РУС ENG 

Минкомсвязи опоздало на 84 дня, принимая собственный план информатизации

2 Февраля 2016 г.

Фото:MAGPHOTO/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» в 2013-2014 годах и за истекший период 2015 года.

Проверка проводилась в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подведомственном министерству ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации», Министерстве финансов Российской Федерации и Федеральном казначействе.

С докладом выступила заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.

В 2010 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 365. Документ был призван повысить эффективность планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов по информатизации стала Минкомсвязь России.

Правительством России были установлены сроки подготовки и утверждения Минкомсвязью всех необходимых документов для начала реализации механизма координации расходов на информатизацию, которые неоднократно сдвигались. Несмотря на это, необходимые документы были разработаны Минкомсвязью России с нарушением установленных Правительством Российской Федерации сроков и утверждены только в 2013 г.

«Таким образом, в течение трех лет с момента утверждения Постановления № 365 координация мероприятий по информатизации государственных органов не обеспечивалась на должном уровне», - заявила Вера Чистова.

В целях осуществления координации расходов на информатизацию в Минкомсвязи России был создан отдел экспертизы проектов по информатизации в составе четырех штатных единиц. Между тем, начиная с 2013 г. Минкомсвязь России заключала договора на проведение экспертной оценки документов по информатизации. Так, сначала был заключен соответствующий контракт с ПАО «Ростелеком». ПАО в свою очередь подписало договор субподряда с подведомственным министерству ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации». В 2015 г. Министерством контракт был подписан непосредственно с ФГУП. Таким образом, фактическим исполнителем работ по оценке документов по информатизации являлось подведомственное Минкомсвязи России ФГУП «ВНИИ ПВТИ». Кроме того, по словам заместителя Председателя Счетной палаты, «вызывает интерес тот факт, что для проведения экспертизы предприятие привлекало внешних экспертов-консультантов на безвозмездной основе». При этом большая часть «внешних экспертов-конс ультантов» занимает руководящие должности в крупных ИТ-компаниях.

В целях реализации координации информатизации Минкомсвязью России созданы три информационные системы, суммарные затраты на создание которых за период с 2013 по 2014 гг. составили 300 млн. руб. Проверка Счетной палаты показала, что контроль за размещением информации в них отсутствует. Государственными органами, в том числе Минкомсвязью России, допускалось размещение неполной или неактуальной информации. Например, утвержденный план информатизации Минкомсвязи России на 2014 г. не соответствует размещенному плану в автоматизированной информационной системе «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (АИС УВиРИ).

«В результате созданные Минкомсвязью России информационные системы не позволяют получить объективную информацию о ходе реализации государственными органами мероприятий по информатизации и оценить их эффективность», - пояснила Вера Чистова.

14 ноября 2015 года Правительством Российской Федерации принято решение о создании новой системы координации информатизации на базе трех уже созданных систем. При этом затраты на ее реализацию оцениваются в 227,3 млн. рублей или 76% от произведенных расходов на создание трех систем.

«Насколько хорошо будет работать новая система покажет время», - резюмировала Вера Чистова.

Подготовка проектов планов информатизации осуществляется государственными органами с использованием АИС УВиРИ. По состоянию на 12 ноября 2015 г. в АИС УВиРИ размещен 91 план информатизации на 2014 г., из которых согласованы 69 (75,8%), и 91 план информатизации на 2015 г., из которых согласованы 45 (49,5%).

Проверка показала, что органы государственной власти, включая Минкомсвязь России, не соблюдают сроки, установленные графиками подготовки и утверждения планов информатизации. Так, планы информатизации на 2014 г. утверждены с нарушением установленного срока: Минкомсвязи России – на 84 дня, Федерального казначейства – на 301 день. План Минфина России утвержден после окончания финансового года. Также планы информатизации на 2015 г.: Минкомсвязи России – на 14 дней, Минфина России – на 168 дней, Федерального казначейства – на 230 дней.

Кроме того, в ходе проверки выявлены случаи нарушения Минкомсвязью России сроков подготовки заключений на планы информатизации. Отчеты о выполнении плана информатизации за 2014 год представлены только 31 органом государственной власти (37%).

Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации органов государственной власти в 2014 г. Минкомсвязью России не осуществлялась. «Министерство аккумулирует отчеты о выполнении планов информатизации без проверки достоверности и анализа представленных данных», - уточнила Вера Чистова.

В ходе проверки установлено, что в ряде случаев в связи с непредставлением государственными органами в Минфин России экспертных заключений Минкомсвязи России, при формировании федерального бюджета распределение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по информатизации осуществляется без их учета. При этом согласование расходов на информатизацию с Минкомсвязью России в информационной системе Минфина России «Электронный бюджет» не предусмотрено.

Проверкой установлено, что в нарушение положений Постановления № 365 расходы на информатизацию государственных органов осуществляются в отсутствие утвержденных планов информатизации. Так, Минфином России в 2014 г. осуществлялась реализация мероприятий по информатизации до утверждения плана в рамках 32 контрактов на сумму 1,6 млрд. руб., заключенных в 2014 г. Также, до утверждения плана информатизации на 2015 г. Минфин заключил 12 государственных контрактов на сумму 303,7 млн. руб.

Такие же нарушения выявлены в ходе проверки в Федеральном казначействе. До утверждения плана информатизации в 2014 г. осуществлялась реализация мероприятий по информатизации в рамках 34 контрактов на сумму 8,9 млрд. руб., заключенных в 2014 г. В 2015 г. – 24 контракта на сумму 2,3 млрд. руб.

Зачастую, при осуществлении расходов изменения в план информатизации вносятся органами государственной власти постфактум.

«В отсутствии ответственности за несоблюдение положений Постановления №365 главные распорядители осуществляют расходование средств федерального бюджета без согласованного плана информатизации. По сути, речь идет о необоснованных расходах федерального бюджета, равно как и в случае заключения государственных контрактов до утверждения плана информатизации», - заявила Вера Чистова.

В ходе проверки также выявлены несоответствия закупаемых товаров утвержденным планам информатизации, недостатки при проведении государственными органами закупочных процедур, а также признаки нарушения конкуренции при осуществлении закупок в сфере информационных технологий.

«Проверка Счетной палаты показала, что система координации информатизации, предусмотренная Постановлением №365, работает не на должном уровне. Можно констатировать, что цели, поставленные Постановлением Правительства, не достигнуты», - резюмировала заместитель Председателя Счетной палаты.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу, представления – Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министру финансов Российской Федерации и Руководителю Федерального казначейства. А также направить отчет в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


Ключевые факты

  1. В течение трех лет с момента утверждения Постановления № 365 координация мероприятий по информатизации государственных органов не обеспечивалась на должном уровне
  2. Начиная с 2013 г. Минкомсвязь России заключала договора на проведение экспертной оценки документов по информатизации. Фактическим исполнителем работ по оценке документов по информатизации являлось подведомственное Минкомсвязи России ФГУП «ВНИИ ПВТИ»
  3. Утвержденный план информатизации Минкомсвязи России на 2014 г. не соответствует размещенному плану в автоматизированной информационной системе «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (АИС УВиРИ)

  4. Подготовка проектов планов информатизации осуществляется государственными органами с использованием АИС УВиРИ. По состоянию на 12 ноября 2015 г. в АИС УВиРИ размещен 91 план информатизации на 2014 г., из которых согласованы 69 (75,8%), и 91 план информатизации на 2015 г., из которых согласованы 45 (49,5%)
  5. Планы информатизации на 2014 г. утверждены с нарушением установленного срока: Минкомсвязи России – на 84 дня, Федерального казначейства – на 301 день
Наверх