РУС ENG 

Светлана Орлова: совершенствование пенсионной системы еще далеко от завершения

20 Марта 2019 г.

Основные задачи совершенствования пенсионной системы еще не решены. На сегодняшний день не в полной мере обеспечены сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость этой системы, достойный размер пенсионных выплат. Такое мнение на Правительственном часе в Госдуме высказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова. «Доля трансферта из федерального бюджета на сбалансированность Пенсионного фонда, составившего в 2018 году 7,3% , в 2019 году выросла более чем в 1,5 раза — до 12,2%. При этом сэкономленные в результате последних пенсионных преобразований средства направляются на рост доходов пенсионеров. Пенсии в 2019 году увеличены выше уровня инфляции», - заявила она.

Однако определенный в качестве ориентира еще в 2013 году коэффициент замещения трудовой пенсии по старости по-прежнему не достигнут. Выплаты должны составлять 40% от утраченного заработка. «Это соответствует 102-й Конвенции Международной организации труда, ратифицированной нами в прошлом году. Достижение этого показателя требует большой работы, но, только проделав ее, мы сможем выполнить обязательства перед пенсионерами, не допустив их попадание в бедность», - пояснила Светлана Орлова.

Помимо несбалансированности пенсионной системы необходимо решить еще ряд проблем. В частности — завершить оценку эффективности льгот по уплате страховых взносов, преобразовать систему досрочных пенсий для граждан, которые работают в особых условиях. Остается открытым вопрос с накопительной частью пенсии. Данный инструмент должен был повысить уровень пенсий. Однако из-за моратория, который действует с 2014 года, вклад накопительный части оказался не настолько значимым, как ожидалось.

Отдельно аудитор остановилась на реализации государственных программ социального блока. По мнению Светланы Орловой, в полной мере они не обеспечивают выполнение целей майского Указа Президента. «В госпрограммах «Социальная поддержка граждан» и «Доступная среда» повышение уровня жизни и создание условий для роста благосостояния граждан обозначено в качестве целей. Однако конкретных показателей повышения уровня жизни в этих госпрограммах не предусмотрено. Госпрограмма «Содействие занятости» не содержит цели по повышению уровня жизни населения», - уточнила Светлана Орлова.

В результате ситуация с бедностью в стране практически не меняется. По данным Росстата с 2015 года доля населения с доходом ниже среднего держится на уровне в 13,3%. Риск бедности особенно высок для семей с детьми. Решить эту проблему призван федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» нацпроекта «Демография», который, однако, практически не дополнил существующий пакет мер*. «Недавно оглашенное послание Президента Владимира Владимировича Путина предусматривает много новых мер поддержки семей с детьми. Пока эти меры в федеральном проекте отсутствуют. Видимо, он нуждается в доработке», - пояснила Светлана Орлова.

По мнению аудитора, Правительству также нужно разработать дополнительные меры поддержки семей с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет. «Федеральный проект «Финансовая поддержка семей с детьми» должен стать пилотной площадкой для изменения всей системы детских пособий. Пока эта система остается весьма сложной. Зачастую люди просто не знают, какие пособия им положены», - заявила она, добавив, что Минтруду России необходимо создать на своем официальном сайте калькулятор, с помощью которого граждане могли бы оперативно получать информацию о положенных им льготах и их размере.

Справочная информация:

* Денежные выплаты в связи с рождением первого и третьего ребенка, выплачиваемые в рамках «демографических инициатив» Президента Российской Федерации В.В.Путина, предоставление материнского капитала, субсидирование ипотечных кредитов

 

 


Материалы по теме

Наверх