РУС ENG 

Счетная палата проверила Федеральное казначейство, как организатора кассового обслуживания исполнения федерального бюджета и главного администратора бюджетных средств

24 Июня 2016 г.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Результаты проверки Федерального казначейства, как федерального органа государственной власти, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета

В 2015 г. Федеральным казначейством до главных распорядителей бюджетных средств были доведены лимиты бюджетных обязательств в объеме 15 199, 5 млрд рублей, что на 635 млрд рублей (на 4%) меньше объема бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (15 834,5 млрд руб.).

На 1 января 2016 г. главными распорядителями средств федерального бюджета не распределено и не доведено 80 млрд руб., или 0,53% от общего объема лимитов бюджетных обязательств.

В 2015 г. Федеральное казначейство также осуществляло операции на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, со средствами отдельных юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являлись средства, предоставляемые из федерального бюджета в виде субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал, авансов по отдельным государственным контрактам. На 131 открытый лицевой счет было перечислено из федерального бюджета 120,6 млрд руб., кассовые выплаты с лицевых счетов составили 107,5 млрд руб. или 89,1% общего объема перечисленных средств.

В рамках осуществления полномочий по управлению остатками средств федерального бюджета на едином счете федерального бюджета Федеральным казначейством в течение года осуществлялось размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты и покупка (продажа) ценных бумаг по договорам репо. Общий объем поступивших процентов на суммы депозитов и по договорам репо в 2015 году составил 75,1 млрд руб., что на 26,4 млрд руб., или на 60% больше суммы поступлений в 2014 году. Средневзвешенная процентная ставка размещения средств федерального бюджета на рублёвые банковские депозиты в 2015 году составила 12,2% годовых (в 2014 г. – 9,9% годовых), на валютные банковские депозиты - 1,2% годовых (в 2014 г. – 2,1% годовых), по договорам репо - 10,9% годовых.

В соответствии со статьей 3063 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса, в соответствии с решениями финансового органа об их применении. В 2015 году Федеральным казначейством исполнено 15 решений Минфина России о применении бюджетных мер принуждения на сумму 743 млн руб.

Результаты проверки Федерального казначейства, как главного администратора средств федерального бюджета

Общий объем поступлений в федеральный бюджет доходов, администрируемых Федеральным казначейством, за 2015 год составил 146,3 млрд руб., или 74,6% уточненного прогноза доходов. Поступление доходов главным образом обеспечено за счет доходов от внешнеэкономической деятельности и доходов по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Низкий процент выполнения годового прогноза в основном связан с невыполнением прогноза поступлений доходов от ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, уплаченных и подлежащих в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года распределению между государствами – участниками договора. В то же время по большинству доходов прогнозные значения были перевыполнены, что свидетельствует о недостаточном качестве прогнозирования.

Кассовые расходы Федерального казначейства в 2015 году составили 34,3 млрд руб., или 99,1% сводной бюджетной росписи, в том числе по разделам: «Общегосударственные вопросы» – 34,2 млрд руб. (99,1%), «Образование» – 24,9 млн руб.(85%), «Социальная политика» – 28 млн руб. (100%).

Дебиторская задолженность по расходам в 2015 году уменьшилась на 60,4 млн руб. или на 61,4%, и по состоянию на 1 января 2016 г. составила 38 млн руб.

Дебиторская задолженность по доходам уменьшилась в течение 2015 г. на 5,3 млрд руб. или на 98,1% - с 5,4 млрд рублей (на 1 января 2015 г. ) до 102,2 млн рублей (на 1 января 2016 г.).

Значительный объем дебиторской задолженности по доходам на начало года был обусловлен тем, что более 96% от общей суммы задолженности приходились на задолженность в сумме 5,2 млрд руб., образованную по процентам, начисленным за пользование кредитными организациями средствами федерального бюджета, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, размещенными на депозитных счетах. Начисление процентов за пользование средствами федерального бюджета осуществлялось в день их размещения на банковские депозиты. Суммы начисленных процентов на остаток бюджетных средств на банковских счетах поступали в день возврата средств. Эти денежные средства в соответствии с условиями договоров могли поступать в следующем отчетном периоде, что влекло за собой образование дебиторской задолженности. В связи с внесением изменений в учетную политику Федерального казначейства начисление платежей, подлежащих уплате кредитными организациями за пользование средствами федерального бюджета при размещении их на банковских депозитах, а также платежей, подлежащих уплате кредитными организациями по договорам репо, осуществляется в день возврата денежных средств.

Кредиторская задолженность на 1 января 2015 г. составляла 121,4 млн руб., а на 1 января 2016 г. - 61,3 млн руб. (сокращение – 49,5%). Объем кредиторской задолженности составил 0,1% к общему объему кассовых расходов, произведенных Федеральным казначейством в 2015 году.

Кассовые расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы составили 266,7 млн руб., или 100% лимитов бюджетных обязательств, доведенных до государственных заказчиков. Введены в эксплуатацию 3 объекта, включенные в ФАИП (100% от предусмотренных к вводу в 2015 году). По 1 объекту разработана проектная документация с нарушением сроков, установленных госконтрактом. В результате, бюджетные ассигнования, предусмотренные в 2015 году на реконструкцию объекта «Реконструкция административного здания Управления Федерального казначейства по Калининградской области» в сумме 97,7 млн руб. были перераспределены Федеральным казначейством на обеспечение текущей деятельности, а срок ввода в эксплуатацию перенесен на 2017 год.

Объем незавершенного строительства пяти объектов Федерального казначейства по состоянию на 31 декабря 2015 г. составил 704,2 млн руб., в том числе по объекту «Административное здание для размещения Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю» балансовой стоимостью 447,8 млн руб., по которому рассматривается вопрос о возможности передачи его территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, расположенным в г. Хабаровске, и объекту «Административное здание Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский (строительство)» стоимостью 240,9 млн руб., который в 2015 году введен в эксплуатацию, но не прошел государственную регистрацию.

В результате проверки выявлено 26 нарушений, в том числе 6 финансовых нарушений на общую сумму 90,9 млн руб.

В частности, План информатизации утвержден и размещен на официальном сайте Федерального казначейства с нарушением срока. При этом в отсутствие утвержденного плана Федеральным казначейством заключен и оплачен госконтракт на выполнение работ (оказание услуг) по созданию и сопровождению системы комплексного информационно-аналитического обеспечения на сумму 65,6 млн руб.

В ходе проверки ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – ФКУ «ЦОКР») выявлено неэффективное использование федеральной собственности на сумму 0,4 млн руб. По состоянию на 1 января 2016 г. на балансе учреждения числились нефинансовые активы (бытовая техника, коммутатор, сплит-системы, прочее оборудование), приобретенные в 2014 г. и до настоящего времени не используемые (находятся на складе).

По результатам контрольного мероприятия принято решение направить представления в Федеральное казначейство и ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России».

Информационные письма будут направлены в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу, а Заключение о результатах внешней проверки - в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Наверх