РУС ENG 

Особо провальные зоны, "Независимая газета"

5 Апреля 2016 г.

Бюджетные расходы на создание специальных налоговых режимов оказались бессмысленными

Счетная палата подвела вчера итоги десятилетней политики создания в стране особых экономических зон (ОЭЗ). В отличие от Китая три десятка особых зон в России фактически не повлияли на развитие экономики. И чтобы разглядеть вклад особых зон в российский ВВП нужно будет взять микроскоп.

Неудачи особых экономических зон как института развития экономики отмечались давно, но вчера Счетная палата вынесла приговор: за 10 лет ОЭЗ не стали действенным инструментом поддержки экономики. Особые экономические зоны начали создаваться в стране по указу президента Владимира Путина с июля 2005 года. На сегодня в РФ действует 33 особые зоны в 30 регионах страны. За это время из федерального бюджета на них было выделено 122 млрд руб., еще 64 млрд руб. потратили регионы. На инфраструктуру пошло 334 млрд руб., но вместо запланированных 758 объектов ввели в эксплуатацию только 526.

Объем выручки резидентов ОЭЗ составляет всего 0,2% от объема валового регионального продукта тех субъектов РФ, где они базируются. Аудиторов Счетной палаты особенно удивил тот факт, что во всех ОЭЗ было создано немногим больше 18 тыс. рабочих мест. После такой критики Счетной палаты остается неясной судьба 6 млрд руб. предусмотренных в федеральном бюджете на «развитие» ОЭЗ. На сегодняшний день помимо Минэкономразвития России управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ. Счетная палата проверила работу министерства и нескольких компаний в Ульяновске, Иркутске, Республике Алтай, Хабаровском крае. Проверка проводилась по поручению президента Владимира Путина, которого попросил об этом актив Народного фронта.

«Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», – говорит аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов.

Кроме ОЭЗ в стране существуют и другие инструменты ускоренного развития экономики. В России говорят об инновационных территориальных кластерах, об индустриальных технопарках, о технопарках высоких технологий, о территориях опережающего развития (ТОР). Есть в стране и особые экономические зоны регионального уровня.

Закон о ТОРах вступил в силу в марте 2015 года и поначалу ограничивал свое действие Дальневосточным федеральным округом. Сторонники ТОРов уверяют, что они кардинально отличаются от ОЭЗ. Однако общий принцип тот же – резидентам даются налоговые льготы, а государство берется за создание инфраструктуры.

Например, в Хабаровском крае создан ТОР «Хабаровск», в котором планируется образовать свободный порт. Но под точно такую же идею в этом крае создавалась ОЭЗ. Аудиторы Счетной палаты отмечают, что никаких расчетов относительно эффекта для экономики края от одновременного функционирования указанных механизмов развития и их взаимного влияния нет. ТОРы отличаются от особых экономических зон тем, что там обещаны более щедрые налоговые льготы. Для резидентов ТОРов в течение первых пяти лет установлены нулевые ставки по налогу на землю и имущество, ставка налога на прибыль не может превышать 5%, а возврат НДС происходит в ускоренном порядке. Также предусмотрена льготная ставка по налогу на добычу полезных ископаемых. Именно поэтому многие проекты ищут легальные формы «переименования».

Счетная палата предлагает срочно провести инвентаризацию особых налоговых режимов. Аудиторы советуют провести их оценку и ликвидировать неэффективные. «Если мы всю страну покроем льготным режимом, то в какой-то момент, кроме выпадающих доходов, мы не получим эффекта», – заявил на Гайдаровском форуме замминистра экономического развития Александр Цыбульский.

Автор статьи: Анатолий Комраков

Статья опубликована в «Независимой газете» 5 апреля 2016 года

Теги:
ОЭЗ, Агапцов
Наверх