РУС ENG 

Татьяна Голикова: на 1 марта 2017 г. дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 790 млрд рублей

20 Апреля 2017 г.

Фото Пресс-службы Минфина России

Выступая на расширенной Коллегии Минфина России, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова обратила внимание на по-прежнему высокий объем дефицита консолидированных бюджетов регионов, который на 1 марта 2017 г. составил 790 млрд руб.

«Несмотря на те меры, которые принимает Правительство и Минфин, несмотря на наличие соглашений, в соответствии с которыми регионы не должны наращивать бюджетные расходы, когда мы начинаем сводить консолидированные бюджеты, мы видим ровно то же самое, что было во все предыдущие периоды: дефицит остается высоким. Это крайне неэффективное планирование со стороны региональных бюджетов», - подчеркнула Татьяна Голикова.

Относительно низкий дефицит консолидированных бюджетов, отмеченный по итогам 2016 г. (12,5 млрд руб.), глава контрольного ведомства объяснила неисполнением регионами принятых бюджетов. «Расходная часть бюджетов у них в прошлом году против той росписи, которую они утвердили, не выполнена почти на 6%. И этой ценой был достигнут тот самый низкий дефицит», - пояснила Татьяна Голикова.

Глава контрольного ведомства также напомнила, что в настоящее время действуют три основных инструмента программно-целевого планирования: госпрограммы (40 госпрограмм), федерально-целевые программы (38) и приоритетные проекты, реализация которых началась в 2017 г. (11 проектов). При этом все эти инструменты сформированы на разных методологических основах и пока не один из них нельзя назвать действенным инструментом бюджетного планирования.

Относительно госпрограмм она отметила, что в бюджетном законодательстве есть норма, согласно которой Правительство может исключить мероприятия или программу за неэффективность. «Но ничего не происходит. По тому же докладу Минэкономразвития три программы, традиционно, являются абсолютными аутсайдерами: «Развитие авиационной промышленности», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,  - сообщила Татьяна Голикова. - «И самое главное, госпрограммы не охватывают бюджеты субъектов Российской Федерации в качестве источников финансирования расходов. Они не порождают расходные полномочия госпрограммы. А федеральные целевые программы охватывают субъекты Российской Федерации и порождают расходные полномочия. То есть более широкий институт с точки зрения охвата проблемы является более узким по отношению к тому, что существует».

Отдельное внимание Татьяна Голикова уделила проблемам реализации нового механизма -  приоритетных проектов. «У нас в бюджете пока не так много денег на приоритетные проекты: 183 млрд руб. по росписи. Из них почти 102 млрд руб. – в пользу субъектов Российской Федерации.  При этом регионы пока рассматривают приоритетные проекты не как новый механизм управления бюджетными ресурсами, а как некую аналогию бывших национальных проектов», - констатировала Татьяна Голикова.

Среди основных проблем приоритетных проектов, которые наметились уже на начальном этапе их реализации, Татьяна Голикова отметила сложную организационную структуру управления проектной деятельностью,  отсутствие координации полномочий, закрепленных за органами и должностными лицами, отсутствие ответственности участников проектной деятельности за соблюдением установленных полномочий; несогласованность с регионами их участия в реализации мероприятий приоритетных проектов.

«Если мы реально хотим внедрять проектное планирование, если мы хотим добиваться тех экономических показателей, которые генерируют экономический рост за счет бюджета, тогда мы должны принципиально по-другому на это посмотреть», - отметила Председатель. В частности, она сказала, что необходимо улучшение налогового администрирования, которое сейчас происходит в налоговой службе, и за счет этого, возможно, изменения конфигурации налоговой системы по соответствующим видам налогов в рамках Поручения, которое дал Президент. «Второе, это работа по достаточно серьёзному разграничению полномочий не только между субъектами Российской Федерации, но и еще государственными внебюджетными фондами, которые всегда выпадают из спектра внимания наших коллег. Это более эффективное планирование – в том числе в части институциональных изменений в отдельных направлениях расходов, которые сегодня администрирует вся бюджетная система, а не только федеральный бюджет», - заключила Татьяна Голикова.

 


Материалы по теме

Наверх