РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 8

28 Августа 2017 г.

На сайте Счетной палаты опубликован Бюллетень №8 за 2017 г. В документе представлена информация о результатах проверок использования средств федерального бюджета, выделенных на: организацию и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике; реализацию госпрограммы «Доступная среда»; обеспечение биологического разнообразия и ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду. В Бюллетене также опубликованы отчеты по результатам анализа результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке моногородов, и анализа реализации ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы».

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: audit.gov.ru.

Счетная палата выявила риски недостижения целей Стратегии развития Антарктики

В отчете аудитора Счетной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2015-2016 годах и истекшем периоде 2017 года Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на организацию и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года».

В 2015-2016 гг. объем субсидий, предоставленных Росгидрометом ФГБУ «ААНИИ» на выполнение госзадания в целях решения задач по изучению Антарктики и развитию Арктики, включая организацию российских антарктических экспедиций, составил 3,1 млрд руб. В 2015 г. Учреждение использовало предоставленные субсидии на 96%, в 2016 г. – на 89,4% (с учетом остатков на начало соответствующего года).

Проверка показала, что из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны Росгидромета за деятельностью ФГБУ «ААНИИ», Учреждением в проверяемом периоде было допущено расходование субсидий на общую сумму 45,6 млн руб. на цели, не предусмотренные госзаданием.

В отчете также отмечается, что в настоящее время судовое обеспечение деятельности российских арктических и антарктических экспедиций осуществляется с использованием двух научно-экспедиционных судов (НЭС) - «Академик Федоров» и «Академик Трешников». При этом, учитывая, что в отсутствие капитального ремонта предельный срок эксплуатации в антарктических водах НЭС «Академик Федоров», построенного в 1987 г., может быть ограничен 2017 г., а технические характеристики НЭС «Академик Трешников» не позволяют решать задачи, выполняемые НЭС «Академик Федоров», существуют риски прекращения бесперебойной работы станций и полевых баз в Антарктике, удорожания проводимых исследований и, соответственно, недостижения целей Стратегии развития Антарктики.

Реализация госпрограммы «Доступная среда» пока не привела к существенному повышению доступности объектов и услуг для инвалидов

В отчете аудитора Счетной палаты Владимира Катренко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2011-2015 годах на реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (совместно с Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан)».

Проверка показала, что реализация госпрограммы «Доступная среда» пока не привела к существенному повышению доступности объектов и услуг для инвалидов. Так, более 40% респондентов, принявших участие в проведенном Счетной палатой опросе, отметили, что оснащение объектов социального и иного назначения специальными устройствами для доступа к ним инвалидов осуществляется с нарушением нормативов, еще 33% – что очень медленно и лишь ограниченным набором приспособлений.

В проверяемый период в целях реализации мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов федеральными органами исполнительной власти (Минтрудом России, Минспортом России и Минобрнауки России) с высшими органами исполнительной власти регионов было заключено 632 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на общую сумму 12,8 млрд руб.

В отчете приводятся многочисленные недостатки и нарушения, в том числе факты, свидетельствующие о неэффективном использовании бюджетных средств и имущества, закупленного за счет субсидии. Например, в 2014 г. Пермской государственной краевой библиотеке им. Горького была выделена субсидия в объеме 10,7 млн руб., в том числе на приобретение и установку подъемника для инвалидов и установку двух пассажирских лифтов для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информационным ресурсам. На момент проведения проверки подъемник в эксплуатацию введен не был и находился на складе библиотеки более двух лет.

В 2016 г. численность занятого населения моногородов сократилась на 288 тыс. человек или на 5%

В отчете аудиторов Счетной палаты Юрия Росляка, Сергея Агапцова и Андрея Перчяна представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке моногородов».

В отчете отмечается, что, несмотря на принимаемые Правительством меры, задача по комплексному развитию моногородов до сих пор не достигнута. Систематизированная, комплексная программа развития моногородов, которая позволила бы синхронизировать все виды их поддержки, так и не принята. Утвержденная в конце 2016 г. приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов» недостаточно проработана и требует корректировки.

В целом полученные в ходе анализа данные о социально-экономическом состоянии моногородов свидетельствуют об усилении негативных процессов. Так, в сравнении с 2015 г. снизились темп роста отгрузки продукции градообразующих предприятий (с 98,6% до 95,8%) и степень загрузки их производственных мощностей (с 64,8% до 60,1%). За счет естественной убыли и миграционного оттока численность населения моногородов сократилась на 50 тыс. человек, численность занятого населения – на 288 тыс. человек или почти на 5%.

Деятельность Фонда развития моногородов по софинансированию расходов регионов должного влияния на социально-экономическое развитие моногородов пока также не оказала. Из 18 соглашений, заключенным Фондом с регионами (на 1 января 2017 г.), только по 3 закончено строительство инфраструктурных объектов (г. Анжеро-Судженск, г. Юрга Кемеровской области и г. Набережные Челны Республики Татарстан). Финансирование ряда соглашений по различным причинам Фондом приостановлено. В трех из шести строящихся с участием Фонда индустриальных парков отсутствуют резиденты (инвесторы).

Работы по ликвидации свалки в г. Казани на сумму 29,5 млн руб. привели к увеличению ее площади

В отчете аудитора Счетной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования в 2015-2016 годах средств федерального бюджета и федерального имущества, предназначенных на обеспечение биологического разнообразия и ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности».

В отчете отмечается, что общий объем средств, направленных в проверяемый период объектам проверки на обеспечение биологического разнообразия и ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, составил 4,2 млрд руб., в том числе в 2015 г. – 2,4 млрд руб. (57,7%) и в 2016 г. – 1,8 млрд руб. (42,3%).

Согласно результатам проверки, общий объем средств, использованный объектами проверки с нарушениями действующего законодательства, составил 59,6 млн руб., в том числе с признаками нецелевого расходования использованы 21,2 млн руб., с признаками ущерба – 38,4 млн руб.

Так, признаки причинения ущерба государства были выявлены в ходе проверки ВНИИ «Экология» по факты оплаты работ (по госконтракту с ООО «РусРемСтрой») по ликвидации Самосыровской свалки в г. Казани на сумму 29,5 млн руб. Как было установлено в ходе проверки проектная документация не соответствует требованиям природоохранного законодательства, а проведенные работы по ликвидации свалки в результате привели к увеличению ее из-за вторичного размещения отходов.

18 объектов ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы» в установленные сроки не введены

В отчете аудитора Счетной палаты Татьяны Блиновой представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» (с учетом результатов ранее проведенных контрольных мероприятий).

В отчете отмечается, что общий объем средств федерального бюджета, предусмотренный на реализацию 325 мероприятий ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 гг.)», составил 57,67 млрд руб. Как показала проверка, предусмотренные средства были выделены в полном объеме, кассовые расходы составили 56,05 млрд руб. (97,2%). При этом цель Программы по приведению условий содержания подследственных в СИЗО и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством РФ не достигнута.

На 1 января 2017 г. в эксплуатацию введено 276 объектов, предусмотренных Программой, 18 объектов в эксплуатацию не введены. Объем незавершенного строительства сложился в сумме 30,78 млрд руб. Из 18 объектов, не введенных в эксплуатацию в период реализации Программы, в 2017 г. введено только 2, при этом 6 из 18 объектов имеют техническую готовность менее 70%, что создает существенные риски не ввода их в эксплуатацию и в 2017 г.

Проверка также показала, что средства федерального бюджета на общую сумму 15,05 млрд руб. использованы без достижения результата: объекты СИЗО в г. Белореченске Краснодарского края (2,37 млрд руб.) и СИЗО в г. Колпино, г. Санкт-Петербург (12,69 млрд руб.) не достроены и в эксплуатацию не введены. 


Материалы по теме

Наверх