РУС ENG 

Задолженность участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей составила 44,5 млрд руб.

4 Июля 2016 г.

Егор Алеев/ТАСС

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета Федеральной таможенной службой (ФТС России).

В 2015 г. объем поступлений доходов, администрируемых ФТС России, составил 4,9 трлн руб. или 101,1% прогнозируемых показателей. Это на 30,5% меньше, чем по итогам 2014 г. (7,1 трлн руб.).

Как показал анализ таможенного оформления ввозимых в 2012-2015 гг. товаров, имеющих наибольший стоимостной объем, по большинству из них ежегодно происходит снижение индекса таможенной стоимости.

Объем совокупной задолженности участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов на 1 января 2016 г. составил 44,5 млрд руб. По сравнению с 1 января 2015 г. он увеличился на 539,5 млн руб. (1%).

Общий объем предоставленных в 2015 г. льгот по уплате таможенных платежей составил 464,8 млрд руб. Это составляет 8,5% от поступивших в федеральный бюджет начисленных таможенных платежей. Наибольший объем льгот был предоставлен в отношении товаров, ввозимых и вывозимых в рамках соглашений о разделе продукции (на сумму 160,3 млрд руб., что на 26% меньше, чем в 2014 г.) и товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимых из нее (на сумму 123,9 млрд руб., что на 28,7 % меньше, чем в 2014 г.).

Сумма льгот по уплате НДС в отношении ввозимого технологического оборудования, аналогов которого в России нет, составила 27,3 млрд руб. По оценке Счетной палаты, необоснованное предоставление таможенными органами льгот по уплате НДС составило 51,6 млн руб. Кроме того, с высокотехнологичным оборудованием осуществлялся ввоз устаревшего и бывшего в употреблении оборудования производства 50-90-х гг. прошлого века (полиграфическое оборудование 1958-го и 1990-х гг., оборудование для сахарной промышленности 1989 г. выпуска), а также оборудования, не в полной мере отвечающего задачам по стимулированию ускоренного технологического перевооружения экономики России, поддержки инновации и модернизации (оборудование для производства сигарет и домашнего виноделия, а также мини-пивоварни).

В целом в 2015 г. таможенными органами было оформлено 26,3 тыс. деклараций на товары (ДТ) общей таможенной стоимостью 154,4 млрд руб. с представлением льгот по уплате НДС на сумму 28,2 млрд руб.

В ходе проверки были выявлены резервы пополнения бюджета посредством введения акциза для трансмиссионных масел, применяемых, наряду с моторными маслами, при эксплуатации транспортных средств. При этом в отличие от моторных масел трансмиссионные масла не относятся к подакцизным товарам. В 2015 г. было ввезено 42 тыс. тонн трансмиссионных масел стоимостью 7,5 млрд руб. Расчет показал, что доходы федерального бюджета с учетом введения акциза при ввозе данных масел увеличились бы на 322,26 млн рублей[1] (акциз – 273 млн рублей, НДС – 49,3 млн рублей).

В 2015 г. таможенными органами принято 94,8 тыс. решений о возврате денежных средств на общую сумму более 176,2 млрд руб., решений о зачете денежных средств в размере 20,1 млрд руб. Это составило 3,98% от общей суммы поступивших в федеральный бюджет доходов, администрируемых ФТС России. На основании судебных решений таможенными органами было возвращено таможенных и иных платежей на сумму 7,4 млрд руб. или 4,2% от общей суммы возвратов за 2015 г. При этом сумма процентов, выплаченных за нарушение сроков возврата таможенных платежей, составила 406,5 млн руб. и является невосполнимой потерей федерального бюджета.

Кассовые расходы ФТС России составили 69,2 млрд руб. или 98,2% сводной бюджетной росписи. В Заключении отмечается отсутствие механизма эффективного прогноза расходов в части объема субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС лицам, участвующим в реализации проекта инновационного центра «Сколково». Общая сумма использованных по итогам 2015 г. субсидий составила 172,6 млн руб. Оставшиеся 89,7 млн руб. перечислены Фондом в доход федерального бюджета.

ФТС России в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2015-2017 гг. осуществлены расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на общую сумму 2,3 млрд руб.

Установлены факты расходования бюджетных средств без достижения требуемого результата. Так, начиная с 2009 г. на разработку прототипа автоматизированной системы «Витязь» было израсходовано

$2,5 млн, на выполнение работ по внедрению в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов - 61,47 млн руб., на сопровождение - 7,2 млн руб. При этом на момент проведения контрольного мероприятия АС «Витязь» не функционировала. Также выявлены и иные факты, которые могут содержать признаки состава преступлений должностных лиц таможенных органов, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации.

По результатам контрольного мероприятия принято решение направить представления в Федеральную таможенную службу, обращения - в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, информационное письмо в Минфин России, а Заключение - в палаты Федерального Собрания.



[1] Исходя из объемов ввоза в 2015 году и установленной ставки акциза в размере 6 500 рублей за тонну моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных двигателей (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)


Материалы по теме

Наверх