РУС ENG 

Минэкономразвития в 2015 г. не было реализовано антикризисное мероприятие о пересмотре приоритетности мероприятий ФАИП и ФЦП

24 Июня 2016 г.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета в 2015 г. в Министерстве экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).

В ходе проверки были установлены нарушения и недостатки в части осуществления Минэкономразвития функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций.

Объем кассовых расходов федерального бюджета на реализацию ФАИП составил по итогам 2015 г. 856,9 млрд руб. или 93,3% ЛБО. При этом, как и в предыдущие годы, не обеспечивалось равномерное исполнение расходов по ФАИП в течение 2015 г.: в I-ом квартале 2015 г. госзаказчиками исполнено 14,5% годового объема расходов, во II-ом квартале – 17,3%, в III-ем квартале – 28,6%, в IV-ом квартале – 39,6%. Объем расходов на ФАИП, осуществленных в декабре 2015 г., составил 225,9 млрд руб. или 26,4% годового объема кассовых расходов.

Такая ситуация не позволила осуществить капитальные вложения и ввод в эксплуатацию отдельных объектов ФАИП в установленные сроки.

В 2015 г. не введены в эксплуатацию 276 объектов из 557, подлежавших вводу (49,5% количества). По итогам 2014 г. не введено 407 объектов (52,7%).

Так, из 15 объектов строительства (реконструкции) Росавиации, подлежавших вводу в 2015 г., не введено в эксплуатацию 14 объектов, в том числе 11 – в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы (2010 - 2020 годы)». Не введены в эксплуатацию 4 объекта в рамках мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. в Российской Федерации, в том числе: объекты международных аэропортов Шереметьево и Нижнего Новгорода, аэропорта «Домодедово» (вторая летная зона) и аэропортового комплекса г. Саранск.

Следует отметить низкую динамику ввода объектов в эксплуатацию в течение 2015 г. Так, по итогам первого полугодия 2015 г. было введено в эксплуатацию лишь 20 объектов или 3,1% количества подлежавших вводу, по итогам 9 месяцев 2015 г. – 45 объектов или 7,2%.

Не введены в эксплуатацию 193 объекта, находящиеся в собственности Российской Федерации или 42,8% подлежащих вводу объектов, 53 объекта – в собственности акционерных обществ (80,3%) и 30 объектов – в региональной и муниципальной собственности (75%).

В ФАИП включаются значительные объемы средств федерального бюджета по объектам и мероприятиям, которые не готовы к строительству в соответствии с требованиями законодательства.

В ФАИП на 2015 г. были включены «с ограничениями по использованию» средства в сумме 368,7 млрд руб. или 34% общего объема ФАИП (утверждена 13 декабря 2014 г. в объеме 1 086,3 млрд руб.), в том числе:

5% объема – на объекты, по которым бюджетные ассигнования подлежали перераспределению в случае отсутствия на 1 апреля 2015 г. утвержденной проектной документации или детализации укрупненных инвестиционных проектов;

2,6% - на инвестиционные проекты, по которым требовалось принятие нормативного правового акта;

26,4% - бюджетные ассигнования, детализация которых осуществляется в составе государственного оборонного заказа, а объем учитывается в ФАИП одной строкой, то есть без детализации по главным распорядителям и направлениям финансирования.

При этом Минэкономразвития не обеспечено единообразие в вопросе установления и снятия ограничений на право выполнения и финансирования работ в отношении объектов ФАИП. Кроме того, вопросы отражения в ФАИП ограничений нормативными правовыми актами не установлены.

Выявлены факты включения в ФАИП объектов и мероприятий при отсутствии утвержденной проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы и без установления ограничений, что не соответствует положениям Правил формирования и реализации ФАИП.

По итогам 2015 г. детализация укрупненных инвестиционных проектов на софинансирование мероприятий по строительству гидротехнических сооружений по Росводресурсам на сумму 1,8 млрд руб. и на мероприятия в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по Минсельхозу России на сумму 3,9 млрд руб., которые были включены в ФАИП без установления ограничений, так и не была проведена.

Без установления ограничений в ФАИП включены объекты Минэкономразвития России: «Реконструкция газовой котельной ФБУ «Санаторий «Вороново», «Реконструкция водозаборного узла ФБУ «Санаторий «Вороново», «Строительство ливневой канализации и локальных очистных сооружений для автохозяйства и локальных очистных сооружений для существующей ливневой канализации зоны отдыха» на общую сумму 84,9 млн руб., по которым на момент включения в ФАИП отсутствовала утвержденная в установленном порядке проектная документация.

Установлены факты нарушения порядка формирования и реализации ФАИП.

Так, позиция «Инвестиционные проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, по которым требуется принятие нормативного правового акта» с объемом средств 13,7 млрд руб. включена в ФАИП без указания главного распорядителя средств федерального бюджета, кода классификации расходов федерального бюджета, наименования ФЦП, кода вида экономической деятельности по ОКВЭД.

В нарушение установленного порядка в 2015 г. в ФАИП включались расходы, не подлежавшие включению, ряд объектов исключен из ФАИП полностью без внесения изменений в нормативные правовые акты и решения об осуществлении бюджетных инвестиций.

Федеральным законом № 384-ФЗ на 2015 г. в рамках ФАИП Минкомсвязи были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 143,6 млн руб. на работы по организации межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которые не относятся к капитальным вложениям. В результате средства федерального бюджета не использовались более 7 месяцев и были исключены из ФАИП лишь в августе 2015 г.

Лишь в декабре 2015 г. в ФАИП был включен объект «Приобретение в государственную собственность Российской Федерации объектов недвижимого имущества в составе 2 узкофюзеляжных дальнемагистральных воздушных судов российского производства в специальном исполнении для нужд Федерального космического агентства», при этом средства Роскосмосу на данные цели были утверждены законом о федеральном бюджете на 2015 г.

Из ФАИП исключены объекты Минэкономразвития: «Установка автоматических телефонных станций в зданиях Минэкономразвития России по ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1 и 3, Овчинниковской набережной, д. 18/1, Трубниковскому пер., д. 19 (техническое перевооружение)». Объем бюджетных ассигнований по объекту составляет 24 млн руб.

В 2015 г. ФАИП существенным образом изменилась, как по количеству включенных в нее позиций, так и по объему бюджетных ассигнований.

В результате внесенных в течение отчетного года изменений из почти двух тысяч позиций (1 991 объект, инвестиционный проект, мероприятие), включенных в ФАИП, изменения затронули 1 602 позиции или 80,5% количества. Так, полностью исключены из ФАИП 664 позиции, по 738 позициям объемы бюджетных ассигнований были частично уменьшены, по 200 позициям – частично увеличены, дополнительно включены 585 новых позиций, из которых только 100 позиций – в результате детализации укрупненных инвестиционных проектов.

По ряду объектов (мероприятий) в 2015 г. изменения вносились неоднократно и приводили к существенным отклонениям от первоначально утвержденного объема бюджетных ассигнований, по некоторым в разы, в том числе в декабре 2015 г.

Например, по мероприятию «Развитие транспортного узла «Восточный – Находка» (Приморский край)» первоначальный объем средств составлял 1,4 млрд руб. За ноябрь - декабрь 2015 г. объем бюджетных ассигнований увеличился на 2,4 млрд руб. или в 2,7 раза.

По объекту «Строительство автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска, включающей строящийся участок от Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга через Скотное до автомобильной дороги Магистральная на участке км 57+550 – км 81+000, Ленинградская область» в декабре 2015 г. объем бюджетных ассигнований на 2015 г. увеличен в 53,4 раза и составил 2,7 млрд руб.

По итогам 2015 г. объем бюджетных ассигнований ФАИП в целом суммарно уменьшился на 166,5 млрд руб. или на 15,3% утвержденного объема.

По ряду объектов, несмотря на существенное увеличение в 2015 г. объема бюджетных ассигнований, был изменен срок ввода в эксплуатацию.

Так, по объекту «Первая очередь строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия» (Росавтодор) в июне 2015 г. объем финансирования увеличен в 6 раз и составил 11,4 млн руб., что не привело к запланированному завершению работ в 2015 г. в связи с нерешенными имущественно-правовыми вопросами, срок ввода в эксплуатацию перенесен на 2016 г.

Дважды в течение 2015 г. (в июне и августе) уменьшались первоначально утвержденные объемы бюджетных ассигнований на восстановление и реконструкцию главного учебного корпуса ГОУ ВПО МГУ Леса, г. Мытищи-5, Московская область (Минобрнауки России), после чего в ноябре 2015 г. средства были увеличены на 309,6 млн руб. и составили 461,5 млн руб., что больше первоначального объема на 77,4%. При этом срок ввода в эксплуатацию перенесен на 2017 г.

Перенос сроков окончания строительства (реконструкции) с 2015 г. на 2016 г. был осуществлен в отношении 31 объекта Росавтодора, в том числе, например, первой и второй очереди строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, реконструкция подъездов от автомобильной дороги М-4 «Дон», строительство транспортной развязки на км 43 автомобильной дороги А-105, подъездная дорога от Москвы к аэропорту «Домодедово», Московская область, реконструкция участков автомобильных дорог М-9 «Балтия», Московское большое кольцо, М-8 «Холмогоры», М-10 «Россия», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-56 «Лена», М-60 «Уссури», строительство участка автомобильной дороги «Подъезд к границе с Китайской Народной Республикой (с. Джалинда)», строительство автомобильной дороги Адлер (автомобильная дорога Джубга - Сочи) - Красная Поляна, а также расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Кроме того, перенесены сроки разработки проектной документации с 2015 г. на 2016 г. по 97 проектно-изыскательским работам Росавтодора.

Несмотря на изменения, которые вносились в ФАИП в течение 2015 г., Минэкономразвития и главные распорядители средств федерального бюджета не приняли достаточных мер по приведению в соответствие ФАИП и ФЦП.

По итогам 2015 г. так и не внесены изменения в ФАИП по бюджетным ассигнованиям в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года» и ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы (Минпромторг России), Федеральной космической программе России на 2006 - 2015 годы и ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы» (Роскосмос), ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (Госкорпорация «Росатом») в связи с отсутствием предложений главных распорядителей.

В ФАИП включены 5 объектов строительства Росводресурсов (проектные работы) на сумму 57,7 млн руб., которые отсутствуют в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах»; объект Минприроды России «Строительство гостевого комплекса «Окнами на Байкал, п. Танхой» (проектные работы) - 2,1 млн руб., который отсутствует в ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»; мероприятие Россвязи «Создание наземной сети спутниковой связи на базе оборудования VSAT» ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в объеме 34,7 млн руб., исключенное из ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Расхождение между объемом ФАИП и показателями уточненной сводной бюджетной росписи на конец 2015 г. составило 1,5 млрд руб. (по итогам 2014 г. – 4,5 млрд руб.).

Минэкономразвития не в полном объеме реализован пункт антикризисного плана Правительства, касающийся пересмотра приоритетности мероприятий ФАИП и ФЦП в целях обеспечения ввода объектов в 2015 г. К примеру, по итогам 2015 г. по 30 из 43 ФЦП, по которым требовалась корректировка параметров на 2015 г., необходимые изменения внесены не были.

Было установлено, что отдельные положения приказа Минэкономразвития от 19 мая 2014 г. № 278 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» не актуализированы. К примеру, в редакции приказа, действовавшей до июня 2016 г., содержалась ссылка на упраздненное Министерство регионального развития Российской Федерации. Также положения приказа о взаимодействии с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации не приведены в соответствие с действующими нормативными правовыми актами в части наименования указанного органа.

Минэкономразвития формировалась ФАИП на 2015-2017 гг., как и в 2014 г., не в структуре госпрограмм и непрограммных направлений деятельности, а в разрезе отраслей и ФЦП, что не соответствует программно-целевому принципу формирования расходов бюджета.

При формировании докладов о ходе выполнения ФЦП и реализации ФАИП Минэкономразвития России не осуществлялся полноценный и качественный анализ достоверности информации, представленной главными распорядителями-госзаказчиками ФАИП. Данное обстоятельство снижает достоверность и объективность информации, представляемой Минэкономразвития в Правительство России. К примеру, установлены факты отражения в отчетности главных распорядителей - госзаказчиков ФАИП, а также в докладах Минэкономразвития о ходе выполнения ФЦП и реализации ФАИП информации о вводе в эксплуатацию объектов, не соответствующей действительности. Данные о дебиторской задолженности по расходам на ФАИП и освоении средств федерального бюджета, выделенных на ФАИП, формируются в докладах Минэкономразвития лишь на основании информации, предоставляемой главными распорядителями средств федерального бюджета – госзаказчиками ФАИП.

Выявлены факты несоблюдения Минэкономразвития России установленного срока внесения изменений в ФАИП, в т.ч. на срок более 90 дней.

Расходы Минэкономразвития как главного распорядителя средств федерального бюджета в 2015 г. составили 67,2 млрд руб. или 96,4% показателей сводной бюджетной росписи. Доля расходов, осуществленных в рамках госпрограмм – 92,9% (62,5 млрд руб.), в рамках непрограммного направления деятельности – 7,1% (4,7 млрд руб.).

В структуре кассового исполнения Минэкономразвития в 2015 г. наибольший объем составили расходы по разделу «Национальная экономика» – 42,6 млрд руб. или 63,4% суммы кассовых расходов Минэкономразвития в 2015 г., и по разделу «Общегосударственные вопросы» – в сумме 14,3 млрд руб. или 21,3%.

Дебиторская задолженность Минэкономразвития по состоянию на 1 января 2016 г. составила 13,6 млрд руб., уменьшившись за 2015 г. на 17%. Просроченная задолженность на 1 января 2016 г. составила 0,03 млрд руб. или 0,2% общей суммы дебиторской задолженности. Кредиторская задолженность на 1 января 2016 г. составила 2 млрд руб.

В рамках ФАИП Минэкономразвития на 2015 г. предусмотрено 12,9 млрд руб., из них: в объекты собственного капитального строительства – 1,1 млрд руб.; на мероприятия по обеспечению государственной поддержки малого и среднего предпринимательства – 1,6 млрд руб.; на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2020 года» – 7 млрд руб.; на предоставление субсидий на софинансирование капитального строительства объектов в Республике Крым и г. Севастополь – 3,2 млрд руб. Расходы Минэкономразвития России на реализацию ФАИП на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. составило 11 млрд руб. или 85% показателей сводной бюджетной росписи.

Итоговая оценка качества финансового управления государственными финансами в Минэкономразвития составила 38 баллов из 60, что свидетельствует о его недостаточном уровне. Следует отметить, что оценка в области инвестиционных расходов, в том числе по объектам собственного капитального строительства, характеризуемая систематическим недостижением Минэкономразвития первоначальных показателей ФАИП по технически несложным объектам, реализуемым в ряде случаев более 5 лет, составила «0» баллов. На оценку качества управления государственными финансами негативно влияют неоднократные изменения, вносимые в бюджетную роспись и ФАИП, перенос ввода объектов в эксплуатацию из года в год.

Установлено низкое качество прогнозирования администрируемых Минэкономразвития России доходов. Доходы в 2015 г. исполнены в сумме 2,1 млрд руб., что на 138,6% выше первоначального прогноза и на 127,5% выше уточненного прогноза. Кроме того, в 2015 г. у Минэкономразвития отсутствовала утвержденная методика прогнозирования поступлений доходов.

В ходе исполнения Минэкономразвития России федерального бюджета выявлен ряд нарушений.

Допущены нарушения постановления Правительства от 27 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на общую сумму 102,8 млн руб.

План информатизации Минэкономразвития утвержден с нарушением срока, установленного Графиком, более чем на 6 месяцев. В нарушение требования Правительства России сумма в соответствии с заключенными контрактами по 7 мероприятиям по информатизации составила 120 млн руб., что на 48,5 млн руб. превысило объем финансирования данных мероприятий, включенных в утвержденный План информатизации Минэкономразвития на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.. Было осуществлено финансирование мероприятия по информатизации в сумме 12,2 млн руб., которое не было включено в данный План.

По состоянию на 1 января 2016 г. Минэкономразвития не были представлены в Территориальное управление Росимущества по городу Москве сведения о приобретенном (списанном) движимом имуществе на сумму 700,4 млн руб. для учета в реестре федерального имущества. Кроме того, не направлены сведения в Росимущество о внесении изменений в части правообладателя по 12 объектам недвижимого имущества, переданным Минэкономразвития в оперативное управление в 2015 г. (9 зданий общей площадью 3 194,75 кв. м и 3 земельных участка общей площадью 13,4 тыс. кв. м).

По состоянию на 1 января 2016 г. автономными некоммерческими организациями «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и «Фонд развития моногородов», а также социально ориентированными некоммерческими организациями недоиспользованы субсидии в общей сумме 6,1 млрд руб. Минэкономразвития России не предприняло меры по перечислению в срок до 1 апреля 2016 г. остатков неиспользованных в 2015 г. субсидий в общей сумме 587,8 млн руб. на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России, которые без правовых оснований были использованы этими организациями в I-ом квартале 2016 г.

По итогам контрольных мероприятий Счетная палата направила представление в Минэкономразвития России, ФБУ «Управление административными зданиями Министерства экономического развития Российской Федерации», заключение в палаты Федерального Собрания.

Наверх