РУС ENG 

Реализация госпрограммы «Доступная среда» пока не привела к существенному повышению доступности объектов и услуг для инвалидов

22 Мая 2017 г.

Robert Schlesinger/DPA/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2011-2015 годах на реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».

Объекты контрольного мероприятия: Минтруд России; Правительство Московской области; Правительство Республики Башкортостан; Правительство Пермского края.

Проверяемый период: 2011-2015 гг.

С докладом выступил аудитор Владимир Катренко.

Государственная программа «Доступная среда» реализуется с 2011 г. С 2012 г. ответственным исполнителем назначен Минтруд России. В проверяемый период в реализации Госпрограммы принимали участие 11 федеральных органов исполнительной власти, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. В регионах России реализуются региональные госпрограммы (подпрограммы) аналогичные Госпрограмме*.

Полученные в ходе проверки данные в целом свидетельствуют о том, что к существенному повышению качества жизни инвалидов реализация Госпрограммы пока не привела.

Так, более 40% респондентов, принявших участие в проведенном Счетной палатой опросе, отметили, что оснащение объектов социального и иного назначения специальными устройствами для доступа к ним инвалидов осуществляется с нарушением нормативов, еще 33% – что очень медленно и лишь ограниченным набором приспособлений.

Несмотря на то, что, согласно отчетам ведомств ситуация с доступностью меняется в лучшую сторону, достоверные статистические данные, подтверждающие успешность реализации Госпрограммы в полном объеме, отсутствуют. Комплексные проверки, позволяющие сделать вывод о социально-экономической эффективности реализации Госпрограммы, Минтрудом не проводились.

Оценка параметров нормативного и ресурсного обеспечения Госпрограммы

Проверка показала, что, нормативная база, необходимая для реализации Госпрограммы, в целом сформирована. Из 22-х нормативных правовых актов, запланированных к разработке и утверждению в 2011-2015 гг., в установленные сроки было принято 16. Два нормативных правовых акта приняты с нарушением установленных сроков. Не принято – 4, в том числе – 1 федеральный закон.

Вместе с тем на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, содержащий перечень направлений использования средств, выделенных в рамках Госпрограммы, что формирует риски финансирования мероприятий и осуществления расходов, не связанных с повышением доступности объектов и услуг для инвалидов и маломобильных граждан. Какие-либо разъяснения федеральных органов исполнительной власти по данному вопросу в проверяемый период также отсутствовали.

Как было отмечено на Коллегии, в 2011-2015 гг. в Госпрограмму вносились многочисленные изменения, в ходе которых цели, задачи, показатели, ожидаемые результаты и объемы бюджетных ассигнований на реализацию ее мероприятий подверглись существенной корректировке.

В частности, из действующей редакции Госпрограммы была исключена одна из основных целей первых трех редакций - формирование к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. При этом оснований считать поставленную цель выполненной проверкой не установлено.

Согласно полученным результатам, только в 75,3% регионов сформированы и функционируют в сети «Интернет» карты доступности. При этом отсутствие единых законодательно установленных требований к определению уровня доступности приоритетного объекта формирует риски субъективной оценки состояния объекта как до, так и после проведения мероприятий по его адаптации для инвалидов.

Общий объем финансирования, предусмотренный паспортом действующей редакции Госпрограммы на 2011-2015 гг., составляет 169,4 млрд рублей, что в 3,6 раза больше первоначально предусмотренного объема, в том числе за счет увеличения средств федерального бюджета - на 143,2 млрд руб**. Изменение объемов ресурсного обеспечения Госпрограммы в основном связано с увеличением финансирования мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (в 3,2 раза).

На реализацию мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов в 2011-2015 гг. было направлено только 11,5% общего объема средств Госпрограммы. В то же время, в региональных программах указанные мероприятия являлись приоритетными и подлежали преимущественному финансированию. Так, в Московской области на мероприятия по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов за 2012-2015 гг. предусмотрено 86,1% от общего объема ресурсного обеспечения, в Республике Башкортостан – 95,8%.

В проверяемый период в целях реализации мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов федеральными органами исполнительной власти (Минтрудом России, Минспортом России и Минобрнауки России) с высшими органами исполнительной власти регионов было заключено 632 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на общую сумму 12,8 млрд руб. При этом следует отметить, что на начало реализации Госпрограммы достоверная информация об общем количестве объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе регионов, отсутствовала. Таким образом, оценить целесообразность направления средств на реализацию мероприятий по повышению доступности тех или иных объектов, а также общий социальный эффект от реализации указанных мероприятий, не представляется возможным.

Недостатки и нарушения, допущенные при выделении и использовании субсидий

В части реализация соглашений, заключенных с регионами

Результаты проверки свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны федеральных органов власти за реализацией соглашений и соблюдением регионами условий предоставления субсидий.

Так, в 2014-2015 гг. в Московской области субсидии на иные цели из федерального бюджета на общую сумму 70 млн руб. в нарушение установленного порядка были предоставлены Минздравом Московской области учреждениям здравоохранения в отсутствие расчетов и финансово-экономического обоснования размера субсидии. При этом 16-ти учреждениям средства предоставлялись только на основании заявок, а трем учреждениям – даже в их отсутствии.

Как было отмечено на Коллегии, отсутствие закрепленного на федеральном уровне перечня направлений использования средств в рамках Госпрограммы привело к тому, что регионы и муниципалитеты сами определяют, на что они расходуют субсидию, предоставленную им из федерального бюджета. При этом оценить эффективность и целевой характер осуществляемых расходов не представляется возможным.

Например, в 2014-2015 гг. учреждениями здравоохранения Московской области за счет субсидии были осуществлены расходы по приобретению электробытовых приборов (картофелечистка, овощерезка, осевой промышленный вентилятор и иные), техники и оргтехники, мебели (кресла руководителей, мягкие диваны, стулья), медицинских кроватей, массажных кресел, медицинского оборудования, беседок и скамеек, мармита первых блюд на общую сумму почти 22 млн руб.

Как было отмечено на коллегии Первым заместителем Председателя Правительства Московской области О.С.Забраловой, по результатам проверки Счетной палаты по всем выявленным нарушениям правительством Московской области принимаются меры по их устранению.

Так, разработан и утвержден порядок доведения финансовых средств до учреждений здравоохранения. По ответственным исполнителям, допустившим нарушение порядка, приняты соответствующие кадровые решения. В части приобретения оборудования, несоответствующего паспорту доступности, – доработана форма соглашений, установлен исчерпывающий перечень направлений расходования средств. Также обращено особое внимание на соблюдение сроков возврата остатков в бюджет. Специалисты, допустившие такие нарушения, привлечены к ответственности.

В ходе проверки также были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств и имущества, закупленного за счет субсидии.

Так, в 2014 г. в рамках реализации соглашения, заключенного между Минтрудом и Пермским краем, Пермской государственной краевой библиотеке им. Горького была выделена субсидия в объеме 10,7 млн руб., в том числе на приобретение и установку подъемника для инвалидов и установку двух пассажирских лифтов для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информационным ресурсам. На момент проведения проверки подъемник в эксплуатацию введен не был и находился на складе библиотеки более двух лет.

Кроме того, отсутствие должного контроля за расходованием средств федерального бюджета привело к формированию в регионах значительных остатков субсидии.

Наибольшие остатки сложились: в 2013 г. - в Республике Удмуртия (4,4 млн руб. или 7,7% от общей суммы предоставленных средств); в 2014 г. – в  Московской области (52,7 млн руб. или 18,5%); в 2015 г. – в Республике Хакасия (7,2 млн руб. или 63,1%), Приморском крае (17,5 млн руб. или 34,2%), Республике Башкортостан (17,8 млн руб. или 16,1%), Иркутской области (5,3 млн руб. или 12,9%), Краснодарском крае (17,4 млн руб. или12,3%) и Республике Коми (2,1 млн руб. или 8,9%).

В ходе анализа отчетов регионов об исполнении соглашений были выявлены случаи предоставления недостоверных данных.

Например, в отчете Тульской области за 2015 г., направленном в Минтруд, в одной форме указано достижение показателя результативности использования субсидии в полном объеме (44 объекта). В то же время в этом же отчете представлена информация об обеспечении доступности в отношении 25 объектов.

Республикой Башкортостан в 2014 г. при неосвоении 15% средств федерального бюджета (17 млн руб.) в Минобрнауки был представлен отчет о достижении и перевыполнении показателя результативности. В то же время, по 19 из 78 запланированных показателей обеспечения доступности школ – работы должны были быть завершены только в 2015 г. Фактическое достижение показателя результативности составило 8 %, а не 9,5 %, как отражено в отчете.

В части реализации соглашений о предоставлении субсидий на поддержку программ общественных организаций инвалидов

С 2011 г. в рамках Госпрограммы Минтруд предоставляет субсидии общественным организациям инвалидов (далее – ООИ) на поддержку программ по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению их доступности. Общий объем средств федерального бюджета, предусмотренный на финансирование указанного мероприятия, составил 628,5 млн руб. Планируемое количество рабочих мест для инвалидов – 1 745. Фактические расходы за 2011-2015 гг. составили почти 561 млн руб.

Согласно результатам проверки, контроль за реализацией соглашений, заключенных Минтрудом и ООИ о предоставлении субсидии, осуществлялся только посредством сбора отчетов и их учета. При этом проверка достоверности отчетных данных, подтверждающих целевой характер использования субсидии, не осуществлялась, проверки общественных организаций инвалидов не проводились. Не ведется Министерством и мониторинг сохранения рабочего места за инвалидом или занятости (закрепляемости) инвалида на созданном рабочем месте. В связи с этим, оценить эффективность расходов на проведение данного мероприятия не представляется возможным.

В отчетах о выполнении мероприятий Минтруд ежегодно указывал недостоверные сведения о количестве созданных рабочих мест для инвалидов. Так, региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» в 2011-2015 гг. оказала содействие по трудоустройству в сторонние организации 291 инвалиду. При этом непосредственно рабочие места «Перспективой» не создавались. В то же время Минтруд в ежегодных отчетах указанное содействие в трудоустройстве отражал как «созданные рабочие места».

Проверкой также установлено, что в ряде случаев за счет средств федерального бюджета модернизировалась производственная база коммерческих предприятий, не являющихся общественными организациями инвалидов. При этом оборудование, приобретаемое за счет средств федерального бюджета, становилось собственностью сторонних организаций.

На Коллегии также отмечалось, что при общих подходах к созданию рабочих мест для инвалидов стоимость создания такого места в рамках госпрограммы «Доступная среда» существенно превышает стоимость рабочего места, создаваемого в рамках госпрограммы «Содействие занятости населения». При этом количество фактически созданных рабочих мест за время реализации госпрограммы «Содействие занятости населения» составило 14 300 единиц, а госпрограммы «Доступная среда» –712 единиц, т.е. менее 5% по отношению к госпрограмме «Содействие занятости населения».

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Башкортостан, представления - в Минтруд России, правительства Московской области и Пермского края. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

* В действующей редакции госпрограммы предусмотрена реализация 3 подпрограмм: «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»; «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» и «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».

**Первоначально ресурсное обеспечение Госпрограммы на 2011-2015 гг. было определено в объеме 46,3 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 26,3 млрд руб., региональных бюджетов – 19,7 млрд руб., внебюджетных источников – 269,34 млн руб.


Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх