РУС ENG 

Докапитализация Росэксимбанка должна быть приостановлена до проведения оценки наращивания кредитного портфеля по итогам I-ого полугодия 2017 года

11 января 2017 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности вложений в 2014 – 2016 годах средств федерального бюджета в уставный капитал Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (акционерное общество)».

Объект проверки: Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (акционерное общество) (далее – Росэксимбанк, Банк).

Проверяемый период: 2014 – 2016 годы.

С докладом выступил аудитор Андрей Перчян.

На Коллегии было отмечено, что основные доли в Росэксимбанке после докапитализации в 2016 году принадлежат АО «РЭЦ» и АО «ЭКСАР», которые являются дочерними обществами Внешэкономбанка. В 2014-2016 гг. Росэксимбанк получал средства федерального бюджета по трем направлениям: вознаграждение за выполнение функций агента Правительства России; субсидии на компенсацию недополученных доходов по кредитам в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции; на увеличение уставного капитала через дочерние организации Внешэкономбанка.

Деятельность Росэксимбанка к концу в 2013-2014 годах была убыточной в связи с формированием резервов под проблемную задолженность, уровень которой достигал 37% всего кредитного портфеля. В 2014 году Росэксимбанк осуществлял деятельность без утвержденного бизнес-плана и ключевых показателей эффективности работы менеджмента, в отсутствие документа, определяющего приоритеты кредитования (кредитной политики). «До принятия в 2014 году на уровне Правительства стратегического решения о создании Российского экспортного центра масштаб деятельности Росэксимбанка был незначителен, портфель насчитывал два десятка проектов, фактически функции поддержки экспорта не выполнялись», - добавил Андрей Перчян.

В 2015 году в законодательство были внесены изменения, согласно которым все функции Внешэкономбанка по поддержке экспорта были распределены между компаниями в составе Российского экспортного центра – АО «ЭКСАР» и Росэксимбанком. Для реализации задач нового масштаба была осуществлена докапитализация Росэксимбанка на 10 млрд рублей в 2015 году и на 8,1 млрд рублей в конце 2016 года.

При этом целевые показатели формировались Советом директоров Росэксимбанка в 2015–2016 гг. самостоятельно вследствие того, что в договорах между Минэкономразвития России и Внешэкономбанком при согласовании были исключены фактические показатели эффективности предоставления средств на докапитализацию банка. Ни один из количественных показателей по поддержке экспорта, которые планировал банк самостоятельно, не был выполнен по итогам 2015 года. Выдано 15,5 млрд рублей кредитов вместо планируемых 51 млрд рублей. Выполнение составило всего 30% от плана, при этом Советом директоров было принято решение о премировании руководства Банка по итогам 2015 года.

С момента докапитализации в 2015 году достаточность капитала Росэксимбанка существенно превышала нормативы Банка России. Таким образом, по показателям достаточности капитала не было ограничений для наращивания объёмов кредитования даже без учета 8,1 млрд. рублей докапитализации 2016 года.

Заложенные в Стратегии развития Росэксимбанка на 2015-2017 гг. (далее – Стратегия) показатели не в полной мере учитывались при формировании бизнес-планов Банка и утверждении ключевых показателей эффективности на 2015 и 2016 годы. Начиная с 2016 года показатель Стратегии в части объемов кредитования экспортеров не являлся плановым ориентиром Банка.

В ходе контрольного мероприятия было выявлено, что при расчете показателя объема поддержанных экспортных контрактов, вошедшего в отчетность Банка за 2015 год, не учитывалось невыполнение Росэксимбанком целевых показателей по выдаче кредитных средств на исполнение этих контрактов. Несмотря на то, что Росэксимбанк по итогам 2015 года отчитался о поддержке экспортных контрактов в объеме 120 млрд рублей, в отсутствие корректной методики расчета этого показателя реальные цифры оказались существенно ниже указанного объема. По итогам 9 месяцев 2016 года тот же показатель, рассчитанный по утвержденной новой методике, не превысил 29 млрд рублей.

Аналогичная ситуация наблюдается с данными банка о выполнении установленного Минпромторгом России показателя поддержки высокотехнологичного экспорта за счет субсидии на компенсацию льготной процентной ставки. Банк отчитался в январе 2016 года о перевыполнении установленного целевого показателя в 20 млрд рублей на 30%, предоставив сведения о заключенных кредитных соглашениях на 26 млрд. рублей. При этом, как установлено проверкой, по состоянию на 1 октября 2016 года по этим кредитным соглашениям было фактически выдано только 16,1 млрд рублей.

Было отмечено, что кредитный портфель Росэксимбанка характеризуется высокой концентраций ссудной задолженности. По состоянию на 1 октября 2016 года 66% всей ссудной задолженности банка приходится на десять основных заемщиков. При этом задолженность по двум заемщикам из первой десятки (ЗАО «Осташковский кожевенный завод» и ООО «Сибтрансснаб») признана проблемной. Срок исполнения госгарантии по кредиту ЗАО «Осташковский кожевенный завод» на сумму просроченной задолженности 31,8 млн долларов США заканчивается в июле 2017 года, до этого времени Минфином России предложено осуществить урегулирование просроченной задолженности в рамках группы Внешэкономбанка самостоятельно.

На заседании Коллегии было отмечено, что по итогам анализа исполнения Росэксимбанком целевых показателей деятельности Счетная палата считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о приостановке докапитализации Банка в 2017 году до оценки итогов его деятельности по наращиванию кредитного портфеля в течение первого полугодия. В ходе второго чтения федерального закона о бюджете на 2017 год 7,6 млрд рублей на докапитализацию Росэксимбанка были увеличены до 10 млрд рублей, поэтому речь идет об экономии именно этой суммы. Кроме того, перераспределение остатка предоставленной в 2015 году субсидии на компенсацию недополученных доходов от поддержки высокотехнологичного экспорта по кредитным договорам 2015, 2016 и последующих годов позволит дополнительно сэкономить денежные средства еще в объеме 1,68 млрд рублей, заложенных в расходы бюджета на 2017 год на субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление об устранении выявленных недостатков в Росэксимбанк, информационное письмо в Правительство России. Отчет по проверке будет направлен в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх