РУС ENG 

18 регионов, получивших субсидии на антикризисные меры в сфере занятости в 2015 г., направили их на решение проблем предприятий

8 февраля 2016 г.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Рашид Салихов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Объекты проверки: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости, Правительство Самарской области, Администрация Алтайского края.

Проверяемый период: 2015 год.

С докладом выступил аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.

Из федерального бюджета в бюджеты регионов России в 2015 году были выделены субсидии на дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда1, в общей сумме на 3,9 млрд. руб. (общий годовой объем - 52,2 млрд. руб.), предусмотренного Антикризисным планом Правительства России.

В Минтруд России поступило 75 региональных программ. Они проходили процедуру согласования на Межведомственной рабочей группе (МРГ)2 по рассмотрению и отбору региональных программ субъектов Российской Федерации. Федеральные субсидии в 2015 году получили лишь 18 из 75 регионов России.

В регионах России, получивших в 2015 году федеральные субсидии на дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда отмечается следующая ситуация:

Регион России

Объем полученных регионом субсидий на антикризисные мероприятия в сфере занятости в 2015 году

Изменение уровня регистрируемой безработицы за 2015 год

Алтайский край

169,7 млн. руб.

рост с 1,8% до 1,9%

Тверская область

88,3 млн. руб.

рост с 0,9% до 1,2%

Республика Татарстан

936,1 млн. руб.

рост с 0,7% до 0,8%

Самарская область

676,2 млн. руб.

рост с 1,0% до 1,3%

Республика Мордовия

314,9 млн. руб.

без изменений, на уровне 0,8%

Нижегородская область

145,9 млн. руб.

рост с 0,5% до 0,6%

Пензенская область

52,6 млн. руб.

без изменений, на уровне 0,8%

Тамбовская область

121,5 млн. руб.

рост с 0,8% до 0,9%

Кировская область

109,9 млн. руб.

рост с 1,2% до 1,4%

Свердловская область

247,4 млн. руб.

рост с 1,2% до 1,5%

Республика Башкортостан

218,6 млн. руб.

рост с 1,2% до 1,3%

Ивановская область

44,3 млн. руб.

рост с 1,0% до 1,3%

Саратовская область

56,5 млн. руб.

рост с 0,9% до 1,1%

Республика Коми

119,0 млн. руб.

рост с 1,3% до 1,6%

Чувашская Республика

55,1 млн. руб.

без изменений, на уровне 0,7%

Владимирская область

185,0 млн. руб.

рост с 1,1% до 1,4%,

Челябинская область

152,9 млн. руб.

рост с 1,5% до 1,9%,

Кемеровская область

241,2 млн. руб.

рост с 2,0% до 2,6%.

Оценить степень обоснованности предоставления субсидии невозможно, поскольку организационное обеспечение деятельности МРГ осуществлялось ненадлежащим образом. Так, МРГ рассматривались заявки регионов России с неполным комплектом документов, а также с нарушением установленного срока их рассмотрения; решения при отборе отдельных региональных программ принимались при отсутствии кворума; решения МРГ не оформлялись протоколами.

Кроме того, 3 из 6 распоряжений Правительства России о предоставлении регионам России субсидий были приняты после 1 сентября 2015 года. По словам Владимира Катренко, поздние сроки принятия распоряжений и, соответственно, направления субсидий регионам России формируют риски их неполного освоения. По состоянию на 1 октября 2015 года регионами России израсходовано 57,1% средств полученных федеральных субсидий.

В основном (более 50%) федеральные средства были израсходованы на мероприятия по временной занятости работников. Направление основных усилий на это мероприятие, безусловно, способствовало сохранению занятости работников предприятий в 2015 году. Однако при этом системно данная задача не решена.

Программы по снижению напряженности на рынке труда 18 регионов России, получивших в 2015 году федеральные субсидии на дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, были направлены в основном на решение проблем отдельных производственных предприятий. По словам Владимира Катренко, регионами России в 2015 году практически не учитывались иные угрозы роста напряженности на рынке труда, связанные с сокращением работников непроизводственных сфер: здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и других. К примеру, программа Алтайского края по снижению напряженности на рынке в 2015 году предусматривала реализацию дополнительных мероприятий по временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, в отношении следующих промышленных предприятий: АО «Алтайвагон» (г. Новоалтайск), АО «Алтайвагон» (г. Рубцовск), ФКП «Бийский олеумный завод», ОАО «Алтайский завод агрегатов», ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод». Вместе с тем программа Алтайского края по снижению напряженности на рынке в 2015 году в непроизводственной сфере предусматривала организацию временной занятости всего 49 граждан, ищущих работу.

Коллегия Счетной палаты приняла решение использовать материалы проверки для подготовки доклада Президенту России.

1 Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда регионов России включают:

временную занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов;

социальную занятость инвалидов;

трудоустройство частными агентствами занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения.

2 Межведомственная рабочая группа образована приказом Минтруда России от 26 февраля 2015 г. №124. В состав МРГ включены представители Минтруда России, Роструда, Минпромторга России, Минобрнауки России, ФМС России, Минфина России, Минсельхоза России, Минэкономразвития России, Минтранса России, Федерации независимых профсоюзов России и Российского союза промышленников и предпринимателей.


Материалы по теме

Наверх