РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №3

30 Марта 2018 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №3 за 2018 г. В документе представлена информация о результатах проверок:

-реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе реализации в 2017 году приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

- использования средств федерального бюджета, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и пользования государственным фондом недр;

-администрирования налоговыми органами имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, с целью формирования доходов консолидированных региональных бюджетов;

- целевого и результативного использования бюджетных инвестиций, осуществленных в рамках госпрограмм, в объекты государственной (муниципальной) собственности в Магаданской области.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по ссылке.

Счетная палата выявила проблемы в использовании средств на господдержку малого и среднего предпринимательства в регионах

В отчете аудитора Счетной палаты Андрея Перчяна представлены результаты совместной с контрольно-счетными палатами регионов проверки реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2016 годах и прошедшем периоде 2017 года, в том числе реализации в 2017 году приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в Правительстве Республики Татарстан (Республика Татарстан, г. Казань); правительстве Алтайского края (Алтайский край, г. Барнаул); правительстве Ставропольского края (Ставропольский край, г. Ставрополь); администрации Краснодарского края (Краснодарский край, г. Краснодар) (параллельно с Контрольно-счетной палатой Краснодарского края).

В отчете отмечается, что регионы не владеют полной информацией об оказываемой поддержке субъектам МСП из разных источников федерального уровня. Так, в регионах, охваченных контрольным мероприятием, на поддержку МСП из средств федерального бюджета в 2014 - 2016 гг. и в первой половине 2017 г. фактически было выделено и использовано 34,4 млрд руб., при этом в бюджетной отчетности проверенных регионов отражено 9,3 млрд руб. Бюджетная отчетность не содержит информации об объемах поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках госпрограмм.

Как следует из материалов проверки, полнота информации об объемах средств федерального бюджета, использованных на поддержку МСП, не обеспечивается. В этой связи на практике не обеспечивается принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный Бюджетным кодексом.

В отчете также отмечается, что проверенными регионами допускались случаи несоблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку МСП. Администрацией Краснодарского края в 2015 г. и Правительством Ставропольского края в 2014 г. не было обеспечено достижение установленных значений по отдельным показателям результативности предоставления субсидий.

Более 90% объемов работ по контрактам, заключенным Роснедрами с АО «Росгеология», исполняются дочерними и субподрядными организациями

В отчете аудиторов Счетной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева и Максима Рохмистрова представлены результаты совместной с контрольно-счетными органами регионов проверки использования в 2014-2016 годах и истекшем периоде 2017 года средств федерального бюджета, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и пользования государственным фондом недр.

В проверяемый период в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации единственным исполнителем осуществляемых Роснедрами закупок работ по выполнению мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы определено АО «Росгеология».

Как отмечается в отчете, по состоянию на 1 октября 2017 г. АО «Росгеология» исполнялось 162 государственных контракта, заключенных с Роснедрами, на общую сумму 53,2 млрд руб. При этом более 90% объемов работ (в стоимостном выражении) выполнялось по договорам с 30 дочерними и 22 привлеченными со стороны подрядными и субподрядными организациями.

Услуги генерального подрядчика в договорах с субподрядными организациями установлены в размере 10% от суммы основных расходов подрядной (субподрядной) организации, за счет соответствующего уменьшения норматива их косвенных затрат. По расчетам Счетной палаты, стоимость таких услуг по 50-ти договорам, которые выполнялись в период с 1 июля 2016 г. по 1 октября 2017 г., составила 693,8 млн руб.

Из 32 проверенных контрактов на момент проверки были завершены 24. По 11 из них Росгеологией были нарушены сроки представления проектной документации.

Кроме того, из-за недостаточной геологической изученности предоставленных Роснедрами участков недр 11 заключенных в 2015 г. контрактов на сумму 1,8 млрд руб. были прекращены досрочно по соглашению сторон с формулировками в связи нецелесообразностью продолжения работ на объекте, а также, невозможности получения прироста прогнозных ресурсов, предусмотренных техническими (геологическими) заданиями. Фактическая оплата по ним, без достижения результата, составила 710,5 млн руб.

В отчете аудитора Счетной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности управления государственным фондом недр в 2010-2016 годах и истекшем периоде 2017 года».

В документе, в частности, указывается, что Российская Федерация обладает всеми известными в мире полезными ископаемыми, по большинству из которых обеспеченность запасами превышает или равна среднемировой (природный газ, нефть, уголь, олово, плавиковый шпат, молибден). В структуре доходов федерального бюджета доходы от использования государственного фонда недр составляют более 20%, из них порядка 80% приходится на налог на добычу полезных ископаемых в виде нефти.

По итогам проведенного анализа отмечена правовая неурегулированность ряда вопросов недропользования, что не способствует принятию эффективных решений по управлению государственным фондом недр. Так, в нормативных правовых актах отсутствует понятие стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, а полномочия в части их создания не закреплены за соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В отраслевых стратегических документах отсутствуют данные о потребностях в полезных ископаемых, что создает условия неопределенности для планирования работ по геологическому изучению недр и добыче полезных ископаемых, в связи с чем планирование показателей и исполнение расходов федерального бюджета осуществляется недостаточно эффективно. Законом о недрах к полномочиям органов исполнительной власти регионов отнесены полномочия, реализация которых по факту не осуществляется.

Анализ состояния минерально-сырьевой базы свидетельствует о значительном снижении в 2010-2016 гг. извлекаемых запасов углеводородного сырья нераспределенного фонда недр, что обусловлено недостаточным уровнем среднемасштабной геологической изученности, отсутствием необходимого поискового задела, недостаточным объемом общегеологических и опережающих геолого-геофизических и геолого-съемочных работ. Так, при общем увеличении в 2010-2016 гг. количества извлекаемых запасов (распределенного и нераспределенного фонда недр) природного горючего газа (на 4,9%) и нефти и конденсата (на 6,9%), их количество в нераспределенном фонде недр уменьшилось на 59,5% и 86,2%, соответственно.

Счетная палата выявила дополнительные резервы налогообложения имущества

В отчете аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина представлены результаты совместной с контрольно-счетными палатами регионов проверки администрирования налоговыми органами имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических лиц), уплачиваемых физическими лицами за 2014 и 2015 годы, с целью формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, включая работу по сокращению дебиторской задолженности по имущественным налогам во Владимирской, Калужской и Тульской областях.

Как указано в документе, введение с 1 января 2017 г. в действие Федерального закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» а также другие действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, не устранили условия, негативно влияющие на пополнение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Так, отсутствие обязанности в установленный срок лицу, приобретающему в собственность объект недвижимости в результате купли-продажи, приватизации, дарения или наследования, либо вновь созданный объект недвижимости, обратиться в уполномоченные органы в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества негативно влияет на полноту баз данных, содержащих информацию об объектах недвижимости и их владельцах, формирование которых осуществляется Росреестром, сведения, о которых направляются в налоговые органы для исчисления имущественных налогов.

Отсутствие необходимости проводить государственный кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 31 января 1998 г., для государственной регистрации прав влечет невозможность определения кадастровой стоимости таких объектов. Как следствие - отсутствие возможности исчислить налог, исходя из его кадастровой стоимости.

Отсутствие нормативно закрепленных определений терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания» влечет злоупотребления при регистрации и постановке на учет объектов капитального строительства и способствует уклонению от уплаты налогов.

С 1 января 2015 г. по 1 октября 2017 г. государственный долг регионов ДФО вырос на 27,6%, составив 151,1 млрд руб.

В отчете аудитора Счетной палаты Юрия Росляка представлены результаты совместной с контрольно-счетной палатой Магаданской области проверки целевого и результативного использования в 2015-2016 годах и истекшем периоде 2017 года бюджетных инвестиций, осуществленных в рамках государственных программ Российской Федерации, в объекты государственной (муниципальной) собственности в Магаданской области.

Как отмечается в отчете, общий объем нарушений, выявленных в ходе проверки в Магаданской области, составил более 1 млрд руб., из которых 700 млн руб. – нарушения бюджетного законодательства, 309 млн руб. – нарушения при формировании областной адресной инвестиционной программы и почти 45 млн руб. – нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

В частности, при проверке на объекте строительства областного онкологического диспансера были выявлены факты оплаты невыполненных работ на сумму 16 млн руб. Надлежащий строительный контроль за выполнением работ на объекте обеспечен не был. При приостановлении работ на объекте в 2014-2015 гг. более чем на 6 месяцев заказчиком (Минстроем Магаданской области) не была обеспечена консервация указанного объекта капитального строительства.

При проверке на объекте строительства очистных сооружений биологической очистки сточных вод в г. Магадане установлено увеличение цены контракта в отсутствие определенных законодательством оснований, а также оплата не предусмотренных контрактом объемов работ на сумму 10 млн руб.

Наверх