РУС ENG 

Налогооблагаемая база недвижимости за 2014-2015 гг. снизилась на 4 трлн руб. из-за ошибок в кадастровой стоимости

16 Марта 2016 г.

Заместитель Председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова выступила в Государственной Думе с докладом в рамках «Правительственного часа», посвященного информации от министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева. В своем докладе зампред Счетной палаты указала на различные проблемы в экономической сфере.

Реализация закона «О стратегическом планировании»

Нормативная правовая база закона «О стратегическом планировании» создаётся с большим отставанием от установленных сроков. С 2013 г. не проводилась актуализация долгосрочного прогноза с учётом изменений в российской и мировой экономике. «Очевидно, что при отсутствии актуальной версии долгосрочного прогноза высока вероятность нереалистичности и бюджетных прогнозов», - заметила Вера Чистова.

Зампредседателя Счетной палаты также отметила, что сейчас региональные власти, с одной стороны, обязаны выполнять требования закона по формированию собственной правовой базы стратегического планирования. С другой стороны, их работа как бы «повисает в воздухе» из-за отсутствия федерального законодательства. Поэтому Счётная палата рекомендовала Правительству РФ принять меры для выполнения положений закона «О стратегическом планировании». Правительство пошло другим путем и внесло в Госдуму законопроект о переносе сроков разработки документов стратегического планирования с 1 января 2017 г. на 1 января 2019 г. Счётная палата подготовила заключение по данному законопроекту и надеется, что ее замечания будут учтены, подчеркнула Чистова.

Исчисление имущественных налогов по кадастровой стоимости

В 2015 г. в региональные бюджеты поступило на 56% больше налогов на недвижимое имущество, чем в 2011 г. – 927 млрд руб. Это результат перехода на рыночные механизмы исчисления имущественных налогов. При этом, исходя из кадастровой стоимости, исчисляется земельный налог.

Что касается налогов на имущество, то по нему установлен переходный период до 2020 г. Налоговая база формируется на основе данных информационных систем Росреестра, - наиболее ресурсоёмкой информационной системы. Но, как установила Счётная палата, нынешний государственный кадастр недвижимости не содержит в полном объёме достоверные сведения об объектах недвижимости. Это связано с проблемой кадастровой оценки.

В 2015 г. в два раза выросло количество обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Всего в прошлом году количество таких обращений составило 31,3 тыс. заявлений в отношении 64 тыс. объектов. «Согласно данным Росреестра, в 2014 г. решениями комиссий и судебными решениями удовлетворены требования о снижении кадастровой стоимости в отношении 38 тыс. объектов недвижимости на 2,4 трлн руб. В 2015 году - 27 тыс. объектов на 1,6 трлн руб. Таким образом, налогооблагаемая база за двухлетний период совокупно уменьшилась на 4 трлн руб.», - подчеркнула Вера Чистова.

Президентом РФ было дано поручение об усилении ответственности оценщиков за допущенные при проведении кадастровой стоимости ошибки, которые приводят к такому искажению стоимости объектов. «Мы надеемся, что это поручение и работа Минэкономразвития по совершенствованию методологии кадастровой оценки приведёт к определённому успеху», заметила зампредседателя Счетной палаты.

Незавершённое строительство и Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП)

Незавершённое строительство и ФАИП - это то, чем должно заниматься Минэкономразвития на уровне бюджетирования ежегодно и в течение исполнения бюджета, отметила Вера Чистова. Она добавила, что сейчас все федеральные органы исполнительной власти проводят инвентаризацию незавершённого строительства, определяют причины его образования и соответственно разрабатывают меры.

Первая информация по объектам будет представлена Росстатом 1 апреля 2016 г., но большого результата в снижении «незавершёнки» Счетная палата не ждёт. «На 1 января 2015 г. сумма незавершенного строительства составляла почти 2 трлн руб. по 9 тыс. объектам . Вряд ли, эти цифры сильно уменьшатся», - заметила Вера Чистова.

Пока Счётная палата констатирует, что Минэкономразвития не относится к работе с «незавершенкой» с должной серьёзностью. Так, например, на начало октября 2015 г., по 260 объектам не было пакета необходимых документов, однако, данные объекты были включены в соответствующие перечни ФАИП. На представление Счетной палаты Минэкономразвития отреагировало формально, в результате коллегия Счётной палаты в феврале т.г. приняла решение направить предписание в адрес министра экономического развития Алексея Улюкаева.

Изменения в федеральные законы №44 и №223, касающиеся госзакупок

По словам Веры Чистовой, Счётная палата настаивает на том, чтобы внесение изменений в ФЗ №44 затрагивало проблему неэффективности единственного поставщика услуг. По ФЗ №223 необходимы ещё более жёсткие подходы к контролю за бюджетными средствами. По итогам проверок Счётной палаты за 2015 г., более 126 млрд руб. приходится на нарушения законодательства по закупкам.

Включение в ФАИП объектов государственного оборонного заказа.

«Сейчас практически весь силовой блок и весь оборонный комплекс уходят из ФАИП на уровень Военно-промышленной комиссии. И должного контроля за этими стройками и объектами не осуществляется», - отметила Вера Чистова. Также, по ее словам, Минэкономразвития практически устранилось от контроля за объектами Росатома, особенно сооружаемыми за рубежом. «Мы надеемся, что эта проблема тоже будет в поле внимания Минэкономразвития», - резюмировала Чистова.


Материалы по теме

Наверх