РУС ENG 

В 2015 г. из 28 запланированных мероприятий Союзного государства в полном объеме исполнены расходы только по 4

20 октября 2016 г.

Высшие органы финансового контроля России и Белоруссии провели очередное совместное заседание Коллегии в формате видеоконференции.

На заседании, которое прошло под председательством главы Счетной палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой и Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Леонида Анфимова, было рассмотрено заключение контрольных органов двух стран на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2015 год.

Выступая с приветственным словом на открытии совместного заседания, глава российского контрольного ведомства Татьяна Голикова высоко оценила роль Союзного государства в развитии интеграционных процессов. «Реализация этого масштабного интеграционного проекта, - заявила она, - способствовала значительному укреплению взаимовыгодных российско-белорусских связей, а опыт, накопленный за годы совместной работы, был востребован при создании сначала Таможенного союза и Единого экономического пространства, а затем и Евразийского экономического союза».

По словам Татьяны Голиковой, вопросы эффективности расходования средств союзного бюджета на протяжении последних лет находятся в зоне самого пристального внимания высших органов финансового контроля России и Белоруссии. «Во многом благодаря нашей работе, - подчеркнула она, - удалось достичь ряда положительных изменений в сфере нормативно-правового регулирования. Например, с 1 января 2016 года вступил в силу новый Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, позволяющий решить вопросы совершенствования бюджетной классификации». Глава Счетной палаты также сообщила, что с 2016 г. контрольные органы двух стран выходят на новый уровень работы в области контроля за исполнением бюджета Союзного государства. «С этого года повышается роль предварительного аудита, - отметила Татьяна Голикова. - Впервые мы будем готовить заключение на проект бюджета Союзного государства на 2017 год. Уверена, что это позволит достичь еще более значимых результатов по повышению качества его исполнения».

С основными докладами на совместной Коллегии выступили представители контрольных ведомств двух стран, от российской стороны - аудитор Александр Жданьков.

Стороны были едины в оценке результатов анализа хода исполнения бюджета Союзного государства за 2015 г., отметив в очередной раз недостаточный уровень качества управления государственными финансами и отсутствие системной работы по планированию и исполнению бюджета.

Как показала проверка, в 2015 г. бюджет Союзного государства по доходам был исполнен в сумме 4,9 млрд рублей (100,1% уточненного плана), по расходам – в сумме 4,7 млрд рублей (95% предусмотренных средств). При этом по отдельным разделам функциональной классификации расходов исполнение не превысило 90%. Так, по разделу «Образование» исполнено всего 85% запланированных расходов.

Как и в предыдущие годы, наибольший объем расходов (более 41% годовых назначений) был осуществлен в 4-ом квартале. В 1-ом квартале было исполнено всего 11% годовых расходов. Основной причиной по-прежнему остается низкая исполнительская дисциплина: часть главных распорядителей не представили информацию в территориальные органы Казначейства России, часть предоставили недостоверную информацию о получателях средств бюджета.

«Несмотря на то, что высшие органы финансового контроля России и Белоруссии неоднократно обращали на это внимание, сложившаяся ситуация сохраняется более 3 лет», - отметил в ходе своего выступления аудитор российского контрольного ведомства Александр Жданьков.

На начало 2016 г. остатки средств бюджета Союзного государства составили 1,9 млрд рублей, увеличившись на 95,1 млн рублей. Большая часть остатков прошлых лет зарезервирована под новые программы. Однако, несмотря на то, что новый Порядок формирования и исполнения союзного бюджета упростил процедуру согласования, принятия и финансирования новых программ, существенных сдвигов в этом направлении пока нет. Например, в мае 2016 г. были утверждены 4 программы, но средства на их реализацию предусмотрены бюджетом 2016 г., соответственно их финансирование не окажет влияния на уменьшение остатков.

В ходе обсуждения была отмечена тенденция сокращения количества совместных союзных программ, а также их финансового обеспечения. «С 2010 года количество программ уменьшилось вдвое (с 18 до 9), а финансовое обеспечение - на 21%. В отчетном году работа велась по 9 совместным программам. Финансирование их составило 3,2 млрд рублей, кассовое исполнение – 98,4%», - сообщил Александр Жданьков, подчеркнув при этом, что качество выполнения программ оставляет желать лучшего. «Об этом свидетельствуют значительные суммы неиспользованных средств при полном выполнении программ», - отметил он.

Неудовлетворительным остается и исполнение расходов по мероприятиям. В 2015 г. из 28 запланированных мероприятий в полном объеме исполнены расходы только по 4. Финансирование составило 98,5% показателя уточненной бюджетной росписи (на уровне 2014 г.), кассовые расходы – 98,3% Неиспользованными остались 16,3 млн рублей, что в 5 с половиной раз больше аналогичного показателя 2014 г.

По-прежнему не обеспечен учет имущества, созданного за счет средств Союзного бюджета. Так, в 2015 г. Совет министров Союзного государства поручил федеральным органам исполнительной власти двух стран представить информацию об имуществе, созданном в рамках реализации совместных союзных программ. Из 76 органов госвласти информацию представили только 3. Контроль за выполнением поручения со стороны Постоянного комитета обеспечен не был.

Не принесли результатов и меры, принятые Постоянным комитетом по возврату кредитов в бюджет Союзного государства. За год просроченная задолженность по кредитам увеличилась на 167 млн рублей и составляет 1,9 млрд рублей.

Отчетность об исполнении бюджета в части предоставленных кредитов и их погашении признана проверкой недостоверной. Расхождение в 26,5 млн рублей вызвано применением при расчёте суммы пени процентной ставки ниже предусмотренной кредитным договором (8,25% вместо 13%).

Нормативно неопределенными остаются вопросы закупок, осуществляемых для нужд Союзного государства. Как показала проверка, положения, которыми руководствуются органы и ТРО Союза при осуществлении закупок, не соответствуют национальным правовым актам в сфере закупок, что в результате приводит к фактическому ограничению конкуренции.

Общая сумма финансовых нарушений, выявленных в ходе исполнения бюджета Союзного государства, составила 46,7 млн рублей (с учетом доначисления пени по бюджетным кредитам), из них более 1,2 млн рублей - неэффективные расходы.

Как было отмечено на Коллегии, одни из таких неэффективных расходов связаны с изданием и распространением журнала «Союзное государство», тираж которого составляет 15 тыс. экземпляров в месяц. В 2015 г. на эти цели было затрачено 56,8 млн рублей. При этом контроль за изданием и распространением журнала не осуществляется. По результатам проверки списка рассылки журнала было выявлено значительное количество организаций и органов госвласти, которые уже не существуют. На запросы Счетной палаты в региональные органы власти и муниципалитеты получены ответы о неполучении журналов в 2013-2016 гг. «Результаты такой выборочной проверки свидетельствуют о неэффективных расходах в сумме 916 тыс. рублей, а также о причинении ущерба экономическим интересам Союзного государства в сумме 38 тыс. рублей», - отметил Александр Жданьков.

Также неэффективными по результатам проверки были признаны расходы Постоянного комитета в сумме 293 тыс. рублей, осуществленные на выполнение 3 НИР на одну и ту же тему «Разработка рекомендаций по совершенствованию порядка исполнения бюджета Союзного государства». Как показала проверка, принятые результаты НИР не соответствуют техническим заданиям, не являются научными исследованиями и не отвечают требованиям новизны. При этом их содержание составляют сведения, находящиеся в открытом доступе, да еще и заимствованные из сети «Интернет» без указания ссылок на заимствование.

По результатам анализа также был отмечен высокий объем дебиторской задолженности органов и учреждений Союзного государства – 29,7 млн рублей. Причина ее формирования - авансирование транспортных и медицинских услуг на 2016 г., что говорит об изначальном планировании расходов с превышением потребности текущего года.

По итогам обсуждения стороны утвердили совместное Заключение на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2015 год, которое будет направлено в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Кроме того, принято решение о направлении информационных писем Председателю Высшего Государственного Совета Союзного Александру Лукашенко, Председателю Совета Министров Союзного государства Дмитрию Медведеву, а также в Секретариат Парламентского Собрания Беларуси и России и Росимущество. Представления Счетной палаты будут направлены Государственному секретарю Союзного государства и председателю ТРО Союза.

Стороны также подвели предварительные итоги реализации Плана совместных мероприятий на 2016 г. и утвердили новый План на 2017 год.

В работе совместного заседания Коллегии принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петрешенко.


Материалы по теме

Наверх