РУС ENG 

Государственный внешний долг России сократился на 5,2%

29 Июня 2017 г.

Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь – май 2017 г. Полная информация доступна по ссылке. Ниже приведены некоторые показатели из документа.

Объем ВВП в январе – мае 2017 г. составил в текущих рыночных ценах 34 трлн руб. или 39,2% прогнозируемого годового объема.

Индекс промышленного производства в январе – мае 2017 г. по сравнению с январем – маем 2016 г. отмечен на уровне 101,7% (в аналогичном периоде 2016 г. – 101,1%). Положительная динамика производства отмечена в добыче полезных ископаемых – 102,7% (в аналогичном периоде 2016 г. – 103%); в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха – 102,8% (99,4%); а также в обрабатывающих производствах – 100,9% (100,4%). Снижение динамики произошло в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 97,6% (в аналогичном периоде 2016 г. – 97,3%).

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – мае 2017 г. составила $51,15 за баррель, что в 1,4 раза выше цены на российскую нефть в аналогичном периоде 2016 г. Средняя цена на нефть за период 1 – 16 июня 2017 г. отмечена на уровне $46,07 за баррель.

Официальный курс доллара США к рублю в январе – мае 2017 г. составил 58 рублей за $1, что на 14,1% ниже прогнозного годового значения.

Инфляция в мае с начала года отмечена на уровне 1,7% (в аналогичном периоде 2016 г. – 2,9%). По состоянию на 19 июня 2017 г. с начала года инфляция составила 2%.

Продовольственные товары по итогам мая с начала 2017 г. подорожали на 2,4% (за аналогичный период 2016 г. – на 3,1%). Наибольшее удорожание отмечено по маслу сливочному – на 6,8% (за аналогичный период 2016 г.– 3,3%), молоку и молочной продукции – на 3,2% (на 3,2%), хлебу и хлебобулочным изделиям – на 1,4% (на 3,1%), рыбе и морепродуктам – на 1,3% (на 5,8%). Снижение цен наблюдается по сахару-песку – на 9,6% (в аналогичном периоде 2016 г. – рост на 1,2%), яйцам куриным – на 16,7% (снижение на 13,1%), маслу подсолнечному – на 6,4% (рост на 4,2%), крупам и бобовым – на 5,6% (рост на 7,5%), мясу и птице – на 1,1% (снижение на 1,5%).

Непродовольственные товары по итогам мая с начала 2017 г. подорожали на 1,2% (за аналогичный период 2016 г. – на 3,3%). Наибольший рост цен отмечен на табачные изделия – на 3,4 % (в аналогичном периоде 2016 г. – на 7,6%), бензин автомобильный – на 3,4% (на 1,3%), ткани – на 2% (на 4,2%). На ряд товаров цены снизились: телерадиотовары подешевели на 1,4% (в аналогичном периоде 2016 года рост на 0,7%), электротовары и другие бытовые приборы – на 0,8 % (рост на 3,9%).

Тарифы и услуги по итогам мая с начала 2017 г. подорожали на 1,3% (в аналогичном периоде 2016 г. – на 2,2%). Наибольший рост цен зафиксирован по услугам пассажирского транспорта – на 4,9% (в аналогичном периоде 2016 г. – на 5,8%), дошкольного воспитания – на 3,3% (на 7,6%), услугам связи – на 2,4% (на 2,1%), медицинским услугам – на 2,3% (на 4,5%). Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 0,6% (в аналогичном периоде 2016 г. – также рост на 0,6%).

Доходы федерального бюджета в январе – мае 2017 г. исполнены на сумму 5,8 трлн руб. или 43,2% прогнозного годового показателя (в аналогичном периоде 2016 г. – 4,7 трлн руб. или 34,6%). Из общего объема доходов на нефтегазовые приходится 41,9% поступлений.

В январе - мае 2017 г. в федеральный бюджет (за исключением безвозмездных поступлений и доходов, полученных за рубежом) поступило 19 видов доходов, не учтенных в прогнозе поступлений к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2017 г., на общую сумму 5,9 млрд руб.

Расходы федерального бюджета в январе – мае 2017 г. исполнены в сумме 6,4 трлн руб. или 38,7% показателя сводной росписи с изменениями (в аналогичном периоде 2016 г. – 6 трлн руб. или 37,2%). Наименьший уровень исполнения расходов бюджета отмечен по Росмолодежи – 5,9%, Минвостокразвития России – 6%, ФАДН России – 6,3%, Минтрансу России – 12,4%, Росавиации – 14%, Ростуризму – 14,4%, Росстандарту – 16%, Росавтодору – 17,9%, Минэкономразвития России – 18,6%, Минкавказу России – 19%, Росаккредитации – 19,2%.

По состоянию на 23 июня 2017 г. объем резервного фонда Правительства России увеличился на 152,6 млрд руб. и составил 175,5 млрд руб. По информации, имеющейся в Счетной палате, на указанную дату Правительством принято 67 решений о выделении из указанного резервного фонда бюджетных ассигнований в общей сумме 135,3 млрд руб., в т.ч. на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России, – 100,0 млрд руб.; на оказание финансовой помощи бюджетам регионов – 16,8 млрд руб. (из них на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций – 3,5 млрд руб.), а также на реализацию иных мероприятий – 18,5 млрд руб.

Кассовое исполнение межбюджетных трансфертов за январь - май 2017 г. составило 584,1 млрд руб. или 35,4% показателя сводной росписи. По сравнению с январем - маем 2016 г. объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам увеличился на 4,5 %. Исполнение межбюджетных трансфертов осуществлено 34 главными распорядителями из 38 (89,5%), по которым бюджетные ассигнования предусмотрены сводной росписью по состоянию на 1 июня 2017 г. Не осуществлялось перечисление межбюджетных трансфертов бюджетам регионов четырьмя главными распорядителями (Минкомсвязью России, МЧС России, Росархивом, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации) на общую сумму 1,8 млрд руб., что свидетельствует о низком качестве управления государственными финансами.

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм (открытая часть) исполнены в сумме на 2,9 трлн руб. или 35% показателя сводной росписи с изменениями (в аналогичном периоде 2016 г. – 2,8 трлн руб. или 34,5%). На низком уровне исполнены расходы по государственным программам: «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» – 5,8% показателя сводной росписи с изменениями, «Реализация государственной национальной политики» – 8,1%, «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» – 14,8%, «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года» – 15,4%, «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы» – 18,3%, «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» – 20,4 %, «Развитие транспортной системы» – 21,3%, «Развитие физической культуры и спорта» – 22%, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы – 24,2%.

Расходы на реализацию приоритетных проектов (программ), по направлениям, одобренным Советом при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, составили 27,4 млрд руб. или 14,5% показателя сводной росписи с изменениями (расчетно)[1].

По состоянию на 1 июня 2017 г. не осуществлялось исполнение расходов по 5 приоритетным проектам (программам): «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Комплексное развитие моногородов», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» на общую сумму 44,8 млрд руб.

Расходы федерального бюджета на реализацию ФАИП исполнены в общей сумме на 145,8 млрд руб. или лишь 19,4% объема доведенных лимитов бюджетных обязательств. 6 из 55 главных распорядителей средств федерального бюджета, которым были доведены ЛБО на реализацию ФАИП, не начали осуществление расходов на реализацию программы.

Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) исполнены в сумме 570,4 млрд руб. или 26,3% доведенных лимитов бюджетных обязательств. Количество контрактов, заключенных на федеральном уровне, снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 9,9%. При этом цена заключенных контрактов увеличилась по сравнению с аналогичным показателем в 2016 году на 22,7%, объем контрактов (по сумме), заключенных по итогам закупки у единственного поставщика, увеличился с 29,3% до 31,8% объема контрактов. Экономия по результатам закупок составила 4,1% (в аналогичном периоде 2016 г. – 10,4%).

Расходы на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии госкорпорациям и госкомпании составили 151,5 млрд руб. или 37,4% показателя сводной бюджетной росписи.

Дефицит федерального бюджета по итогам января – мая 2017 г. сложился в сумме 563,7 млрд руб. или 0,6% утвержденного объема ВВП (в аналогичном периоде 2016 г. дефицит был отмечен на уровне 1,8% утвержденного ВВП). Финансирование дефицита федерального бюджета в основном обеспечено за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.

Объем средств Резервного фонда в рублем эквиваленте сократился на 4,1% до 932,7 млрд руб. В свою очередь объем средств ФНБ в рублем эквиваленте сократился на 166,9 млрд руб. до 4,2 трлн руб. Изменения объемов Резервного фонда и ФНБ в основном связаны с отрицательной курсовой разницей, образовавшейся в результате переоценки средств. Согласно Кассовому плану на 1 июня 2017 г. использование средств Резервного фонда в 2017 году запланировано на декабрь, использование средств ФНБ в апреле 2017 г. соответствует фактическому объему средств, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц в объеме 5,5 млрд руб., что на 1,2 млрд руб. или на 18,1% меньше объема, предусмотренного в Кассовом плане на 1 января 2017 г., объем использования средств ФНБ в декабре не изменился.

С 8 февраля 2017 г. Федеральным казначейством осуществляются операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. На 1 июня 2017 г. приобретено иностранной валюты на 259,8 млрд руб. (2 031,6 млн долларов США, 1 900,7 млн евро и 361,0 млн фунтов стерлингов)

Государственный долг России увеличился на 1% и составил 11,2 трлн руб. или 12,9% утвержденного объема ВВП. При этом государственный внешний долг сократился на 5,2% до $48,6 млрд.




[1] Без учета бюджетных ассигнований, не классифицированных по целевым статьям, как средства на реализацию приоритетных проектов (программ).




Материалы по теме

Наверх