РУС ENG 

Механизм сельхозстрахования с господдержкой маловостребованный и требует корректировки

17 Апреля 2018 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» Центральным банком Российской Федерации, страховыми организациями и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в 2017 году».

Объект проверки: Департамент сельского хозяйства Орловской области; Акционерное общество «Страховая группа АВАНГАРД-ГАРАНТ» (г. Москва).

Проверяемый период: 2017 г.

С докладами выступили аудиторы Счетной палаты Андрей Перчян и Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Начиная с 2017 г., государственная поддержка сельхозстрахования осуществляется в рамках единой субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Несмотря на оказываемую государством поддержку в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой наблюдается отрицательная динамика.

В 2017 г. на фоне общего снижения объемов финансирования государственной поддержки сельскохозяйственного страхования количество заключенных сельхозтоваропроизводителями договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой снизилось в 2,2 раза по сравнению с 2016 г. При этом страховая сумма снизилась в 1,8 раза, а сумма страховой премии - в 3,5 раза, страховые выплаты - в 1,9 раза. Таким образом, в 2017 г. продолжилась тенденция прошлых лет к сокращению объема и охвата сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Объемы сельхозстрахования снижаются, причем интерес к этому виду страхования падает как со стороны регионов, так и сельхозпроизводителей.

В то же время договоров сельхозстрахования без господдержки в 2017 г. было заключено в 102 раза больше, чем с господдержкой, несмотря на то, что при этом сельхозтоваропроизводители полностью оплачивают всю страховую премию самостоятельно. «Это показывает, насколько сегодня обременительны и неудобны для аграриев условия сельхозстрахования с господдержкой в его нынешних формах», – подчеркнул Андрей Перчян.

Проверкой выявлены случаи, когда тарифы сельхозстрахования с господдержкой, соответствующие предельным ставкам, утвержденным Минсельхозом России, в 9,6 раза превышали тарифы страхования тех же самых объектов без государственной поддержки. Такое значительное превышение субсидируемых тарифов над рыночным уровнем свидетельствует о недостатках тарифной политики в сфере сельхозстрахования и ведет к увеличению бюджетных расходов на оказание государственной поддержки.

В результате очистки рынка от финансово неустойчивых страховщиков к концу 2017 г. осталось всего 19 компаний, которые могут заниматься сельхозстрахованием с господдержкой. Из них 3 не вели эту работу. В 4 федеральных округах не зарегистрировано ни одной такой организации. «Это создает проблемы с доступностью страховых услуг в регионах, где высокий уровень рисков природных чрезвычайных ситуаций», - отметил аудитор.

На Банк России возложен контроль за Национальным союзом агростраховщиков (далее – НСА). В частности, он контролирует формирование и использование компенсационного фонда НСА, определяет порядок отчетности, согласует важнейшие документы, в том числе правила сельхозстрахования с господдержкой. В то же время он является органом страхового надзора и контролирует платежеспособность страховых организаций.

Фонд компенсационных выплат формировался НСА в целом в соответствии с установленными требованиями. По итогам 2017 г. сумма отчислений страховых организаций в фонд должна составить расчетно 111 млн руб., фактически на конец года поступило 61 млн руб., остальные должны поступить в I квартале 2018 г.

Сегодня в сельхозстраховании с господдержкой ответственность разделена. Банк России и НСА, Минсельхоз, Минфин и региональные органы АПК имеют свои обособленные сферы компетенции, но нет ответственного за конечный результат. «Низкая эффективность такого страхования во многом обусловлена недостаточной координацией между органами, которые здесь работают, и отсутствием стратегии развития», – сказал в заключение Андрей Перчян.

В ходе проверки выявлено, что в соответствии с постановлением Правительства РФ и приказом Минсельхоза в соглашении о предоставлении субсидий бюджету региона из федерального бюджета, заключенным между Минсельхозом и Правительством Орловской области, были определены на 2017 г. три приоритетных направления развития сельского хозяйства в регионе: развитие племенного животноводства, развитие элитного семеноводства, поддержка фермерских хозяйств.

Проверка показала, что на господдержку сельхозстрахования в Орловской области в 2017 г. было направлено 109,2 млн руб., из них 103,7 млн руб. из федерального бюджета и 5,5 млн руб. из регионального.

В 2017 г. за счет единой субсидии объемом в 481,4 млн руб. были профинансированы 9 направлений развития сельского хозяйства области. При этом, на три приоритетных направления из общего объема единой субсидии было направлено регионом только 20,8%.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что на поддержку сельхозстрахования, которая не входила в приоритетные направления, было использовано 103,7 млн руб. или 21,5%. Установлено, что регионом приоритезация использования единой субсидии произведена не была.

Проверка показала, что при распределении субсидии Департаментом сельского хозяйства области были применены коэффициенты значимости, которые нормативными правовыми актами не были утверждены.

«Так на приоритетное направление «Развитие элитного семеноводства» было направлено лишь около 0,05%, а на «Племенное животноводство» вместе с мерами по предупреждению африканской чумы свиней – 0,13% от общего объема субсидий», – подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

В результате такого распределения единой субсидии достигнутое значение целевого показателя по приоритетному направлению «Развитие племенного животноводства» составило только 73,3% от запланированного. Остальные показатели по приоритетным направлениям выполнены на 100%. Кроме того два показателя результативности исполнения мероприятий по сельхозстрахованию были перевыполнены. Так, размер застрахованных посевных площадей превысил плановые значения в 1,3 раза, а количество застрахованных сельхозживотных голов сложилось в 3 раза выше установленного показателя.

Выборочной проверкой договоров сельхозстрахования с господдержкой в области животноводства на соответствие требованию Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ, согласно которому государственная поддержка осуществляется по договорам сельхозстрахования при условии, что такой договор заключен в отношении сельскохозяйственных животных на все имеющееся у сельхозпроизводителя поголовье, установлено, что договоры сельхозстрахования 4-х сельхозтоваропроизводителей, связанные с риском утраты (гибели) сельхозживотных (КРС, свиньи), заключены не на все имеющееся у сельхозтоваропроизводителей поголовье.

Таким образом, руководителем Департамента сельского хозяйства Орловской области, в нарушение требований федерального закона и региональных правил предоставления субсидий, без наличия на то правовых оснований принято решение о предоставлении субсидий в сумме 22,4 млн руб.

«Помимо этого отмечаем достаточно высокую концентрацию государственной поддержки у одного сельхозтоваропроизводителя, что негативно влияет на конкуренцию в агропромышленном комплексе», – отметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Так из 17 получателей субсидии по договорам сельхозстрахования в области растениеводства, наибольший объем субсидий 70,8 млн руб., или 83,4% предоставлен ООО «Авангард-Агро-Орел» по договорам сельхозстрахования, заключенным с АО «Страховая группа «Авангард-Гарант». Аналогично в 2016 г. ООО «Авангард-Агро-Орел» предоставлено 92,8% общего объема субсидий.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты Временно исполняющему обязанности Губернатора Орловской области, обращение в Генеральную прокуратуру, информационное письмо в Центральный банк Российской Федерации, а также информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания.



Материалы по теме

Наверх