РУС ENG 

«Инерционная открытость»: эксперты Счетной палаты подготовили первый рейтинг, посвященный открытости госструктур

5 Июня 2019 г.

Только четыре российских министерства можно назвать полностью открытыми. К такому выводу пришли эксперты из АНО «Инфокультура» и Центра перспективных управленческих решений в докладе «Открытость государства в России», подготовленном для Счетной палаты. Результатом исследования стал первый в России рейтинг министерств и ведомств.

Эксперты разработали методологию, которая позволяет оценить уровень взаимодействия ведомств и граждан по трем показателям:

  • Открытость информацииэто широкий спектр правовых и коммуникационных инструментов, которыми должны располагать граждане для получения информации, находящейся в ведении государственных органов;

  • Открытые данные – механизм получения информации (данных) от государства в проактивном режиме. Это означает, что государство публикует данные независимо от наличия запросов, то есть в автономном и регулярном режиме;

  • Открытый диалог – категория, которая предполагает непосредственное участие граждан и бизнеса в принятии решений и возможность контролировать их качество исполнения. Это, например, публичные консультации, экспертиза законопроектов, партисипаторное, в том числе и инициативное, бюджетирование, общественные обсуждения, голосования по частным вопросам, механизмы онлайн-петиций и электронные приемные.

Авторы проанализировали работу 22 федеральных министерств и 50 федеральных служб.

Наименование

Рейтинг

Министерство внутренних дел Российской Федерации

AAA

Министерство культуры Российской Федерации

AAA

Министерство финансов Российской Федерации

AAA

Министерство энергетики Российской Федерации

AAA

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

AAB

Министерство здравоохранения Российской Федерации

AAB

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

AAB

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

AAB

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

AAB

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

AAC

Министерство юстиции Российской Федерации

AAC

Министерство транспорта Российской Федерации

ABB

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ABB

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

BAB

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

BAB

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

BBA

Министерство экономического развития Российской Федерации

BBA

Министерство иностранных дел Российской Федерации

BBB

Министерство спорта Российской Федерации

BBB

Министерство просвещения Российской Федерации

BCA

Министерство обороны Российской Федерации

BCB

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

CCC

 

Для примера, наиболее высокие результаты министерства демонстрируют в открытости информации и данных: по 13 министерств попали в первую категорию. По открытости диалога половина министерств (54%) оказалась во второй категории. Это прогнозируемое распределение: открытость информации и данных более полно регулируются законодательством, в то время как открытый диалог проще имитировать.

Эксперты провели аналогичное исследование и в отношении госкорпораций, однако составить их полноценный рейтинг сложнее. Большая часть законов, регулирующих доступ к информации, не распространяется на их деятельность.

По мнению авторов доклада, в России для повышения открытости государства создана необходимая нормативная база, однако практика ее применения остается на низком уровне. Сейчас эту сферу можно охарактеризовать, скорее, как «инерционную открытость», не подкрепленную ни реальными поручениями Председателя Правительства или Президента, ни четко сформулированным общественным запросом на большее взаимодействие.

В качестве решения эксперты предлагают создать единый орган, курирующий вопросы открытости и осуществляющий координацию ведомств в этой области. При этом, подчеркивают авторы, необходимо учесть опыт «Открытого правительства» — из-за структурных проблем, слабой институциализации и отсутствия серьезных полномочий оно не смогло достаточно эффективно выполнять свои функции.

С полным текстом доклада и подробным рейтингом открытости можно ознакомиться по ссылке. Исходные данные оценок федеральных министерств и служб по всем категориям представлены в виде электронной таблицы XLSX и доступны для скачивания.

Предполагается, что доклад об открытости государства будет ежегодным. Мы будем развивать рейтинг, совершенствуя методику и повышая его охват и точность. В дальнейшем следует сформировать не только общий рейтинг открытости органов государственной власти, но также и отраслевые, тематические рейтинги, которые позволяли бы оценивать открытость в отдельных сферах экономики и общественной жизни.


Материалы по теме

Наверх