РУС ENG 

Правила предоставления субсидий региональным авиаперевозчикам нуждаются в корректировке

15 февраля 2016 г.

Фото: Марина Лысцева / ИТАР-ТАСС

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты Проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных в 2014 году и истекшем периоде 2015 года организациям транспорта, осуществляющим региональные воздушные перевозки, в Федеральном агентстве воздушного транспорта.

Объект проверки: Федеральное агентство воздушного транспорта (г. Москва).

Период проверки: 2014- 2015 гг.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

В рамках Антикризисного плана Правительством было предусмотрено увеличение субсидирования региональных воздушных перевозок пассажиров по России в пункты, где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта. Всего на субсидирование* региональных воздушных перевозок по России в 2014 г. выделялось 3,6 млрд. руб., а в 2015 г. - с учетом увеличения на 650 млн. руб. на реализацию антикризисных мероприятий – 4,2 млрд. руб. Однако в качестве результата достижения целей не были установлены количественные показатели увеличения объема перевозок на внутренних линиях. «Учитывая, что проектом Антикризисного плана на 2016 г. предполагается сохранить данное мероприятие, необходима доработка ожидаемых результатов», - заявил аудитор.

Правила предоставления субсидий региональным перевозчикам недоработаны. Они предусматривают субсидирование региональных перевозок и формирование региональной маршрутной сети. Вместе с тем российским законодательством эти понятия не установлены, как и критерии формирования региональной маршрутной сети.

Правила содержат перечень из 415 населенных пунктов, расположенных в удаленных и труднодоступных районах, перевозки в которые являются приоритетными. Однако в 165 из указанных населенных пунктов воздушная перевозка невозможна, так как там отсутствуют аэродромы и посадочные площадки. Как показала проверка, субсидируемые перевозки осуществлялись только в 11 населенных пунктов.

Доля бюджетных средств в общих доходах авиакомпаний от осуществления перевозок по субсидируемым маршрутам в 2014 г. составила 52%; в 2015 г. – 50,5%.

В 2014 г. под субсидирование попали 130 региональных маршрутов. В 2015 г. их количество изменилось несущественно – 132 маршрута, однако, лишь 72 направления совпали с прошлогодними. В перечень вошли 60 новых маршрутов, по 58 субсидирование было прекращено. К сожалению, планы о будущей коммерциализации рейсов после отмены изначально запланированного, как временное, субсидирования, были реализованы не в полной мере. «Из этих маршрутов только по 19 в 2015 г. успешно продолжились коммерческие перевозки, по 26 маршрутам коммерческие перевозки в 2015 г. составили менее 50% по сравнению с субсидируемыми перевозками 2014 г. По 11 маршрутам коммерческие перевозки в 2015 г. отсутствовали», - добавил Валерий Богомолов.

Изначально предполагалось, что в первую очередь будут субсидироваться маршруты, перевозки на которых осуществляются посредством самолетов отечественного производства. Однако, как показала проверка, они использовались авиакомпаниями лишь при осуществлении 32 маршрутов в 2014 г. (25%) и 49 маршрутов в 2015 г. (37,9%). Самолет Ан-140, применение которого тоже было предусмотрено Правилами, при осуществлении субсидируемых маршрутов не использовался вовсе.

В перечне субсидируемых маршрутов по России на 2015 г. по 26 из них предполагалось софинансирование за счет бюджетов регионов. Маршруты заявлялись на основании писем о готовности их софинансировать. Однако по 19 маршрутам авиакомпании в итоге получили отказ в софинансировании, и они были исключены из перечня. Из федерального бюджета на софинансируемые маршруты предусматривалось 722,6 млн. руб. «Эта ситуация привела к несвоевременному освоению средств федерального бюджета, что свидетельствует о недостатках установленной процедуры формирования маршрутов и требует внесения изменений в Правила», - сделал вывод аудитор.

Проверка показала, что Росавиация плохо контролировала соблюдение авиакомпаниями условий предоставления субсидий. Так, четыре авиакомпании в 2015 г. нарушили сроки возврата остатков субсидий, три авиакомпании не оплатили неустойку за нарушение сроков возврата бюджетных средств.

Кроме перевозок по России отдельно предусматривалось субсидирование по отдельным правилам воздушных перевозок внутри Приволжского федерального округа. На финансирование пилотного проекта было направлено 620 млн. руб. Однако, по мнению аудитора, по основным показателям транспортной инфраструктуры Приволжский федеральный округ находится в числе лидеров, что создает резервы для возможной оптимизации расходов федерального бюджета.

Субсидирование региональных воздушных перевозок внутри Приволжского федерального округа

1.jpg

Доля перевозок по субсидируемым маршрутам внутри ПФО в 2014 и 2015 гг. превысила 50% общего количества перевезенных пассажиров воздушным транспортом внутри Приволжского федерального округа. Льготные цены на билеты предоставлялись всем категориям пассажиров.

Увеличение расходов на субсидирование региональных перевозок представляется избыточным, – было отмечено аудитором. «Решение вопроса возможно путем оптимизации расходов на субсидирование перевозок внутри Приволжского федерального округа», - резюмировал аудитор.

Коллегия приняла решение направить представление в Федеральное агентство воздушного транспорта и информационное письмо в Министерство транспорта.

Материалы отчета использованы в отчете о ходе реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности за 2015 год.

Субсидирование региональных воздушных перевозок пассажиров по России

2.jpg


Материалы по теме

Наверх