РУС ENG 

Счетная палата провела анализ исполнения бюджетов бюджетной системы и хода исполнения антикризисных мероприятий Правительства России за 9 месяцев 2016 г.

2 Ноября 2016 г.

Счетная палата Российской Федерации подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, оперативную информацию о ходе исполнения бюджетов внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов регионов и антикризисного плана Правительства России за январь - сентябрь 2016 года. Подробная информация доступна по ссылке. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Объем ВВП составил 60,3 трлн руб., или 76,6% прогнозируемого годового объема. Анализ экономической ситуации в январе–сентябре 2016 года свидетельствует о том, что существуют значительные риски недостижения темпа роста ВВП по итогам года на уровне 100,7%, которые были использованы в расчетах к закону о федеральном бюджете. Вместе с тем, поправками к федеральному бюджету на 2016 предлагается установить годовой номинальный объем ВВП в размере 82,8 трлн рублей (сейчас установлен в размере 78,7 трлн рублей). Также в уточненном прогнозе темп роста ВВП в 2016 году снижен с 100,7% до 99,4%, или на 1,3 процентного пункта.

Индекс промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – 100,3%. Положительные темпы роста отмечены в добыче полезных ископаемых – 102,4%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 100,7%, снижение продолжается в обрабатывающих производствах – 99,1%. По отдельным видам обрабатывающих производств отмечено значительное снижение: производство автомобилей легковых сократилось на 11,8%, труб стальных – на 12,7%, аппаратуры передающей для радиосвязи, радиовещания и телевидения – на 17,8%. Значительно снизилось производство промышленных изделий, используемых в строительной деятельности: производство блоков керамических строительных сократилось на 22%, конструкций и деталей сборных железобетонных - на 17,5%, кирпича керамического неогнеупорного строительного – на 16,6%, портландцемента – на 10,9%. По ряду обрабатывающих производств отмечен рост: производство тканей увеличилось на 20,7%, пшена – на 13%, мяса и субпродуктов пищевых – на 12%, полуфабрикатов мясных – на 11,2%, масла подсолнечного – на 11,1%. Высокий рост наблюдался в производстве тракторов для сельского и лесного хозяйства – на 33,9%, органических синтетических красителей – на 19,3%, вагонов грузовых магистральных – на 18,3%, станков металлорежущих – на 16,6%, турбин газовых – на 13,2%, изделий медицинских – на 11,8%, химических волокон и нитей – на 10,8%, автобусов – на 9,4%.Темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 103%.

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – сентябре 2016 года – $39,74 за баррель, что на $10,26 ниже среднегодовой прогнозной цены ($50).

Официальный курс доллара США к рублю составил в среднем 68,22 рубля за $1, что на 7,8% превышает прогнозный курс на год. По расчетам Счетной палаты, курс доллара США к рублю по итогам 2016 года может составить 67 рублей за $1, что на 5,8% превышает прогнозный на год (63,3 рубля).

Инфляция в сентябре 2016 года по сравнению с декабрьским показателем в 2015 году составила 4,1%, что значительно ниже, чем в аналогичном периоде 2015 года (10,4%). По состоянию на 24 октября 2016 года инфляция составила 4,6%. Инфляция снижается по причине сжатия потребительского спроса, что вызвано снижением реальных располагаемых доходов населения, укреплением курса рубля, а также проводимой ЦБ умеренно-жесткой денежно-кредитной политикой. В текущем году, впервые за пять последних лет, в августе 2016 года месячная инфляция не увеличилась. При этом в конце июля и в первую неделю августа текущего года отмечалась даже дефляция. Тем не менее, показатель инфляции может возрасти к концу 2016 года в связи с возможностью роста цен на продовольственные товары на мировом рынке.

Рост цен на продовольственные товары по сравнению с декабрем 2015 года – 2,4%, в аналогичном периоде 2015 года – 10,2%. Наибольшее удорожание отмечено по крупам и бобовым – на 10,7%, рыбе и морепродуктам – на 7,6%, маслу сливочному – на 7,3%. Цены снизились на яйца куриные – на 15,3%, плодоовощную продукцию – на 12%.

Рост цен на непродовольственные товары – 5,2%, в аналогичном периоде 2015 года – 11,2%. Наибольший прирост цен отмечается по табачным изделиям – на 13,8%, обуви – на 6,6%, тканям – на 5,9%, моющим и чистящим средствам – на 5,6%. Рост цен на медикаменты существенно замедлился – в январе-сентябре 2016 года он составил 2,7%, для сравнения в аналогичном периоде 2015 года – 17,4%.

Рост цен и тарифов на услуги наблюдается на уровне 4,8%, в аналогичном периоде 2015 года – 9,4%. Наиболее существенный рост зафиксирован по санаторно-оздоровительным услугам – на 10,4%, услугам дошкольного воспитания – на 8%, услугам пассажирского транспорта – на 7,4%. Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 5,1%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5,3%, реальная начисленная среднемесячная зарплата увеличилась на 0,4%. Просроченная задолженность по заработанной плате по состоянию на 1 октября 2016 года составила 3,7 млрд руб., увеличившись с начала года на 2,4%. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 48% приходится на обрабатывающие производства, 28% - на строительство, по 6% - на добычу полезных ископаемых и на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 5% - на транспорт. Снижение реальных доходов населения негативно влияет на потребительский спрос, что в сочетании с падением инвестиционного спроса может помешать российской экономике начать восстанавливаться в текущем году.

Доходы федерального бюджета – 9,3 трлн руб., или 67,6% утвержденного годового объема. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года доходы бюджета снизились на 8,4%. В общем объеме нефтегазовые доходы составили 3,4 трлн руб. (снижение на 24,2%), ненефтегазовые доходы – 5,9 трлн руб. (увеличение на 4,3%). В доходную часть федерального бюджета поступили не учтенных 43 вида доходов всего на сумму 33,5 млрд рублей.

Расходы федерального бюджета исполнены в сумме 10,9 трлн руб., или 66,5% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года расходы снизились на 0,7%. Наименьший уровень исполнения расходов отмечен по следующим главным распорядителям: ФАДН России – 20,6%, Минэкономразвития России – 22,4%, Минвостокразвития России – 26,7%, Минкомсвязи России – 29,8%, Росавиация – 33,5%, Минкавказ России – 41%, Минспорт России – 41,2%, Рособрнадзор – 48,1%, ГК «Роскосмос» – 49,1%, Управление делами Президента России – 50,1%, Минтранс России – 51%, Росавтодор – 53,5%.

Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) исполнены в сумме 1,3 трлн рублей, или 54,9% доведенных ЛБО. На федеральном уровне заключено 592,5 тыс. контрактов, что на 8,6% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Экономия по результатам осуществления процедур закупок на федеральном уровне составила 3,9%, за аналогичный период 2015 года – 5,7%.

Расходы на реализацию ФАИП составили 389,9 млрд рублей, или 45,6% доведенных ЛБО (оперативные данные). За аналогичный период 2015 года исполнение по ФАИП отмечено на уровне 55,5%.

Взносы в уставные капиталы АО с госучастием, имущественные взносы и субсидии госкорпорациям исполнены в целом на 326,1 млрд рублей, или 75,8% показателя сводной росписи с изменениями. По следующим главным распорядителям отмечено недостаточно качественное планирование таких расходов: ГК «Роскосмос», Росжелдор, Минпромторг России, ГК «Росатом», Минэкономразвития России, Минэнерго России.

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации (открытая часть) исполнены в сумме 5,3 трлн рублей, или 64,8% показателя сводной росписи с изменениями, что на 4,7 процентных пункта ниже уровня исполнения за аналогичный период 2015 года. На низком уровне исполнены расходы по госпрограммам: «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы» – 0,2%, «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» – 26,1%, «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» – 26,7%, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы – 30,2%, «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года» – 31%, «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года – 34,7%, «Развитие физической культуры и спорта» – 38,5%, «Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы» – 41,1%, «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы» - 44%, «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» - 44,9%.

Дефицит федерального бюджета сложился в сумме 1,6 трлн руб., или 2% утвержденного ВВП. Годовой дефицит утвержден в размере 2,4 трлн руб. Финансирование дефицита в основном обеспечено за счет использования средств Резервного фонда в объеме 1,2 трлн рублей; размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в российской валюте - 788,9 млрд рублей; средств во временном распоряжении - 62,7 млрд рублей; средств бюджетных и автономных учреждений - 575,8 млрд рублей; средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - 402,5 млрд рублей.

Поступления в федеральный бюджет от приватизации – 67,5 млрд руб., или 203% запланированного объема. За аналогичный период 2015 г. поступления от приватизации – 4,8 млрд руб.

Объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 2 трлн рублей, уменьшившись с начала года на 44%. Доход от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России составил 15,9 млрд рублей, или 100,6% прогноза. Объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте – 4,6 трлн руб., уменьшение с начала года на 11,7%. Доходы от размещения средств ФНБ сложились в общей сумме 39,2 млрд рублей, или 56,5% прогноза.

Государственный долг Российской Федерации на 1 октября 2016 года – 10,6 трлн руб., уменьшившись с начала года на 2,9%. Госдолг сложился на уровне 13,5% утвержденного объема ВВП на 2016 год.

ВЫПОЛНЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА ПРАВИТЕЛЬСТВА

С учетом изменений от 31 августа 2016 г. План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России в 2016 году, предусматривает реализацию 122 мероприятий.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий Плана (с учетом изменений от 31 августа 2016 г.) предусматривается за счет средств федерального бюджета на 2016 год - 464,92 млрд рублей, а также за счет дополнительных источников – 220,8 млрд рублей.

В соответствии с поручениями Председателя Правительства России считаются исполненными и (или) сняты с контроля 62 пункта Плана (50,8%).

Оценка Счетной палаты выполнения мероприятий Плана (без учета пунктов, которые в соответствии с решениями Председателя Правительства России считаются исполненными или снятыми с контроля) по факту подготовки или принятия (утверждения) законодательных, иных нормативных правовых и (или) других актов, предусматривающих меры государственного регулирования, а также в части использования выделенных бюджетных ассигнований, степени достижения целей, социально-экономических результатов от реализации антикризисных мероприятий показывает, что по состоянию на 1 октября 2016 года выполнен 1 пункт Плана (1,7%), частично выполнено 5 пунктов (8,3%), не выполнено 19 пунктов (31,7%), находится в работе 35 пунктов (58,3%), из которых по 23 пунктам срок выполнения не наступил.

Так, по оценке Счетной палаты, частично выполнены пункты 6-8, 15 и 31 Плана.

На реализацию пункта 8 Плана, направленного на сохранение достигнутого уровня лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных препаратов, закупаемых в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по состоянию на 1 октября 2016 года Минздраву России предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 50,2 млрд рублей, в том числе дополнительно выделено 2,1 млрд рублей.

По состоянию на 1 октября 2016 года кассовое исполнение составило 37,4 млрд рублей (74,5% показателя сводной бюджетной росписи).

Не в полном объеме пока достигнут ожидаемый результат пункта 31, предусматривающего предоставление бюджетных кредитов бюджетам регионов в целях обеспечения сбалансированности и сокращения долговой нагрузки региональных бюджетов.

По состоянию на 1 октября 2016 года объем предоставленных из федерального бюджета бюджетам 66 регионов бюджетных кредитов составил 282,7 млрд рублей (83,6% предусмотренных средств).

При этом объем государственного долга регионов по состоянию на 1 октября 2016 года сократился по сравнению с началом года на 54,4 млрд рублей, или на 2,3%, и составил 2 264,2 млрд рублей (в том числе по рыночным заимствованиям (ценные бумаги и кредиты кредитных организаций) 1 066,9 млрд рублей, уменьшился с 1 января 2016 года на 331,3 млрд рублей).

Также на 1 октября 2016 года частично реализованы мероприятия Программы поддержки сельскохозяйственного машиностроения (пункт 15 Плана).

По оценке Счетной палаты на 1 октября 2016 года не выполнено 19 пунктов Плана.

Так, в связи с отсутствием необходимой нормативной правовой базы не реализуются дополнительные меры по импортозамещению в сельском хозяйстве (пункт 16 Плана).

До настоящего времени не приняты нормативные правовые акты об особенностях государственного регулирования предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, связанных с производством жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента (пункт 9 Плана).

Не выполнен пункт 62 Плана, предусматривающий оптимизацию загрузки энергетических мощностей за счет повышения эффективности формирования и использования резерва сетевой мощности, с учетом необходимости исключения рисков роста стоимости услуг по передаче электрической энергии для потребителей. Подготовленный Минэнерго России проект постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии» после согласования с Минэкономразвития и ФАС России прошел процедуру общественного обсуждения. На правовую и антикоррупционную экспертизу в Минюст России проект не направлялся. По состоянию на 1 октября 2016 года соответствующее постановление Правительства России не принято.

КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ

Доходы консолидированных бюджетов регионов составили 7 трлн рублей с ростом к соответствующему периоду 2015 года на 3,2%, расходы – 6,7 трлн рублей (с ростом – на 3,9%).

Профицит бюджетов сложился на 1 октября 2016 года в объеме 368,1 млрд рублей. Всего с суммарным профицитом в объеме 472,4 млрд рублей исполнены консолидированные бюджеты 43 регионов, с суммарным дефицитом в объеме 104,3 млрд рублей – бюджеты 42 регионов.

Поступления налога на прибыль организаций увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 4,9% и составили 1,8 трлн рублей, НДФЛ – увеличились на 6,4% и составили 2,1 трлн рублей, по группе налогов на имущество – уменьшились на 7% и составили 0,7 трлн рублей.

Межбюджетные трансферты бюджетам регионов из федерального бюджета перечислены в объеме 1,1 трлн рублей, что составляет 61,9% объема сводной бюджетной росписи (снизились по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 7,3%). Наименьший процент исполнения отмечается по субсидиям – 50% показателя сводной бюджетной росписи и иным межбюджетным трансфертам – 47,3%.

Госдолг регионов составил 2 264,2 млрд рублей, снизившись на 54,4 млрд рублей по сравнению с началом года, или на 2,3%. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили 115,8 млрд рублей, что на 10,7% выше показателя в аналогичном периоде 2015 года.

Задолженность по бюджетным кредитам продолжает увеличиваться в структуре долговых обязательств регионов: с 34,9% на начало года до 48,2% на 1 октября 2016 года. Одновременно снижается удельный вес задолженности по кредитам, полученным регионами от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, с 41,6% до 30,1%.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета предоставлены 66 регионам в объеме 282,7 млрд рублей, что составляет 83,6% предусмотренных средств. Объем возвращенных регионами бюджетных кредитов составил 91 млрд рублей.

ПФР

Согласно оперативной информации Счетной палаты, бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) за январь-сентябрь 2016 г. по доходам исполнен в объеме 5,6 трлн рублей, или 74,7% от планового показателя, что на 3,3 процентных пункта выше уровня доходов аналогичного периода 2015 г.

Из федерального бюджета за отчетный период в бюджет ПФР перечислено 2,5 трлн рублей (79,3% от предусмотренных средств и 44,9% от общей суммы поступивших доходов бюджета). Из них: на обязательное пенсионное страхование – 756,1 млрд рублей; на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала – 500,8 млрд рублей; на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 294 млрд рублей; на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов – 9,1 млрд рублей.

Уровень поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в целом сопоставим с уровнем 2015 г. (за 9 месяцев 2016 г. - 70,1%, за аналогичный период 2015 г. - 69,4%). При этом поступившие страховые взносы на выплату страховой пенсии в абсолютном выражении на 188,2 млрд рублей превысили показатель 2015 г., что обусловлено повышением предельной величины базы для начисления страховых взносов с 711 тыс. рублей в 2015 г. до 796 тыс. рублей с 1 января 2016 г.

Уровень поступлений страховых взносов на накопительную пенсию по сравнению с 2015 г. снизился в 53,7 раза. Объем поступлений данных страховых взносов составил 12,8 млн рублей, или 6,1% от прогнозного показателя, что связано с завышением показателя при планировании поступлений страховых взносов на 2016 г.

Исполнение доходов за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносам работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, составило 2,7 млрд рублей (18,9% от планового показателя). Учитывая низкий уровень исполнения по указанным страховым взносам за 2015 год (34,1%), существует риск, что и в этом году данный показатель будет исполнен не более чем на 30%. При этом при формировании данного показателя на 2016 г. Фондом не в полной мере была учтена отрицательная динамика уплачиваемых взносов за 2014-2015 гг.

Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование увеличилась с начала года на 36,4% и составила на 1 сентября 2016 г. 261,3 млрд рублей. Задолженность по пеням составила 37,8 млрд рублей, увеличившись с начала года на 35%. Рост недоимки за отчетный период сопоставим с ее ростом за аналогичный период 2015 г. В то же время рост недоимки в абсолютных значениях обусловлен увеличением суммы начисленных страховых взносов, при этом ее удельный вес по отношению к начисленным страховым взносам сохраняется на уровне 1,2%.

Расходы ПФР за отчетный период составили 5,7 трлн рублей, или 73,7% от показателя сводной бюджетной росписи, что сопоставимо с расходами 2015 г.

Расходование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства составило 119,2 млн рублей, или 14,1% от предусмотренных средств на данные цели, что создает риски их неосвоения до конца года.

На исполнение обязательств государства по пенсионному обеспечению граждан израсходовано 4,8 трлн рублей, или 72,3% к показателю, утвержденному сводной бюджетной росписью, что на 1,9 процентных пункта. выше уровня расходов 2015 г. Повышение этих расходов в 2016 г. обусловлено увеличением численности пенсионеров с начала года на 200,9 тыс. человек. По имеющимся у ПФР данным, по состоянию на 1 июля 2016 г., пенсии получают 42 935,8 тыс. человек, из них страховые пенсии – 39 358,7 тыс. человек. Численность работающих пенсионеров на 1 июля 2016 г. составила 10 066,7 тыс. человек, из них получающих страховые пенсии - 9 761,5 тыс. человек.

Расходы на федеральную социальную выплату за 9 месяцев 2016 г. составили 71,6 млрд рублей, или 161,4% к показателю, утвержденному Федеральным законом о бюджете Фонда и 79,7% к показателю, утвержденному сводной бюджетной росписью. Объемы бюджетных ассигнований на эти цели были увеличены в 2 раза в связи с ростом в 2016 г. количества получателей федеральной социальной доплаты к пенсии. Планирование данного показателя на 2016 год осуществлялось из расчета среднегодового количества получателей 2 687,7 тыс. человек (согласно динамике 2013-2015 гг.), фактически же численность лиц, которым установлена федеральная социальная доплата, по состоянию на 1 октября 2016 г. составила 4 009,3 тыс. человек (увеличение на 49,2%).

По итогам исполнения бюджета ПФР за январь-сентябрь 2016 г. сложился дефицит в объеме 61,9 млрд рублей.

Остатки средств Фонда по состоянию на 1 октября 2016 г. в целом составили 327,05 млрд рублей, из которых остатки средств в части, не связанной с формированием накопительной пенсии, составили 259,6 млрд рублей, в части, связанной с формированием накопительной пенсии, – 67,4 млрд рублей.

ФСС

Согласно оперативной информации Счетной палаты, кассовое исполнение бюджета Фонда социального страхования (ФСС) за 9 месяцев 2016 г. по доходам составило 146,4 млрд рублей, или 23,8%. Низкое исполнение обусловлено отсутствием информации о расчетах страхователей, произведенных с учетом «зачетного принципа»* по итогам третьего квартала 2016 г.

Основную долю кассового исполнения бюджета ФСС составили поступления за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 134,9 млрд рублей, или 28,6% от запланированного объема на 2016 год и 66,5% от общего объема зачисленных средств в бюджет ФСС за 9 месяцев. Поступления за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 67,95 млрд рублей (69,6% и 33,5%, соответственно).

Недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 6 437,4 млн рублей и выросла с начала 2016 г. на 18%, по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 6 384,5 млн рублей и выросла на 6,6%.

Задолженность по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 920,4 млн рублей (рост на 31%), по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1,8 млрд рублей (рост на 12,3%).

По состоянию на 1 октября 2016 г. Фондом в кредитных организациях размешены средства резерва страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в объеме – 39,1 млрд рублей. Доходы от размещения временно свободных средств резерва составили 663,4 млн рублей, или 12,5% от запланированной суммы.

Из федерального бюджета в бюджет ФСС перечислено 31,5 млрд рублей (79,5% от предусмотренных средств), из бюджета ФОМС – 11,8 млрд рублей (63,1%).

Расходы Фонда за 9 месяцев 2016 г. составили 156,5 млрд рублей, 23,6% от показателя сводной бюджетной росписи. С учетом «зачетной системы» по состоянию на 1 июля 2016 г. расходы составили 320,4 млрд рублей (48,3%).

Расходы на социальную политику составили 141,1 млрд рублей, или 22,1% от показателя сводной бюджетной росписи, что на 4,2 процентных пункта. выше, чем в 2015 году. Увеличение расходов сложилось практически по всем социальным выплатам. Так, на обеспечение инвалидов ТСР израсходовано 53,2% от утвержденного показателя сводной бюджетной росписи.

Дефицит бюджета ФСС по состоянию на 1 октября 2016 г. составил (–) 10 млрд рублей или 29,9% от планового показателя. Источники финансирования дефицита бюджета Фонда сложились за счет остатков средств Фонда по состоянию на 1 января 2016 г. В регионах, реализующих пилотный проект**, дефицит составил (–) 17,4 млрд рублей.

Остатки средств на едином счете ФСС на 1 октября 2016 г. составили 178 млрд рублей, что на 10 млрд рублей меньше, чем было на начало года. Таким образом, ФСС располагает достаточным объемом ассигнований, необходимых для исполнения своих обязательств.

ФОМС

Согласно оперативной информации Счетной палаты, на 1 октября 2016 г. исполнение бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) составило по доходам 1 203,7 млрд рублей (72,4% прогнозируемого объема доходов на 2016 год), по расходам 1 193,6 млрд рублей (70,7% утвержденного годового объема). По результатам исполнения бюджета Фонда в январе-сентябре 2016 г. текущий профицит (превышение доходов над расходами) составил на 1 октября 2016 г. 10,1 млрд рублей (из-за неперечисления в истекшем периоде 2016 г. дотации на сбалансированность в федеральный бюджет). Остатки средств бюджета Фонда на лицевых счетах в Федеральном казначействе на 1 января 2016 г. составляли 42,1 млрд рублей, на 1 октября 2016 г. – 52,2 млрд рублей.

Как показала проверка, основная часть доходов Фонда в январе-сентябре 2016 г. была обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения – 58,8% и 38,5%, соответственно. На 1 октября 2016 г. поступление страховых взносов на ОМС работающего населения составило почти 708 млрд рублей (69,5% прогнозируемого объема), неработающего населения - 463,3 млрд рублей (75%).

При этом динамика поступления доходов от страховых взносов на ОМС работающего населения за три квартала 2016 г. свидетельствует о рисках неполучения в 2016 г. прогнозируемого объема доходов. Так, непоступление взносов на ОМС работающего населения может ориентировочно составить около 30 млрд рублей.

Нарушение установленного срока перечисления страховых взносов на ОМС неработающего населения было допущено 40 регионами. По состоянию на 1 октября 2016 г. задолженность по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения числится по трем регионам: Республике Ингушетия – 1,2 млрд рублей (за апрель-сентябрь 2016 г.), Республике Хакасия – 296,4 млн рублей (за сентябрь 2016 г.) и Республике Калмыкия - 103,4 млн рублей (за декабрь 2015 г.).

В результате Республике Ингушетия и Республике Хакасия субвенции на организацию ОМС перечислены не в полном объеме (на конец отчетного периода суммарный невыплаченный остаток составляет 2,4 млрд рублей), что создает риски реализации там территориальных программ ОМС, неоплаты оказанной медицинской помощи и формирования кредиторской задолженности по заработной плате и оплате расходов медицинских организаций, в том числе на лекарственные обеспечение.

Наиболее сложная ситуация по выплате взносов на ОМС неработающего населения сложилась в Республике Ингушетия, где накоплена задолженность за последние 6 месяцев, а объем доведенной субвенции за январь-сентябрь 2016 г. составляет лишь 25% от утвержденного. При этом должных мер со стороны Фонда по урегулированию сложившейся в Республике задолженности, включая проверку численности неработающего застрахованного населения, не принимается.

Основные расходы Фонда за указанный период были осуществлены по разделу «Здравоохранение» - 1 193,3 млрд рублей или 70,7% утвержденных бюджетных ассигнований. Из них 1 091,5 млрд рублей составили субвенции бюджетам терфондов ОМС на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях регионов, 15 млрд рублей - иные межбюджетные трансферы, направленные в терфонды ОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС; 68,05 млрд рублей - иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС; 5,5 млрд рублей - иные межбюджетные трансферты на предоставление субсидий регионам в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации ВМП, не включенной в базовую программу ОМС.

При этом Правительством России планируется уменьшение расходов на ВМП, не входящую в базовую программу ОМС, на сумму 2,4 млрд рублей, в связи с чем существует риск снижения доступности высокотехнологичной медицинской помощи для граждан Российской Федерации.

В оперативной информации Счетной палаты также обращается внимание на отсутствие в нормативной правовой базе порядка распределения иных межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, между федеральными государственными учреждениями. В результате по регионам установлены различия в применяемых методиках ее распределения.

Так, если комиссии по разработке терпрограмм ОМС Волгоградской, Ростовской, Свердловской, Томской, Новосибирской, Нижегородской, Саратовской областей, Приморского края и г. Санкт-Петербурга в 2016 г. распределяли объемы специализированной медицинской помощи между медицинскими организациями на основании оказанных объемов за 2015 г., то Комиссия по разработке терпрограммы ОМС г. Москвы делала это только на основании данных за первое полугодие 2016 г., не учитывая ни их реальной потребности ни объемов, выполненных этими медорганизациями в 2015 году.

Учитывая, что в соответствии с актом Правительства России в основу распределения иных межбюджетных трансфертов заложены фактически оказанные объемы медицинской помощи за 2015 г., распределение объемов специализированной медицинской помощи (включая ВМП) только на основе данных 1-го полугодия 2016 г., как это было сделано Комиссией по разработке терпрограммы ОМС г. Москвы, представляется необоснованным и ограничивает возможности федеральных учреждений по предоставлению медицинской помощи пациентам.

* Зачетная система представляет собой механизм, при котором страхователи в системе обязательного социального страхования перечисляют в бюджет Фонда только разницу между суммой подлежащих уплате в этот бюджет страховых взносов и произведенными ими в соответствии с нормами действующего законодательства за счет этих средств выплатами в пользу застрахованных граждан.

** Пилотный проект, меняющий существующий «зачетный принцип» на систему непосредственного назначения и выплаты пособий региональными отделениями ФСС застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

В реализации пилотного проекта участвуют Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Хабаровский край, Астраханская, Белгородская, Курганская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновской области, Республика Крым и г. Севастополь, Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.


Материалы по теме

Наверх