РУС ENG 

Государственный долг регионов за полгода уменьшился на 5%

2 Августа 2017 г.

Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, а также оперативную информацию о ходе исполнения бюджетов внебюджетных фондов и бюджетов регионов за январь-июнь 2017 г. Полная информация доступна по ссылке. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документах.

Федеральный бюджет

Объем ВВП в январе-июне 2017 г. составил в текущих рыночных ценах 42,4 трлн руб. или 48,8% прогнозируемого годового объема (86,8 трлн руб.).

Индекс промышленного производства в январе – июне 2017 г. по сравнению с январем – июнем 2016 г. составил 102% (в аналогичном периоде 2016 г. – 101,3%). Положительные темпы роста отмечены в добыче полезных ископаемых – 103,1% (в аналогичном периоде 2016 г. – 102,9%), в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха – 102,5% (99,7%) и в обрабатывающих производствах – 101,2% (100,7%). Снижение динамики производства отмечено в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 98% (97,5%).

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – июне 2017 г. составила $51,14 за баррель, что в 1,4 раза выше цены на российскую нефть в аналогичном периоде 2016 г. и на 27,9% выше среднегодовой прогнозной цены на нефть на 2017 год. Средняя цена на нефть за период 1-28 июля 2017 г. отмечена на уровне $47,62 за баррель.

Официальный курс доллара США к рублю в январе – июне 2017 г. составил 57,97 рублей за $1, что на 17,3% ниже уровня января - июня 2016 г. и на 14,1% ниже прогнозного годового значения.

Инфляция в июне значительно ускорилась и составила 0,6%, с начала года - 2,3% (в аналогичном периоде 2016 г. – 3,3%). По состоянию на 31 июля 2017 г. с начала года инфляция составила 2,6%.

Продовольственные товары по итогам июня с начала 2017 г. подорожали на 3,4% (за аналогичный период 2016 г. – на 3,2%). Наибольшее удорожание отмечено по маслу сливочному – на 7% (за аналогичный период 2016 г.– 3,6%), молоку и молочной продукции – на 3,2% (на 3,2%), хлебу и хлебобулочным изделиям – на 1,6% (на 3,5%), рыбе и морепродуктам – на 1,4% (на 6,5%). Снижение цен наблюдается по сахару-песку – на 6,2% (в аналогичном периоде 2016 г. – рост на 3,6%), яйцам куриным – на 19,6% (снижение на 20%), маслу подсолнечному – на 7,4% (рост на 4,2%), крупам и бобовым – на 7,1% (рост на 9,6%), мясу и птице – на 1,2% (снижение на 1,7%).

Непродовольственные товары по итогам июня с начала 2017 г. подорожали на 1,3% (за аналогичный период 2016 г. – на 3,8%). Наибольший рост цен отмечен на бензин автомобильный – на 4,5% (в аналогичном периоде 2016 г. – на 2,3%), табачные изделия – на 4,1% (на 8,9%), ткани – на 2,4% (на 4,7%). На ряд товаров цены снизились: телерадиотовары подешевели на 1,7% (в аналогичном периоде 2016 года рост на 0,2%), медикаменты – на 1,2% (рост на 1,6%), электротовары и другие бытовые приборы – на 1% (рост на 4,2%).

Тарифы и услуги по итогам июня с начала 2017 г. подорожали на 2% (в аналогичном периоде 2016 г. – на 2,7%). Наибольший рост цен зафиксирован по услугам пассажирского транспорта – на 8,7% (в аналогичном периоде 2016 г. – на 8,1%), санаторно-оздоровительным услугам – на 3,6% (на 10,4%), услугам дошкольного воспитания – на 3,4% (на 7,6%), услугам связи – на 3,3% (на 2,2%), медицинским услугам – на 2,6% (на 5,1%). Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 0,7% (в аналогичном периоде 2016 г. – также рост на 0,7%).

Доходы федерального бюджета в январе – июне 2017 г. исполнены на сумму 7,1 трлн руб. или 52,8% прогнозного годового показателя (в аналогичном периоде 2016 г. – 5,9 трлн руб. или 43,6%). В объеме доходов на нефтегазовые приходится 40,6% поступлений (в 2016 г. аналогичный показатель – 35,9%).

В результате принудительных мер взыскания в федеральный бюджет за январь - май 2017 г. поступило 377 млрд руб., что на 76 млрд руб. или на 25%, больше чем за аналогичный период 2016 г.

Расходы федерального бюджета в январе – июне 2017 г. исполнены в сумме 7,6 трлн руб. или 46,1% показателя сводной росписи с изменениями, что на 3,1% выше аналогичного показателя 2016 г. (7,4 трлн руб. или 45,4%).

Исполнение федерального бюджета в январе - июне 2017 г. происходило в рамках реализации поручения Правительства Российской Федерации о принятии исчерпывающих мер по обеспечению равномерного и эффективного использования средств федерального бюджета в 2017 г.

Однако в январе-июне 2017 г., как и в предыдущие годы, отмечается неравномерное исполнение расходов федерального бюджета в течение финансового года. Так, уровень исполнения расходов федерального бюджета в марте 2017 г. почти на 18,1% превысил уровень исполнения, сложившийся в январе, на 27,4% – в феврале 2017 г. и на 30,7% - в мае 2017 г., что обусловлено в основном сложившейся динамикой расходов по разделам «Национальная оборона» и «Национальная экономика».

По 60 главным распорядителям (63,2% общего количества) расходы исполнены в диапазоне от 8,1% до 45,6% показателя сводной росписи с изменениями.

Наименьший уровень исполнения расходов бюджета отмечен по Минвостокразвития России – 8,1%, ФАДН России – 10%, Росмолодежи – 15,6%, Минтрансу России – 19,3%, Ростуризму – 22,2%, Росавиации – 23,2%, Росаккредитации – 24,7%, Росавтодору – 25,9%, Федеральному казначейству – 26%, Минэнерго России – 27,3%, Росстандарту – 29,5%.

По ряду главных распорядителей по отдельным направлениям расходов отмечается низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований на 2017 г., при этом в прогнозе кассовых выплат по расходам федерального бюджета на 2017 г. по тем же направлениям расходов на январь – июнь 2017 г. предусмотрены значительно большие объемы бюджетных ассигнований, что свидетельствует о недостаточном уровне планирования расходов.

Анализ информации о принятых главными распорядителями мерах по обеспечению равномерного и эффективного расходования средств федерального бюджета, включенной в состав пояснительной записки к отчету об исполнении федерального бюджета за I квартал 2017 г., показал, что по отдельным главным распорядителям, несмотря на низкий уровень достижения плановых значений показателей, сведения о принимаемых ими мерах по обеспечению исполнения указанного поручения отсутствуют.

По состоянию на 1 июля 2017 г. Правительством Российской Федерации принято 71 решение о выделении из резервного фонда средств в общей сумме 143,1 млрд руб., в т.ч. на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России, – 107,5 млрд руб.; на оказание финансовой помощи бюджетам регионов – 16,8 млрд руб. (из них на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций – 3,5 млрд руб.), а также на реализацию иных мероприятий – 18,7 млрд руб. Выделено из резервного фонда 79,0 млрд руб.

По состоянию на 1 июля 2017 г. объем резервного фонда Правительства Российской Федерации составляет 96,5 млрд руб.

Кассовое исполнение межбюджетных трансфертов за январь - июнь 2017 г. составило 722,6 млрд руб. или 43,7% показателя сводной росписи. По сравнению с январем - июнем 2016 г. объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам увеличился на 4,4%.

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ (открытая часть) по состоянию на 1 июля 2017 г. исполнены в сумме 3,5 трлн руб. или 42,7% показателя сводной росписи с изменениями (в аналогичном периоде 2016 г. – 3,4 трлн руб. или 42,2%). На низком уровне исполнены расходы по следующим государственным программам: «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» – 7,8%, «Реализация государственной национальной политики» – 13,3%, «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года» – 20,8%, «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» – 22,2%, «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы» – 23,6%, «Развитие транспортной системы» – 28,9%, «Развитие физической культуры и спорта» – 29%.

Расходы на реализацию приоритетных проектов (программ), по направлениям, одобренным Советом при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, составили 54,7 млрд руб. или лишь 28,8% показателя сводной росписи с изменениями (расчетно).[1]

По состоянию на 1 июля 2017 г. по-прежнему не начато исполнение расходов по 2 приоритетным проектам: «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» на общую сумму 17,0 млрд руб.

Неисполнение расходов связано в основном с несвоевременным принятием нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию мероприятий приоритетных проектов (программ), что создает риски недостижения запланированных значений их показателей, а также риски неэффективного использования в 2017 г. бюджетных средств.

При этом установлены факты инициирования запросов на изменения паспортов и сводных планов приоритетных проектов в части корректировки результатов и состава участников проектов, а также перечня и сроков исполнения контрольных точек, обусловленные в ряде случаев их несвоевременным исполнением.

Расходы федерального бюджета на реализацию ФАИП в январе – июне 2017 г. исполнены в общей сумме на 206,3 млрд руб. или лишь 27,3% объема доведенных лимитов бюджетных обязательств (оперативная информация). 5 из 55 главных распорядителей средств федерального бюджета, которым были доведены ЛБО на реализацию ФАИП, не начали осуществление расходов на реализацию программы. Объем бюджетных ассигнований, по которым в ФАИП на 2017 г. установлены ограничения на финансирование и выполнение работ по объектам, в том числе в связи с отсутствием проектной документации, по состоянию на 1 июля 2017 г. составил 33,9 млрд руб. и сократился за 6 месяцев лишь на 35,1 млрд руб. или на 50,9%.

Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) за январь – июнь 2017 г. исполнены в сумме 776,1 млрд руб. или 35,6% доведенных лимитов бюджетных обязательств. Количество контрактов, заключенных на федеральном уровне, снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 7,6%. При этом цена заключенных контрактов увеличилась по сравнению с аналогичным показателем в 2016 г. на 23,5%. Объем контрактов (по сумме), заключенных по итогам закупки у единственного поставщика, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.: с 202,2 млрд руб. (27,2% объема контрактов) до 277,6 млрд руб. (30,3%). Экономия по результатам процедур закупок на федеральном уровне составила 4,2% (в аналогичном периоде 2016 г. – 9,6%).

Расходы федерального бюджета на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии госкорпорациям и госкомпании составили 208,8 млрд руб. или 51,5% показателя сводной бюджетной росписи. По состоянию на 1 июля 2017 г. кассовое исполнение расходов на осуществление взносов в уставные капиталы АО составило 58,7 млрд руб. или 57,1% показателя сводной росписи.

Дефицит федерального бюджета по итогам января – июня 2017 г. сложился в сумме 489,5 млрд руб. (0,6% первоначально утвержденного ВВП или 0,5% к объему ВВП с учетом изменений). Финансирование дефицита в основном обеспечено за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (размещение государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, составило 853,6 млрд руб., погашение – (-) 332,3 млрд руб.).

С 8 февраля 2017 г. Федеральным казначейством осуществляются операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. На 1 июля 2017 г. приобретено иностранной валюты на 296,3 млрд руб. (2 313,8 млн долларов США, 2 152,3 млн евро и 410,1 млн фунтов стерлингов). Таким образом, по состоянию на 1 июля 2017 г. исполнение запланированного показателя покупки иностранной валюты составило 47,5%.

Объем средств Резервного фонда в рублем эквиваленте в январе – июне 2017 г. увеличился на 1,6% до 987,3 млрд руб. В свою очередь объем средств ФНБ в рублем эквиваленте увеличился на 0,6% до 4,4 трлн руб.

Государственный долг России в январе – июне 2017 г. увеличился на 3,6% и составил 11,5 трлн руб. При этом доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга России сократилась в указанный период с 28% до 26,4%.

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. По оперативной информации Федерального казначейства доходы на 1 июля 2017 г. исполнены в объеме 5 048,8 млрд руб. или 50,5% предусмотренных объемов доходов. Расходы – 4 611,6 млрд руб. или 41,8%.

На 1 июля 2017 г. сложился профицит в объеме 437,2 млрд руб. (с суммарным профицитом в объеме 492,4 млрд руб. исполнены консолидированные бюджеты 47 регионов, с суммарным дефицитом в объеме 55,3 млрд руб. – бюджеты 38 регионов).

Поступления налога на прибыль организаций выросли по сравнению с соответствующим периодом 2016 г. на 12,4% и составили 1 396,5 млрд руб., НДФЛ – на 8,2% и составили 1 461,7 млрд руб., по группе налогов на имущество – на 11,9% и составили 533,5 млрд руб.

Государственный долг субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2017 г. составил 2 234,6 млрд руб. и уменьшился по сравнению с 1 января 2017 г. (2 353,2 млрд руб.) на 118,6 млрд руб. или на 5%.

Наибольший удельный вес в структуре долговых обязательств по состоянию на 1 июля 2017 г. составляют привлеченные бюджетные кредиты – 1 064,4 млрд руб., доля которых составляет 47,6% от общего объема государственного долга. На долговые обязательства по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, приходится 619 млрд руб. или 27,7%, а на долговые обязательства, выраженные в государственных ценных бумагах - 452,7 млрд руб. или 20,3%. На иные долговые обязательства, включая долг по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации, приходится 98,5 млрд руб. или 4,4%.

По сравнению с 1 января 2017 г. структура государственного долга субъектов Российской Федерации изменилась: долг по кредитам, полученным от кредитных организаций, сократился как в абсолютном, так и в относительном выражении на 189,5 млрд руб. и на 6,7 процентного пункта; долговые обязательства по бюджетным кредитам напротив увеличились на 73,9 млрд руб. и на 5,5 процентного пункта.

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга снизились по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 8,7% и составили 71,3 млрд руб. Значительное замедление темпа роста затрат на обслуживание государственного долга обусловлено его структурным изменением в пользу бюджетных кредитов.

ФОМС

По состоянию на 1 июля 2017 г. исполнение бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) составило: по доходам – 817,1 млрд руб. (47,9% прогнозируемого объема доходов бюджета Фонда на 2017 г.); по расходам – 825,98 млрд руб. (47,6% утвержденного общего объема расходов бюджета Фонда на 2017 г.). По результатам исполнения бюджета Фонда в январе-июне 2017 г. текущий дефицит бюджета ФОМС на 1 июля 2017 г. составил 8,9 млрд руб., при установленном Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 418-ФЗ дефиците в размере 29 млрд руб. Источником финансирования дефицита бюджета стали остатки на счете бюджета ФОМС, которые на начало года составляли 109,6 млрд руб., а на 1 июля 2017 г. - 100,7 млрд руб., т.е. снизились на 8,9 млрд руб. за счет покрытия текущих расходов бюджета ФОМС.

Основная часть доходной части бюджета Фонда в январе-июне 2017 г. была обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения – 59,5% и 38%.

Поступление страховых взносов на ОМС работающего населения составило 484,2 млрд руб. (46,5% расчетного показателя), что выше показателя поступления аналогичных взносов в первом полугодии 2016 г. (45,5% от расчетного показателя). Поступление страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФОМС, составило 5,1 млрд руб. (27,5% расчетного показателя), что ниже аналогичных поступлений за первое полугодие 2016 г. (31,3%).

Поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения составило 310,6 млрд руб. (50,2% расчетного показателя), что незначительно выше аналогичного показателя за первое полугодие 2016 г. (50%) за счет уплаты отдельными субъектами РФ задолженности за предыдущие периоды 2016 г.

Нарушения установленного срока перечисления страховых взносов на ОМС неработающего населения были допущены 7 регионами. По состоянию на 1 июля 2017 г. по двум регионам числилась задолженность по взносам на ОМС неработающего населения за июнь 2017 г.: по Республике Ингушетия - в сумме 174,3 млн руб., по Республике Хакасия - в сумме 301,89 млн руб., в связи с чем указанным регионам не были перечислены субвенции в сумме 314,3 млн руб. и 574,1 млн руб., соответственно. Это может привести к снижению финансирования медицинской помощи в данных республиках, задержкам зарплат и формированию кредиторской задолженности медицинских организаций.

Основные расходы Фонда в первом полугодии 2017 г. осуществлялись по разделу «Здравоохранение», в том числе были направлены на: субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях регионов – 767,7 млрд руб. (49,9% утвержденного объема); финансовое обеспечение оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, федеральными медицинскими организациями – 45,1 млрд руб. (49,7% утвержденного объема); софинансирование расходов регионов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС - 6 млрд руб. (100% утвержденного объема).

На 1 июля 2017 г., по данным Минздрава России, ВМП, не включенная в базовую программу ОМС, была оказана 175 тыс. пациентов, что составляет 53,5% от установленного планового значения 2017 г. (326,8 тыс. случаев, в том числе 273 тыс. случаев по федеральным медицинским организациям, подведомственным Минздраву России).

При этом следует отметить, что установленный на 2017 г. объем ВМП, не включенной в ОМС, был сокращен по сравнению с 2016 г. на 13,2 тыс. случаев, в том числе на 11 тыс. случаев по федеральным медорганизациям, подведомственным Минздраву России.

Нормированный страховой запас Фонда в размере 77,7 млрд руб., предусмотренный в том числе на повышение зарплаты медицинских работников, по состоянию на 1 июля 2017 г. не расходовался.

ПФР

Доходы бюджета ПФР за январь-июнь 2017 г. составили 4,1 трлн руб. или 49% прогнозируемого годового объема.

Поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 1 июля 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. выросли на на 132,4 млрд руб. (на 6,8 %) и составили 2 089,8 млрд руб.

Трансферт из федерального бюджета в бюджет ПФР за январь-июнь 2017 г. поступил в объеме 1,9 трлн руб. или 51,1% предусмотренного годового объема. Доля средств федерального бюджета в объеме доходов бюджета ПФР составила 47,2%, для сравнения: аналогичный показатель в 2016 г. – 45,8%.

Расходы бюджета ПФР в январе-июне 2017 г. составили 4,1 трлн руб. или 48,1% предусмотренного годового объема, что сопоставимо с уровнем расходов за аналогичный период 2016 г.

В январе 2017 г. ПФР предоставлена пенсионерам единовременная выплата в размере 5 тыс. руб., на которую израсходовано 219,5 млрд руб.

На предоставление материнского капитала из бюджета ПФР в январе-июне 2017 г. было направлено 143,2 млрд руб. или 43,3% предусмотренного годового объема. Так, с начала 2017 г. было выдано 352,5 тыс. сертификатов на получение материнского капитала, что на 23% меньше, чем было выдано за январь-июнь 2016 г. (433,55 тыс. сертификатов).

Дефицит бюджета ПФР в январе-июне 2017 г. составил 29,95 млрд руб. или 13,6% установленного на год показателя.

До настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика по определению стоимости пенсионного коэффициента, от которого зависят размеры страховых пенсий.

ФСС

Доходы бюджета ФСС за I-й квартал 2017 г. (наиболее актуальные данные на настоящий момент) составили 162,95 млрд руб. или 25,4% прогнозного годового объема. Наблюдаются положительные тенденции по поступлению доходов за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Трансферт из федерального бюджета в бюджет ФСС за январь-июнь 2017 г. составил 21,1 млрд руб. или 50% утвержденного годового показателя. Из бюджета ФОМС в бюджет ФСС поступило 6,4 млрд руб. или 35,5% годового объема.

Расходы бюджета ФСС за январь-июнь 2017 г. составили 111,1 млрд руб. или 16,3% утвержденного показателя на год.

На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации из бюджета ФСС в январе-июне 2017 г. направлено 6,8 млрд руб. или 29,9% годового показателя.

Бюджет ФСС в январе – июне 2017 г. исполнен с профицитом в размере 24,5 млрд руб.




[1] Без учета бюджетных ассигнований, не классифицированных по целевым статьям, как средства на реализацию приоритетных проектов (программ).




Материалы по теме

Наверх