РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №12

28 Декабря 2017 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №12 за 2017 г. В документе представлена информация о результатах проверок: эффективности деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» по управлению закрепленным за ним государственным имущественным комплексом; результативности и целевого использования бюджетных средств, направленных в 2015 - 2017 годах на создание и функционирование в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития; эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы РФ и средств внебюджетных источников при создании и функционировании туристско-рекреационных кластеров «Амур» (Амурская область), «Северная мозаика» (Республика Саха (Якутия), «Елец» (Липецкая область), «Тункинская долина» (Республика Бурятия); деятельности таможенных органов в части доначисления, довзыскания таможенных платежей.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по ссылке.

ФГУП «Нацрыбресурс» израсходовало средства на реконструкцию причалов с признаками причинения ущерба государству

В отчете аудитора Счетной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» в 2015-2016 годах и за истекший период 2017 года по управлению закрепленным за ним государственным имущественным комплексом, включая гидротехнические сооружения в терминалах морских портов, предназначенные для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, в целях обеспечения мер по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

В ходе проверки установлено, что на балансе предприятия находилось 188 портовых объектов, в том числе 129 ГТС. Из этих объектов 85 были переданы в долгосрочную аренду, 40 эксплуатируются  предприятием  самостоятельно, один передан на праве безвозмездного пользования, а три не возвращены предприятию в установленном порядке бывшими арендаторами. Таким образом, в аренду передано более половины имущества предприятия. Кроме того, ГТС передавались предприятию с обременением.

В отчете отмечается, что Нацрыбресурсом изменен перечень причалов, представленный Росрыболовством в Минэкономразвития России в обоснование инвестиционного проекта. В результате, вместо запланированных к реконструкции 4 причалов Петропавловск-Камчатского морского порта (расположенных в Петропавловской губе), проектирование выполнено по 3 причалам (расположенным в бухте Моховая). При проведении открытого конкурса на выполнение ПИР, Нацрыбресурс определило начальную максимальную цену контракта в размере 78,5 млн руб. посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании представленных по его запросу коммерческих предложений, несопоставимых с условиями фактической закупки.

Нацрыбресурс оплачены по государственному контракту работы, выполненные генпроектировщиком (ЗАО «РосГеоПроект») в сумме 68,5 млн рублей, что на 27,9 млн рублей выше стоимости проектно-изыскательских работ, подтвержденной ФАУ «Главгосэкспертиза России» по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта реконструкции. Данное нарушение имеет признаки причинения ущерба государству.

Механизм создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития требует совершенствования

В отчете аудитора Счетной палаты Юрия Росляка представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности, результативности и целевого использования бюджетных средств, направленных в 2015 - 2017 годах в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на создание и функционирование в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития».

Финансирование мероприятий по созданию территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) в Дальневосточном федеральном округе осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» с общим объемом финансирования из федерального бюджета в размере более 167 млрд руб. К 2025 г. планируется создание 21 ТОСЭР. Фактические расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию инфраструктуры ТОСЭР составили 5,2 млрд рублей.

По итогам проверки отмечены недостатки, связанные с планированием создания и организацией функционирования ТОСЭР. В частности, отсутствуют критерии отбора территорий для создания на них ТОСЭР. Не утверждены 15 из 18 перспективных планов развития ТОСЭР, отсутствует система оценки эффективности ТОСЭР, в том числе с учетом использования средств бюджетов всех уровней. Правительством Российской Федерации не утверждены программы развития инвестиционной и предпринимательской деятельности регионов, входящих в состав ДФО, разработка которых предусмотрена Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

В отчете отмечается, что из более чем 19 млн гектар земельных участков, расположенных в границах созданных ТОСЭР в аренду и собственность АО «Корпорация развития Дальнего Востока», осуществляющего функции управляющей компании ТОСЭР, передано только около 2 тыс. гектар или менее 1% общей площади ТОСЭР. Доля земельных участков, на которые разработана документация по планировке территорий, также составляет менее 1% общей площади ТОСЭР.

Несмотря на вложение порядка 7 млрд руб. в создание туристических кластеров в 4 регионах, достичь ожидаемых эффектов пока не удалось

В отчете аудитора Счетной палаты Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств внебюджетных источников при создании и функционировании туристско-рекреационных кластеров «Амур» (Амурская область), «Северная мозаика» (Республика Саха (Якутия), «Елец» (Липецкая область), «Тункинская долина» (Республика Бурятия)». Контрольное мероприятие проведено в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

В период 2012-2016 гг. и I полугодие 2017 г. общий объем субсидий из федерального бюджета, предоставленных проверенным регионам на создание туристических кластеров составил порядка 2 млрд рублей (кассовое исполнение составило почти 99%). Общий объем средств консолидированных бюджетов регионов, направленный на строительство кластеров, составил 535,5 млн руб., объем внебюджетных источников – 4,6 млрд руб.

Согласно результатам проверки из 135 запланированных проектов по созданию (реконструкции) объектов туристской инфраструктуры всех проверенных кластеров реализовано 70 (51,9%), 2 из них - с нарушением сроков. Из 25 реализуемых на данный момент проектов по 5 (20%) - нарушаются сроки реализации, установленные инвестиционными соглашениями. На 40 объектов туристской инфраструктуры с плановым объемом инвестиций в размере 9,3 млрд руб. инвестиционные соглашения не заключены в связи с отсутствием инвесторов. 

Оценка результативности и социально-экономической эффективности реализации мероприятий ФЦП показала, что на фоне положительной и опережающей динамики показателей «инвестиции в основной капитал средств размещения» и «количество работающих в коллективных средствах размещения» в целом по Российской Федерации, во всех четырех проверенных регионах сложилась отрицательная динамика указанных показателей. Несмотря на постепенную сдачу объектов и вложение около 7 млрд рублей из всех источников, ни в одном из проверенных регионов не достигнут экономический эффект, связанный с ростом инвестиций в основной капитал средств размещения, и социальный эффект, состоящий в решении социальных проблем за счет создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения.

В работе таможенных органов по довзысканию платежей выявлены недостатки в связи со значительными суммами возвратов по судебным решениям

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка деятельности таможенных органов в части доначисления, довзыскания таможенных платежей, а также возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм, в том числе в рамках ведомственного контроля и по судебным решениям, за 2016-2017 годы».

В отчете отмечается, что за 2016 г. таможенными органами было доначислено таможенных пошлин, налогов и пени на сумму 23,3 млрд руб. Значительная сумма доначислена по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. По результатам мероприятий, проведенных таможенными органами, за 2016 г. было довзыскано 17 млрд руб. За шесть месяцев 2017 г. таможенными органами было доначислено таможенных пошлин, налогов и пени на сумму 14,6 млрд руб., довзыскано 11,4 млрд рублей.

В 2016 г. таможенными органами принято 86,5 тыс. решений о возврате денежных средств на общую сумму более 100 млрд руб., а также 12 тыс. решений о зачете денежных средств на сумму – 12 млрд руб. Это составило 2,55% от общей суммы поступивших в федеральный бюджет доходов, администрируемых ФТС. В первом полугодии 2017 г. таможенными органами принято 49,3 тыс. решений о возврате денежных средств на сумму 40 млрд руб. (1,9% от общей суммы поступивших в федеральный бюджет доходов, администрируемых ФТС).

Проверка показала, что за 2016 год судами были рассмотрены 14 856 исков, предъявленных к таможенным органам, на сумму 16,8 млрд руб. При этом по 61% дел (9 052 дел) решения были приняты не в пользу таможенных органов на сумму 9,4 млрд руб. Негативная судебная практика сложилась по предметам споров, по возврату излишне уплаченных таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости (решения не в пользу таможенных органов приняты в 88,8% случаев). Наибольшее количество исков, рассмотренных судами, было предъявлено к таможенным органам ДВТУ (6 898 дел, что составляет 46,4% от общего количества дел, рассмотренных судами по всем искам, предъявленным к таможенным органам), при этом 83,7% не в пользу таможенных органов.


Материалы по теме

Наверх