рублей;

- Производственно-лабораторный корпус в г. Байкальске Иркутской области - 30 млн. рублей.


Ключевые факты

  1. Общий объем финансирования Программы составил в проверяемый период почти 7 млрд. рублей, из которых государственными заказчиками израсходовано 4,9 млрд. рублей, или 70% от выделенных средств.
  2. В 2014 году не были достигнуты значения трех из 9 показателей Программы, два из которых характеризуют сокращение не переработанных и не размещенных на полигонах отходов и сбросов загрязненных сточных вод. По состоянию на октябрь 2015 года из планируемых 9 объектов в эксплуатацию введены только три, три объекта имеют среднюю степень строительной готовности (от 50 до 80%), еще три объекта - низкую (от 0 до 10%).

Материалы по теме

Наверх