РУС ENG 

Счетная палата проверила, как используются средства, выделенные Росстату на создание информационных систем

24 Августа 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Денис Русинов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством заместителя Председателя Веры Чистовой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года Федеральной службе государственной статистики на создание, развитие и сопровождение информационных систем».

Объекты проверки: Федеральная служба государственной статистики, ФГУП «Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики», территориальные органы Росстата по г. Москве и Московской области

Проверяемый период: 2013-2015 г. и истекший период 2016 г.

С докладом выступила аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова.

Как было отмечено на Коллегии, Росстат, наряду с другими субъектами официального статистического учета, - оператор системы государственной статистики и, следовательно, обладает полномочиями по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Вместе с тем федеральными законами, Положением о Росстате и другими нормативными правовыми актами полномочия Росстата на создание и модернизацию государственных информационных систем в этой сфере деятельности не определены.

В настоящее время в федеральной государственной информационной системе координации информатизации за Росстатом зарегистрировано 12 информационных систем, в том числе государственная информационная система - информационно-вычислительная система Росстата (далее – ИВС Росстата).

При этом документы о вводе ИВС Росстата в эксплуатацию, нормативный правовой акт, регламентирующий ее функционирование, в Росстате отсутствуют. Сведения о территориальном размещении ИВС Росстата в Реестр территориального размещения технических средств информационных систем не внесены.

Проверкой также установлено, что в электронных паспортах 11 информационных систем Росстатом размещена недостоверная информация.

Например, в электронные паспорта отдельных информационных систем внесена информация о правах на указанные объекты учета как на объекты исключительного права. При этом документы, подтверждающие такое право в Росстате отсутствуют. К бюджетному учету данные объекты Росстатом не принимались.

В электронных паспортах ряда систем отсутствует информация о заключенных государственных контрактах на поставку товаров, работ и услуг, необходимых для их создания, развития и сопровождения, на сумму 128,7 млн рублей.

«Это свидетельствует о нарушении Росстатом установленных законодательством требований по учету информационных систем и отсутствии должного контроля, как со стороны Росстата, так и со стороны Минкомсвязи России», - отметила Татьяна Блинова.

В 2013-2015 гг. и истешем периоде 2016 г. мероприятия по созданию, развитию и сопровождению информационных систем осуществлялись Росстатом в программном формате с ресурсным обеспечением в размере 6,3 млрд рублей, в том числе 1,7 млрд рублей – в рамках реализации Проекта «Развитие системы государственной статистики-2» с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития.

В ходе проверки были выявлены финансовые нарушения, допущенные Росстатом при реализации мероприятий по информатизации, на общую сумму 4,3 млрд рублей.

Так, при отсутствии утвержденных Планов информатизации на 2014-2016 гг. Росстатом формировались заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд и проводились торги, по результатам которых было заключено 89 государственных контрактов на информатизацию (общая сумма 3,3 млрд рублей). Расходы по заключенным контрактам, которые также были произведены в отсутствие утвержденных планов информатизации, составили 1,3 млрд рублей.

Кроме того, откорректированные проекты планов информатизации на 2015-2016 гг. на согласование в Минкомсвязь России и Минфин России Росстатом не направлялись.

Выявлены признаки нецелевого использования средства федерального бюджета в размере 27,9 млн рублей, израсходованных на оплату работ по автоматизированной обработке данных для расчета системы показателей производственной деятельности, затрат труда и капитала в целях разработки базовых таблиц «затраты-выпуск». Как было отмечено на Коллегии, указанные расходы были произведены как «прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а не как «закупка … в сфере информационно-коммуникационных технологий», что предусмотрено законодательством.

Кроме того, Росстатом не обеспечено фактическое наличие 11 объектов основных средств балансовой стоимостью порядка 19 млн рублей. «Указанное оборудование к проверке не представлено, что не исключает риск его утраты», - отметила Татьяна Блинова.

При этом, по словам аудитора, аналогичное нарушение в части несоответствия фактического наличия оборудования данным бухгалтерского учета было отмечено по результатам проверки исполнения федерального бюджета за 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг., что свидетельствует о систематическом нарушении бухгалтерского учета. В связи с этим Коллегия приняла решение направить информацию в правоохранительные органы.

В нарушение Федерального закона о контрактной системе (№44-ФЗ) Росстатом допущены случаи изменения условий (цены) государственного контракта на общую сумму 21,6 млн рублей. Заключались дополнительные соглашения к государственному контракту на выполнение работ, не предусмотренных техническим заданием.

В нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете» Росстатом не обеспечено отражение в бухгалтерском учете фактов создания и развития 18 информационных систем и баз данных, и отнесение их к нематериальным активам. При этом расходы на них составили 987,8 млн рублей.

В нарушение Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений операции по перемещению оборудования балансовой стоимостью 42,3 млн рублей осуществлялись Росстатом без документов на внутреннее перемещение.

В инвентарных карточках учета объектов нефинансовых активов Росстатом не отражалась информация, характеризующая объект учета в соответствии с паспортами заводов-изготовителей, технической и иной документацией.

Не обеспечено направление в систему учета федерального имущества сведений о прикладном программном обеспечении АС «Перепись» стоимостью 3 млн рублей.

Отдельно на Коллегии были отмечены нарушения, допущенные Росстатом при реализации Проекта «Развитие системы государственной статистики – 2»*.

В частности, было отмечено ненадлежащее исполнение Росстатом обязанностей, предусмотренных Договором о реализации Проекта, в части обеспечения согласования и утверждения Плана закупок товаров, работ и услуг по Проекту, Плана реализации Проекта и Бюджета Проекта, контроля за расходованием средств федерального бюджета, а также обязанностей по обеспечению функционирования Межведомственного координационного совета.

В свою очередь Межведомственный координационный совет, в который входят представители Минэкономразвития России, Минфина России, Минкомсвязи России, Росстата и Фонда «Бюро экономического анализа», не осуществлял должным образом общее руководство и стратегический надзор за реализацией Проекта и не обеспечивал оперативное согласование вопросов, требующих межведомственной координации.

Не обеспечил Росстат и надлежащий учет имущества, приобретенного за счет средств Проекта, что подтверждается несвоевременным принятием на бухгалтерский учет оборудования и программных продуктов, поставленных по 12 контрактам на общую сумму 1,5 млрд рублей. «Поставленное оборудование и программные продукты принимались к бюджетному учету по истечении от 1 до 10 месяцев после срока их поставки и передачи в эксплуатацию», - подчеркнула Татьяна Блинова.

Проверка также показала, что полномочия Росстата по подготовке, проведению федеральных статистических наблюдений и обработке полученных данных для формирования официальной статистической информации, предусмотренные Положением о Росстате, фактически осуществлялись ФГУП «Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России» (далее - ФГУП ГМЦ Росстата).

Согласно полученным в ходе проверке данным, доходы ФГУП ГМЦ Росстата за период 2013-2015 гг. и истекший период 2016 г. составили 1,8 млрд рублей. При этом наибольшая доля (60,9%) приходится на доходы, полученные в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение Производственного плана работ Росстата и на доработку и сопровождение программного обеспечения Росстата.

Таким образом, основные виды деятельности, предусмотренные уставом ФГУП ГМЦ Росстата и фактически приносящие основной доход предприятию, выполняются в целях обеспечения реализации полномочий государственного органа (Росстата). В этой связи организационно-правовая форма ФГУП ГМЦ Росстата не соответствует фактическим задачам и целям деятельности данного предприятия.

Коллегия приняла решение направить представление в Росстат, информационные письма - в Правительство Российской Федерации и Минкомсвязи России, обращения – в Следственный комитет и МВД России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

*В проверенном периоде в Росстате реализовывался Проект «Развитие системы государственной статистики – 2» в соответствии с Соглашением о займе № 4867-RU, заключенным Российской Федерацией с Международным банком реконструкции и развития с 2007 года, и договором, заключенным между Минфином России, Росстатом и Фондом «Бюро экономического анализа», согласно которому каждый участник наделялся правами и обязанностями.


Материалы по теме

Наверх