РУС ENG 

Отсутствует должный контроль за планированием бюджетных средств на обеспечение инвалидов креслами-колясками

2 февраля 2017 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходования средств федерального бюджета на закупку кресел-колясок для инвалидов в 2014 – 2015 годах и истекшем периоде 2016 года».

Объекты проверки: ФСС, Алтайское отделение ФСС, Красноярское отделение ФСС, Правительство Самарской области, Правительство Брянской области, АНО «Катаржина», ООО «ОТТО БОКК Мобилити».

Проверяемый период: 2014 – 2016 годы.

С докладом выступил аудитор Владимир Катренко.

На заседании Коллегии было отмечено, что полномочия и деятельность ФСС и регионов, осуществляющих полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее-ТСР) в целом позволяют с достаточной степенью эффективности реализовывать государственные функции по предоставлению инвалидам кресел-колясок.

За 2014 - 2015 годы креслами-колясками обеспечено 253,7 тыс. инвалидов (в 2014 году – 110,1 тыс. инвалидов, в 2015 году – 143,6 тыс. инвалидов). Количество жалоб инвалидов и поданных исков в судебные органы на качество предоставляемой услуги по обеспечению креслами-колясками не увеличивается. В период 2014-2016 гг. менее 1,5 тыс. человек обратились за ремонтом кресел-колясок, всего 223 человека обратились за досрочной заменой колясок. По мнению Владимира Катренко, ФСС решает возложенную на него задачу по обеспечению инвалидов креслами-колясками более успешно, чем регионы, осуществляющие полномочия по обеспечению инвалидов ТСР. Так, доля инвалидов, обеспеченных креслами-колясками территориальными органами ФСС, в 2014 году составила 69,4%, в 2015 году – 81%, регионами, осуществляющими полномочия по обеспечению инвалидов ТСР – 46,9% и 67,7% соответственно.

Вместе с тем, несмотря на ряд позитивных моментов, обеспечение инвалидов креслами-колясками в целом остается недостаточным. Расходы на данные цели в 2015 году составили 2,6 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2014 годом почти на 45%, а обеспеченность инвалидов выросла на 30%.

Выявлен ряд проблем, которые оказывают влияние как на эффективность обеспечения инвалидов колясками, так и на рациональность и экономность расходования бюджетных средств.

Отсутствует должный контроль за качеством составления индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (далее – ИПР) в части рекомендаций кресел-колясок. В результате, в ИПР фиксируются как недостаточные характеристики рекомендуемых колясок, которые не учитывают в полной мере индивидуальные особенности инвалидов, так и избыточные. Например, из 62-х проверенных ИПР в Алтайском крае только в 13-ти содержались индивидуальные характеристики инвалида, предусмотренные приказом Минтруда России № 998н. Отсутствие индивидуальных характеристик в ИПР часто приводит к отказам от приобретенной коляски. Избыточные технические и потребительские характеристики колясок, указанные в ИПР, ведут к увеличению их стоимости. Выявлен случай, когда в ИПР содержались детальные технические характеристики рекомендованного инвалиду кресла-коляски прогулочного с электроприводом, указание в ИПР которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, при назначении ТСР положениями приказа № 998н не предусмотрен учет условий жизни инвалида. В частности, при принятии решения государственным учреждением медико-социальной экспертизы об обеспечении креслами-колясками с электроприводом, имеющими значительный вес и габариты, не учитываются жилищные условия инвалида (наличие лифта, пандуса, размеры квартиры и другие социальные условия), которые отражаются в акте обследования жилищных условий инвалида, составляемом работником социальной службы.

Отсутствует контроль за планированием и расходованием бюджетных средств. Неравномерное перечисление средств в бюджет ФСС и позднее перечисление Фондом средств в территориальные органы в связи с многократными уточнениями ими необходимой потребности в средствах на обеспечение инвалидов ТСР в 2015 году повлекло образование остатка в объеме около 597 млн рублей. Аналогичные риски образования остатков сохраняются и в 2016 году. По словам аудитора, принятый ФСС порядок, устанавливающий срок предоставления регионами уточненной потребности в средствах до 1 ноября ежегодно, проблему несвоевременности перечисления средств не решает: целесообразно перенести установленную дату на более раннюю.

Несмотря на высказанные ранее предложения Счетной палаты, до сих пор нормативно не установлена методика расчета межбюджетного трансферта ФСС и порядок его распределения между территориальными органами ФСС.

На заседании Коллегии было отмечено, что отсутствие контроля за деятельностью уполномоченных органов в части организации конкурентных процедур приводит в том числе к значительной дифференциации их стоимости и неэкономному расходованию бюджетных средств. При этом средняя стоимость колясок в регионах, реализующих полномочия по обеспечению инвалидов ТСР, выше, чем в территориальных органах ФСС от 8 до 48%.

Установлены случаи, когда НМЦК складывалась выше цен на аналогичные кресла-коляски, имеющихся на рынке, при этом по результатам проведенных конкурентных процедур определения поставщика цены существенно снижались. Так, в Брянской области в 2016 году начальная цена контракта на коляску с ручным приводом была установлена почти 40 тыс. рублей, при стоимости аналогичной коляски на рынке – 27 тыс. рублей. По результатам конкурентных процедур цена коляски составила уже 17 тыс. рублей, другими словами, более чем в 2 раза ниже начальной цены контракта. Закупки производились по ценам выше цен на аналогичные модификации кресел-колясок, сложившихся на рынке. Так, в Самарской области в 2016 году приобретена коляска с электроприводом прогулочная модели «А-200» по цене 234,2 тыс. рублей, аналогичная коляска предлагается по цене 195,9 тыс. рублей. Таким образом, приобретение кресел-колясок могло быть осуществлено за более низкую цену, что привело бы к экономии бюджетных средств.

При этом в ряде случаев решения о технических требованиях к креслам-коляскам в регионах могут приниматься при существенном расширении потребительских свойств закупаемых кресел-колясок, что ведет к увеличению их стоимости. Только по одному случаю в Брянской области дополнительные расходы федерального бюджета составили почти 200 тыс. рублей.

Было установлено, что в отдельных регионах, когда уполномоченный орган при формировании начальной (максимальной) цены контракта на поставку кресел-колясок предлагает цену ниже той, которая сложилась на рынке кресел-колясок в регионе, ни производители, ни поставщики кресел-колясок на торги не выходят. Например, в связи с отсутствием заявок на участие в электронных аукционах в 2015 году в Алтайском крае не состоялось 11 аукционов. При этом в дальнейшем коляски были закуплены по цене, превышающей начальную цену контракта, установленную ранее в несостоявшихся электронных аукционах. Данные факты свидетельствуют о непосредственном влиянии поставщиков на формирование цен на кресла-коляски.

Российский рынок производителей кресел-колясок развит недостаточно и ему трудно конкурировать с зарубежными компаниями, имеющими более мощную производственную базу. В 2015 году производство кресел-колясок осуществлялось фактически 13-ю организациями, из них ключевые производители, по данным Минпромторга России, – 4 компании (АНО «Катаржина», ООО «ОТТО БОКК Мобилити», ООО «НПП «ИНКАР-М» и ООО БЦАРИ «Преодоление»). Производственная мощность ключевых производителей составляет 79,3 тыс. кресел-колясок в год. При этом потребность в креслах-колясках, например, на 2016 год в 2 раза больше производственной мощности основных российских производителей кресел-колясок (166,3 тыс. единиц). В этой связи 53% колясок закупаются за рубежом.

Некоторые регионы, в частности Брянская область в проверяемом периоде практически все государственные контракты (договоры) заключала на поставку кресел-колясок иностранного производства.

При этом анализ цены у поставщиков зарубежных кресел-колясок, показал, что зачастую они ниже, чем у российских производителей на аналогичные изделия. Так, в 2014 году цена кресла-коляски с ручным приводом иностранного производства составляла 8,2 тыс. рублей, что на 38,8 % ниже цены коляски с аналогичными техническими характеристиками российского производителя (13,4 тыс. рублей). В 2015 году цена на кресло-коляску с ручным приводом комнатную иностранного производства приобретенную у поставщика, на 3,4 тыс. рублей ниже, чем у аналогичного кресла-коляски отечественного производства

На заседании Коллегии было отмечено, что в качестве единственных поставщиков кресел-колясок в 2014-2015 гг. были определены ООО «ОТТО БОКК Мобилити», АНО «Катаржина». В 2016 году к ним добавился ООО «Преодоление». В 2016 году единственными поставщиками будет поставлено 43 тыс. кресел-колясок по государственным контрактам, заключенным без проведения конкурентных процедур.

Проверка показала, что по сравнению с ценами 2014–2015 года в 2016 году средняя стоимость колясок производства «ОТТО БОКК Мобилити» значительно выросла (на 31%). Рост стоимости колясок производства «Катаржина» составил 12%. По нашим расчетам в результате такого значительного повышения цен в 2016 году расходы федерального бюджета возросли не менее чем на 105 млн рублей. С учетом средних затрат на обеспечение одного инвалида креслом-коляской (20,5 тыс. рублей) за счет этих средств можно было бы дополнительно закупить более 5 тыс. кресел-колясок. Данное повышение стоимости создает риски необеспечения в 2016 году потребности инвалидов в креслах-колясках в полном объеме.

При этом при обосновании цены контракта с единственным поставщиком анализ рынка аналогичных кресел-колясок других производителей не проводился. Минтрудом было проведено сравнение стоимости колясок производства ОТТО БОКК Мобилити» и «Катаржина» при их поставке через посредников. В этой связи Счетная палата считает целесообразным рекомендовать Правительству при принятии решения по единственным поставщикам установить процедуру согласования стоимости колясок, основывающуюся на анализе реального рынка кресел-колясок, учитывающего ценовую политику различных производителей аналогичных кресел-колясок.

При организации закупок кресел-колясок у единственных поставщиков Фондом не осуществлялся контроль за исполнением государственных контрактов. В период 2014-2015 гг. 298 кресел-колясок, не востребованных в ряде отделений ФСС, другим территориальным органам не были перераспределены. Это привело к тому, что в дальнейшем эти же коляски были приобретены отделениями ФСС в рамках конкурентных процедур, но уже по другой цене. Приобретение 94 кресел-колясок в рамках распоряжения Правительства о единственных поставщиках позволило бы сэкономить более 170 тыс. рублей бюджетных средств.

Анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения инвалидов ТСР, показал, что они нуждаются в совершенствовании. Так, при замене кресел-колясок не предусматривается учет изменений антропометрических данных инвалида, состояние здоровья, степень социальной активности, работоспособность, возраст. Не установлена процедура отказа инвалида от предоставляемого ему изделия. При показаниях инвалиду коляски не учитываются его социальные условия.

По результатам проверки расходования средств на приобретение инвалидам ТСР Счетной палатой было рекомендовано Правительству пересмотреть сроки выдачи инвалиду направления на получение изделия с учетом сроков, предусмотренных законодательством для заключения госконтракта. Необходимые решения так и не приняты.

Во всех проверяемых регионах нарушались сроки выдачи инвалиду направления на получение или изготовление изделия.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления об устранении нарушений в ФСС, Правительство Брянской области, правительству Самарской области, Алтайскому и Красноярскому региональным отделениям ФСС. Информационные письма будут направлены Президенту России, в Правительство России и ФАС России. Отчет по проверке будет направлен в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх