РУС ENG 

Вопросы использования собственности Союзного государства по-прежнему нормативно не урегулированы

30 Октября 2018 г.

Высшие органы финансового аудита России и Белоруссии провели очередное совместное заседание коллегий по вопросу исполнения бюджета Союзного государства за 2017 год. Заседание прошло в формате видеоконференции под председательством глав ВОА России и Белоруссии Алексея Кудрина и Леонида Анфимова.

«Мне очень приятно в очередной раз рассматривать совместные вопросы. Хочу напомнить, что у нас в следующем году 20-летие со дня подписания Договора о создании Союзного государства. И мы, конечно же, добились определенных результатов в нашем сотрудничестве, - заявил Алексей Кудрин. – Прежде всего, в разы возросло торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. Объем российских капиталовложений в Республику Беларусь превысил 4 млрд долларов. Но сегодня я хочу сказать, что это мало». По его словам, должен проявлять инвестиционную активность в Беларуси и российский частный бизнес.

По итогам проверки стороны отметили ряд положительных достижений в области нормативно-правового регулирования бюджетного процесса Союзного государства.

Так, по рекомендации высших органов аудита России и Белоруссии в апреле 2018 г. были утверждены: Порядок составления и утверждения смет расходов на функционирование Парламентского Собрания и Постоянного Комитета и смет доходов и расходов ТРО Союза; Положение о закупках органов и организаций Союзного государства; Порядок составления и представления бюджетной отчетности; Инструкция по ведению бюджетного учета.

Кроме того, утверждена, наконец, и новая редакция Порядка разработки и реализации программ Союзного государства. «На утверждение Порядка ушло почти 4 года, что не способствовало улучшению качества разработки и продуктивности реализации союзных программ. Но в целом можно констатировать, что наши рекомендации учтены. Закреплено требование о внедрении госзаказчиками результатов реализации программ и осуществлении мониторинга за их использованием в практической деятельности, установлен срок разработки и согласования проектов программ с целью сохранения их актуальности к началу реализации», - отметил в ходе выступления на заседании коллегий аудитор Счетной палаты РФ Александр Жданьков.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, не все проблемные вопросы урегулированы. Так, по-прежнему отсутствует порядок (методика) планирования неналоговых доходов союзного бюджета в разрезе источников их поступления, Порядок формирования и исполнения союзного бюджета хоть и утвержден в 15 году, но уже требует изменений.

В 2017 г. исполнение бюджета Союзного государства по доходам составило 6,8 млрд руб., на 1% превысив запланированный показатель. При этом расходы исполнены всего на 84,6% (4,1 млрд руб.), что является наихудшим показателем за период с 2014 года. Остатки средств союзного бюджета с начала 2017 г. выросли на 38% и составили 2,8 млрд руб. Основными причинами неисполнения бюджета, как и в предыдущие годы, является длительное согласование смет, несвоевременное проведение конкурсных процедур и позднее заключение контрактов.

До настоящего времени не приняты решения по реструктуризации или списанию задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на возмездной и возвратной основе в 1998-2002 гг. из средств бюджета Союзного государства. При этом просроченная задолженность по ним на 1 января 2018 г. составила 2,4 млрд руб., из которых на основной долг приходится только 546 млн руб. (21,8 %), а остальное – это проценты (677,1 млн руб.) и пени (1,2 млрд руб.). «Мы изначально рекомендовали обеспечить реструктуризацию или списание долга. Однако проект постановления Совмина о списании долга, подготовленный Постоянным Комитетом Союзного государства, уполномоченными министерствами государств-участников не согласован, меры по реструктуризации не приняты, да и взыскивать уже не с кого», - подчеркнул Александр Жданьков.

По-прежнему остро стоят вопросы собственности Союзного государства, созданной и приобретенной за счет средств союзного бюджета в рамках реализации программ и мероприятий. Необходимое нормативно-правовое регулирование в этой области так и не создано. В частности, отсутствует порядок оформления имущественных прав Союзного государства, не установлена ответственность сторон за учет, сохранность и распоряжение имуществом. Понятие Реестра имущества Союзного государства и порядок его ведения нормативно не определены. Не реализована задача создания специального органа управления собственностью Союзного государства. «В результате доходы от использования собственности Союзного государства в союзный бюджет не поступают», - констатировал Александр Жданьков.

По итогам обсуждения стороны утвердили совместное Заключение на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 г., которое будет направлено в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Постоянный Комитет Союзного государства. Кроме того, принято решение о направлении представлений Государственному секретарю Союзного государства и Председателю ТРО Союза, а также информационного письма о результатах контрольного мероприятия Председателю Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г.

В ходе заседания стороны также утвердили План совместных мероприятий на 2019 г.

Наверх