РУС ENG 

Проверка мероприятий по информатизации таможенного оформления и контроля выявила нарушения, препятствующие прозрачности таможенных процедур

16 Марта 2017 г.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий в рамках планов информатизации в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года (при необходимости в более ранние периоды) в целях обеспечения прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля».

Объекты проверки: Федеральная таможенная служба; Центральная энергетическая таможня (г. Москва) с выездом в подчиненные таможенные посты (выборочно) (г. Новороссийск); Северо-Западное таможенное управление (г. Санкт-Петербург); Центральное информационно-техническое таможенное управление (г. Москва).

Проверяемый период деятельности: 2014-2015 гг. и истекший период 2016 г.

С докладом выступила заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.

Целью контрольного мероприятия помимо проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий по информатизации, стала оценка влияния применения информационных технологий на выполнение функций таможенных органов в части обеспечения прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля.

В ходе проверки установлено, что автоматизация функций ФТС России осуществляется с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО), которая представляет собой комплекс систем. Расходы федерального бюджета на ЕАИС ТО с момента ее создания в 1994 г. по 2016 г. составили порядка 21,8 млрд руб.

За период с 1994 г. по 2015 г. в рамках модернизации информационной системы таможенных органов создавались новые подсистемы, количество которых к 2015 г. возросло до 858 наименований. В целях выявления морально устаревших и не использующихся подсистем в 2015 г. проведена инвентаризация, по итогам которой только 56% подсистем признаны актуальными.

В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ расходы по созданию информационно-программных средств отражаются не по виду расходов: «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», а по виду расходов «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы». Данная ситуация позволила ФТС России вывести указанные расходы из-под действия норм постановления Правительства «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», т.е. не включать их в планы информатизации на соответствующий год и не направлять на заключение в Минкомсвязь России.

Кроме того, проверка формирования и исполнения планов информатизации выявила систематические нарушения. К ним относятся включение закупок по виду расходов «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в План-график размещения заказов на 2016 г. до утверждения плана информатизации на общую сумму 838,7 млн руб. Также выявлено, что до утверждения планов информатизации в 2014-2016 гг. заключены госконтракты на общую сумму 1,92 млрд руб. Помимо этого, анализ отчетов по реализации планов информатизации за 2014 и 2015 гг. показал, что в рамках некоторых мероприятий по информатизации превышен фактический объём финансирования над запланированным на общую сумму 1,24 млрд руб. В отчетах об исполнении планов информатизации за 2014 г. и 2015 г. информация о заключенных таможенными органами государственных контрактах ФТС России не отражается.

Результаты проверки показали, что в 2015 г. фактические расходы на реализацию мероприятий по информатизации превысили предусмотренные планами информатизации на 1,024 млрд руб., или на 27,6%. По состоянию на 1 декабря 2016 г. аналогичная ситуация складывалась в отношении превышения фактических расходов 2016 г. относительно утвержденного плана информатизации на 312,6 млн руб., или на 14,9%.

В ходе проверки установлено, что основными программными средствами, позволяющими автоматизировать декларирование и выпуск товаров на всех уровнях таможенных органов, а также контроль за начислением и уплатой таможенных платежей, являются автоматизированная информационная система таможни АИС «АИСТ-М» и АПС «Лицевые счета». При этом из-за технических недостатков систем выявлены потери данных при их взаимодействии, значительные корректировки данных об оплаченных таможенных платежах. Кроме того, контроль за формированием таможенной стоимости и начислением таможенных платежей осуществляется инспекторами в основном «вручную», что не исключает «человеческий» фактор и негативно влияет на обеспечение прозрачности таможенного оформления. В период 2014-2016 гг. фактическая стоимость работ по сопровождению и модернизации АИС «АИСТ-М» составила 209,5 млн руб., АПС «Лицевые счета» - 19,6 млн руб.

В ходе проверки установлено нарушение закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: ФТС России рассчитало максимальную цену контракта на оказание услуг по технической поддержке программных продуктов Oracle в 2015 г. на основании коммерческих предложений, несопоставимых с условиями планируемой закупки, что привело к завышению максимальной цены контракта на 124 млн руб., и соответственно - к увеличению цены госконтракта.
Технические недостатки программных средств ЕАИС ТО, выявленные в ходе проверки, а также недостаточный уровень проработки ФТС России вопросов разъяснительной работы с участниками внешнеэкономической деятельности привели к невыполнению пункта Плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства (далее – «дорожная карта»). Они создают риски невыполнения к январю 2018 г. полномасштабного внедрения технологии автовыпуска товаров, установленного Планом мероприятий. Так, в части авторегистрации экспортируемых товаров в 2016 г. (по состоянию на 11 декабря 2016 г.) было подано 1,3 млн деклараций, из которых успешно прошли авторегистрацию 440 тыс., или 34,9%. Применение технологии авторегистрации в отношении импортируемых товаров начато только в апреле 2016 г.

По итогам проверки коллегия приняла решение направить отчет в палаты Федерального Собрания и Министерство финансов Российской Федерации, а также представление Счетной палаты Российской Федерации в Федеральную таможенную службу.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Теги:
Чистова, ФТС
Наверх