РУС ENG 

Потенциальные потери от снижения в рамках ВТО таможенной ставки на экспортируемую рыбу составили 1,8 млрд. руб.

21 марта 2016 г.

Юрий Смитюк/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты доходов в Росрыболовстве и его территориальных органах в целях выявления резервов поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2013 – 2015 гг.

Объекты проверки: Федеральное агентство по рыболовству, Баренцево – Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (г. Мурманск), Сахалино – Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (г. Южно - Сахалинск).

Проверяемый период деятельности: 2013-2015 гг.

С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

Анализ отрасли рыболовство и рыбоводство показал, что доходы отрасли (налоговые поступления, таможенные платежи и доходы, администрируемые Росрыболовством) в целом за период 2013 – 2015 гг. возросли и в 2015 г. составили 26,6 млрд. руб. Как отметил аудитор, доходы федерального бюджета, администрируемые Росрыболовством, относительно 2013 г. выросли в 2,7 раза и в 2015 г. составили 5,4 млрд. руб. В 2013 и 2014 гг. более 70% доходов поступило от платы за водные биологические ресурсы по межправительственным соглашениям. В 2015 г. структура, администрируемых Росрыболовством доходов, кардинально изменилась и 66% составили доходы, полученные от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности.

Перевыполнение прогнозного задания по доходам составило в 2013 г. на 30,6%, в 2014 г. на 97,5%, в 2015 г. на 117,4%. «При прогнозировании поступления доходов отсутствует взаимодействие между Центральным аппаратом Росрыболовства и его территориальными управлениями,- заявил аудитор. – Мы вполне можем говорить о низком качестве прогнозирования доходов федерального бюджета».

Превышение уточненного прогноза поступлений более чем на 15%, а иногда в несколько десятков раз, отмечается по целому ряду администрируемых статей доходов. Так, исполнение прогноза поступления доходов по пошлинам за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий составило в 2013 г. - 393%, в 2014 г. – 305%, в 2015 г. – 175 %. По оценкам Счетной палаты, причиной увеличения поступлений доходов федерального бюджета по государственной пошлине в 2015 г. относительно 2014 г. является рост с 1 января 2015 г. размеров государственной пошлины за предоставление разрешения и внесение изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для организаций и физических лиц.

В тоже время аудитор отметил, что практически не увеличились поступления в федеральный бюджет платы за пользование водными биологическими ресурсами по Межправительственным соглашениям при росте курса доллара США за год почти в 2 раза.

В 2015 г. резко снизились поступления от доходов в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученной от победителя конкурса. Последние 2 года Сахалино-Курильским ТУ конкурсы в отношении рыбопромысловых участков не проводились. Баренцево-Беломорским территориальным управлением в 2013 – 2015 гг. плата перечислялась не в федеральный бюджет, а в бюджет Мурманской области.

Вместе с тем, проведенный Сахалино-Курильским ТУ в 2013 году конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка имеет признаки участия аффилированных лиц. Так по 6 лотам из 9 принимали участие две фирмы (ООО «Динамо-Фиш» и ООО «Ловец»), при этом проигрывала конкурс фирма ООО «Динамо-Фиш», предлагающая плату всего на 500 рублей меньше, чем победитель. Резко увеличивался размер платы (в десять раз), когда в конкурсе участвовала третья фирма ООО «Даги». Из анализа этих конкурсов можно сделать вывод о том, что фирма ООО «Динамо-Фиш», которая ни разу не выигрывала конкурс, участвовала, только для того, чтобы придать конкурсу видимость конкурентной борьбы.

В 2013 – 2015 гг. Росрыболовством не обеспечен контроль за своевременным перечислением в федеральный бюджет части прибыли федеральными государственными унитарными предприятиями. Так в 2013 – 2015 гг. несвоевременно перечислены в федеральный бюджет 15 млн. руб.

В территориальных управлениях Росрыболовства отсутствует единый подход к начислению и учету доходов бюджетов региональной бюджетной системы. Сахалино-Курильским территориальным управлением начисления проводились на основании первичного (сводного) учетного документа (реестра дел об административных правонарушениях, зарегистрированных в отделах государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания), в разрезе плательщиков. Баренцево – Беломорским ТУ начисление доходов от денежных взысканий (штрафов) осуществлялось один раз в месяц единой суммой по фактическому поступлению средств на лицевой счет за отчетный период без учета плательщика. В отчетности территориальных управлений Росрыболовства и в сводной отчетности Росрыболовства отсутствует сумма задолженности плательщиков по начисленным доходам (с элементом бюджета «01»), распределенным органами федерального казначейства в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем данная задолженность должна отражаться в балансе исполнения федерального бюджета.

Доля сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в стоимости производителя 1 кг рыбы составляла в 2008 г. 2 %, а в 2015 г., по итогам 9 месяцев, 0,6%. «При сохранении доли сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в стоимости 1 кг рыбы на уровне 2% в период 2013 – 2015 гг. в федеральный бюджет дополнительно могли поступить доходы в объеме более 5 млрд. руб.», - заявил Сергей Штогрин.

Обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО в отношении основных видов рыб, начиная с 2013 г., предусмотрено поэтапное снижение вывозных таможенных пошлин до 0%. По оценкам Счетной палаты, в период 2013 – 2015 гг. потенциальные потери от этого составили 1,8 млрд. руб.

21032016.jpg

Коллегия приняла решение направить представление в Федеральное агентство по рыболовству, информационное письмо в Правительство Российской Федерации, а также информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в палаты Федерального собрания.


Ключевые факты

  1. Роходы отрасли (налоговые поступления, таможенные платежи и доходы, администрируемые Росрыболовством), в целом за период 2013 – 2015 гг. возросли и в 2015 г. составили 26,6 млрд. руб.
  2. Доходы федерального бюджета, администрируемые Росрыболовством, относительно 2013 г. выросли в 2,7 раза и в 2015 г. составили 5,4 млрд. руб.
  3. Перевыполнение прогнозного задания по доходам составило в 2013 г. на 30,6%, в 2014 г. на 97,5%, в 2015 г. на 117,4%.
  4. Исполнение прогноза поступления доходов по пошлинам за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий составило в 2013 г. - 393%, в 2014 г. – 305%, в 2015 г. – 175 %.
  5. Обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО в отношении основных видов рыб, начиная с 2013 г., предусмотрено поэтапное снижение вывозных таможенных пошлин до 0%. По оценкам Счетной палаты, в период 2013 – 2015 гг. потенциальные потери от этого составили 1,8 млрд. руб.


Материалы по теме

Наверх