РУС ENG 

Объем непогашенной задолженности по таможенным платежам и пеням при ввозе транспортных средств по состоянию на 1 июня 2016 г. составляет 7,47 млрд рублей

4 Августа 2016 г.

ИТАР-ТАСС / Нагорных Елена

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности таможенных органов по учету, взысканию и списанию задолженности по таможенным платежам при ввозе колесных транспортных средств в 2015 году и истекшем периоде 2016 года (при необходимости в более ранний период)», проводимого на объектах Калининградской областной таможни и Северо-Западного таможенного управления.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

Несмотря на усовершенствование в 2015 году нормативной базы, регламентирующей условия временного ввоза транспортных средств для личного пользования, в таможенных органах неуклонно растет задолженность по уплате таможенных платежей. Это обусловлено тем, что растет количество случаев, когда с таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенные транспортные средства не вывозятся в установленные законодательством сроки.

Объем непогашенной задолженности по таможенным платежам и пеням при ввозе транспортных средств, по состоянию на 1 июня 2016 года составляет 7,47 млрд. рублей.

Наибольший объем задолженности по таможенным платежам и пеням в таможенных органах приходится на задолженность иностранных физических лиц (нерезидентов), связанную с нарушением сроков временного ввоза колесных транспортных средств для личного пользования. Так, за 2015 год объем задолженности нерезидентов по уплате таможенных платежей и пеней, возникшей по причине нарушения сроков временного ввоза колесных транспортных средств, вырос почти на 2 млрд рублей и по состоянию на 1 июня 2016 года составил 5,9 млрд. рублей или 23,9% от общей суммы дебиторской задолженности ФТС России по таможенным платежам и пеням в целом (24,8 млрд. рублей).

По данным ФТС России, полученным в ходе проверки исполнения федерального бюджета за 2015 год, по состоянию на 1 января 2016 года у 975 963 единиц транспортных средств для личного пользования, ввезенных иностранными физическими лицами на территорию Российской Федерации за период с 2010 года по 2015 года, истек установленный срок временного ввоза.

По информации, представленной ФТС России в ходе контрольного мероприятия, за период 2012-2016 гг. количество невывезенных транспортных средств в нарушение сроков временного ввоза иностранными физическими лицами составляет 82 674 единиц, что в разы меньше данных, представленных ранее.

Указанное расхождение свидетельствуют об отсутствии со стороны ФТС России надлежащего учета транспортных средств временно ввезенных на территорию ЕАЭС.

Вышеизложенное подтверждают данные по количеству транспортных средств, находящихся на территории ЕАЭС с нарушением сроков временного ввоза, полученные с помощью программного продукта АС «Авто-Транспорт», используемого для регистрации, учета и контроля ввозимых транспортных средств на объекте проверки в Калининградской областной таможне.

Так, общее количество транспортных средств, находящихся на контроле в Калининградской областной таможне по состоянию на 1 июня 2016 года по данным АС «Авто-Транспорт» составляет 172 транспортных средства для личного пользования. При этом согласно информации, представленной Калининградской областной таможней на контроле находится 340 автомобилей.

В рамках действующего законодательства со стороны ФТС России не на должном уровне проводится работа по начислению и взысканию задолженности по уплате таможенных платежей по фактам нарушения сроков временного ввоза физическими лицами (нерезидентами) транспортных средств для личного пользования. По состояния на 1 января 2016 года в ФТС России числится задолженность по таможенным платежам на сумму 5,7 млрд рублей, по 10 768 фактам нарушения срока временного ввоза, что составляет 13% от общего числа невывезенных транспортных средств для личного пользования за период с 2012 года по 2016 год (82 674 единиц).

«Приведенные данные свидетельствуют о том, что со стороны таможенных органов в большинстве случаев нарушений сроков временного ввоза транспортных средств (нерезидентами) для личного пользования не принимаются меры по начислению и взысканию задолженности по уплате таможенных платежей», - отметил аудитор.

Следует отметить, что в таможенных органах сложилась практика, при которой в отношении временно ввезенных транспортных средств не производилось своевременное начисление таможенных платежей в связи с непроведением проверочных мероприятий по имеющимся фактам невывоза транспортных средств с территории ЕАЭС.

Так, по результатам контрольного мероприятия в СЗТУ и Калининградской областной таможне по 22 436 единицам транспортных средств проверочные мероприятия по установлению фактов нарушений сроков временного ввоза транспортных средств не проводились и, как следствие, в адрес нарушителей не выставлялись требования об уплате таможенных платежей.

Отсутствие контроля за своевременностью проведения проверочных мероприятий, направленных на фиксирование фактов нарушений обязательств по уплате таможенных платежей, было выявлено на всех уровнях таможенных органов от таможенного поста до ФТС России.

ФТС России не обеспечивается реализация должным образом полномочий таможенных органов в этой сфере и, соответственно, к должностным лицам, допустившим нарушения при осуществлении контроля за сроками временного ввоза транспортных средств, не принимались меры к привлечению к дисциплинарной ответственности, предусмотренные законодательством.

Также проверка выявила наличие некоторых проблемных вопросов нормативного правового характера, оказывающих влияние на полноту уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС колесных транспортных средств:

В национальном законодательстве ряда стран-членов ЕАЭС отсутствуют нормы об ответственности за нарушения иностранными физическими лицами условий временного ввоза транспортных средств для личного пользования на территории ЕАЭС. Так, ответственность за подобные нарушения предусмотрена в Российской Федерации, Республике Казахстан, в Республике Киргизия, тогда как в Республике Беларусь и Республике Армения – не установлена.

Отсутствуют межправительственные соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами по вопросу принудительного исполнения решений по делам об административных правонарушениях, регламентирующие порядок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности иностранных лиц в части взыскания административных штрафов на территории иностранных государств. В случае неисполнения таких постановлений в добровольном порядке работа судебных приставов по принудительному взысканию неуплаченных административных штрафов не представляется возможной, если у должника отсутствуют денежные средства и иное имущество на территории Российской Федерации.

В настоящее время полномочия по розыску на территории Российской Федерации транспортных средств, ввезенных с нарушением сроков временного ввоза, нормативными правовыми актами Российской Федерации за государственными органами не закреплены.

По решению Коллегии, Счетная палата в письме в Правительство России предложила рассмотреть с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти вышеизложенные проблемы нормативного правового характера.

Коллегия приняла решение направить представление в СЗТУ и Калининградскую областную таможню, письмо в Правительство России, Минфин России и ФТС России.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.

фтс инфографика


Материалы по теме

Наверх