РУС ENG 

За последние пять лет на Курилах не было запущено ни одного нового рыбозавода – результаты контрольного мероприятия

27 Февраля 2014 г.
Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования финансовых средств, направленных в 2007-2012 гг. на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 гг.». С сообщением выступил аудитор Юрий Росляк. 

Расходы на реализацию программы за 2007-2012 гг. составили 27,9 млрд. рублей, ресурсное обеспечение было осуществлено в полном объеме. При этом на протяжении всех лет реализации ФЦП из-за поздних сроков заключения соглашений о предоставлении субсидий средства федерального бюджета перечислялись в доход бюджета Сахалинской области лишь в IV квартале финансового года. В результате значительная часть средств в течение года не использовалась и переходила на следующий год, а направление средств на финансирование переходящих строек и объектов начиналось только в апреле-мае следующего года из-за длительного процесса подтверждения необходимости использования остатков. «Все это приводило к несвоевременным расчетам с подрядными организациями за выполненные объемы работ, а также к увеличению сроков строительства и его удорожанию», - заявил Юрий Росляк.

Он также обратил внимание на отсутствие взаимоувязки федеральной и региональной составляющих программы, в том числе в части инвестиционных проектов. «Правительством Сахалинской области, - сказал аудитор, - не была разработана и принята областная целевая программа, аналогичная федеральной, что привело к нарушениям при реализации ФЦП, а также затруднило оценку полученных результатов». 

На 1 октября 2013 г. было завершено только 21 из 38 мероприятий программы. В эксплуатацию сдано 32 объекта. При этом качество отдельных готовых объектов не соответствует требованиям проектной документации и другим нормативным документам. Так, например, с недоделками и отклонениями от проекта были введены в эксплуатацию дошкольные образовательные учреждения в пос. Южно-Курильск, остров Кунашир и в пос. Малокурильское, остров Шикотан. «При этом на целый ряд вновь построенных объектов не осуществлялась государственная регистрация прав собственности и прав хозяйственного ведения», - констатировал Юрий Росляк. 

Особую обеспокоенность аудитор выразил в отношении рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Он сообщил, что запланированные мероприятия в данной отрасли по существу были сорваны. «Не введен в эксплуатацию ни один новый объект по рыборазведению или переработке. Планируемое строительство 6 рыборазводных заводов за счет внебюджетных источников не состоялось. Бюджетное финансирование использовалось в основном на реконструкцию портовых пунктов, что важно, но недостаточно», - заявил Юрий Росляк. Он подчеркнул, что на Курильских островах имеется лишь 2 государственных и 8 частных рыборазводных завода, тогда как на соседних Японских островах функционируют 21 государственный, 12 муниципальных и 256 частных заводов, выпускающих на морской нагул ежегодно 2 млрд. штук молоди. 

По словам аудитора, увеличение ресурсной базы Курильских островов в среднесрочной перспективе возможно только при создании сети, в том числе государственных, рыборазводных заводов, а также условий для привлечения инвесторов к строительству таких заводов за счет внебюджетных источников. Однако удельный вес финансирования мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса и, в первую очередь, капитальных вложений в производство, в Программе был существенно сокращен по инициативе Росрыболовства. 

В ходе контрольного мероприятия также были выявлены проблемы с исполнением контрольных функций государственными заказчиками программы. Так, ни один из 9 государственных заказчиков (кроме Минэнерго, Минрегиона и Росавтодора) в период 2007-2013 гг. не проводил проверку использования средств федерального бюджета. Кроме того, Минрегион не осуществил передачу Минвостокразвития, как новому координатору, полного комплекта документов программы. 

«Общий объем выявленных недостатков и финансовых нарушений, допущенных при реализации программы, составил 215 млн. рублей, в том числе - 165,6 млн. рублей - неэффективное использование бюджетных средств», - констатировал Юрий Росляк. 

Резюмируя свое выступление, он отметил, что стратегические задачи программы, в том числе по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, не были решены. «Основная стратегическая цель программы - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов для обеспечения их бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с системами России и Азиатско-Тихоокеанского региона - не достигнута. Бюджеты муниципальных образований островов продолжают оставаться дотационными. Международные проекты практически не реализуются», - заключил аудитор.

Коллегия приняла решение направить представление губернатору Сахалинской области, информационные письма - заместителю председателя Правительства РФ - полномочному представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, а также в Минрегион и Минвостокразвития. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Дополнительную информацию смотрите в нашем видеосюжете:


Ключевые факты

  1. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» утверждена постановлением Правительства РФ от 9 августа 2006 г. № 478. 
  2. Основной целью является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами РФ и Азиатско-Тихоокеанского региона.
  3. Стратегическими задачами программы являются:
    • создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, постоянно проживающего на Курильских островах, повышение привлекательности этого региона как места жительства;
    • развитие рыбохозяйственного комплекса, а также транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов;
    • диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала;
    • создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата.
  4. Государственными заказчиками программы являются Минрегион, Минздрав, Минобрнауки, Минэнерго, Росавиация, Россвязь, Росрыболовство, Росавтодор и Госстрой. С февраля 2013 г. государственным заказчиком-координатором программы является Минвостокразвития. До 2013 года эти функции выполнялись Минрегионом.

Материалы по теме

Наверх