РУС ENG 

Правительство проваливает антикризисный план, "Независимая газета"

3 Ноября 2016 г.

Министры больше озабочены выполнением майских указов, чем борьбой с экономическими проблемами

Президент Владимир Путин планировал вчера обсудить с правительством реализацию посланий Федеральному собранию. А накануне Счетная палата (СП) раскритиковала кабинет министров за низкие темпы выполнения антикризисного плана на 2016 год. Но, похоже, реализация этого плана превратилась в формальность, и он уже никому не нужен. За его невыполнение вряд ли правительство отправят в отставку. А вот срыва майских указов и конкретных поручений президента допускать нельзя.

Счетная палата раскритиковала вчера правительство за низкие темпы выполнения антикризисного плана на 2016 год. Из 122 пунктов плана выполненными оказались только чуть более половины (63 пункта). Пять пунктов признаны частично выполненными, не выполнено 19 пунктов, остальные 35 находятся в работе – по 23 из них формально срок выполнения еще не наступил. Хотя у большинства мероприятий плана дедлайн наступает в 2016 году.

Из тех направлений работы, которые правительство наметило себе для преодоления кризиса, но не выполнило, ведомство Татьяны Голиковой отметило медленную подготовку документов, регулирующих предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарства, компенсацию части затрат их производителям. Задерживается и финансовая поддержка лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также на компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных препаратов. К

1 октября Минздрав должен был получить на это 50,2 млрд руб., а перечислили ему только 37,4 млрд руб.

Медленно выделяются кредиты тем регионам, которые переживают разбалансировку бюджетов и увязли в долгах. К началу октября 66 регионов получили 282,7 млрд руб., но это только 83,6% предусмотренных средств.

Кроме того, контролеры обратили внимание, что не выполнен пункт, связанный с оптимизацией работы энергетических мощностей, и тормозится импортозамещение в сельском хозяйстве.

Есть и важные вопросы, по которым правительство может поставить галочку напротив выполненного пункта. Например, Минздраву выделили почти 2,3 млрд руб. для покупки лекарств от ВИЧ и гепатитов. По идее, эта мера должна расширить охват ВИЧ-инфицированных антивирусной терапией до 60%. Тема предельно актуальная, так как по темпам распространения эпидемии ВИЧ Россия уже обогнала даже Африку.

Справедливости ради надо сказать, что какие-то пункты правительство «закрыло» уже после 1 октября, на которое составлен отчет СП. 7 октября, например, тому же Минздраву направили 3,8 млрд руб. на улучшение лекарственного обеспечения граждан.

Однако по некоторым пунктам, как это очевидно уже сейчас, план на 2016 год не будет выполнен вовсе. Минсельхозу, например, еще в конце сентября вернули на доработку проект «дорожной карты» по импортозамещению, но 3 октября ведомство сообщило, что начало ее реализации планируется только с 2017 года.

Возможно, такое настроение задал сам премьер, когда 18 октября проводил совещание по реализации кризисного плана, который в правительстве называют просто планом действий, в лучшем случае – планом действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ. Дмитрий Медведев отметил тогда позитивные тенденции в экономике и поручил Минэкономразвития до 1 декабря представить план работы уже на следующий год.

Вероятно, в правительстве исходят из того, что кризис закончился, по крайней мере уже нет той паники, которая царила в начале 2016 года, когда нефть упала до 35 долл. за баррель.

Сегодня при бюджете, сверстанном исходя из 40 долл., реально она держится около 50 долл. за баррель. Экономика адаптировалась, легла в дрейф и будет пребывать в таком застойном положении ближайшие 18 лет, как следует из бюджетного плана Минфина.

Невыполнение антикризисного плана приведет только к имиджевым издержкам, поэтому правительство в первую очередь озабочено выполнением майских указов и личных поручений президента, считают опрошенные «НГ» эксперты.

«Повышение эффективности работы энергетиков, конечно, задача важная, но не первостепенная, невыполнение подобных пунктов антикризисного плана к заметным последствиям не приведет, – говорит управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова. – Часть предусмотренных мер оказались не нужны: в итоге правительство от них отказывается, часть – неэффективны. Катастрофических последствий невыполнения плана не будет. Этот документ уже многократно критиковали, хотя в нем, безусловно, есть необходимые меры, которые касаются прежде всего поддержки социально незащищенных групп граждан. В этом направлении необходимо усиливать работу».

«Причины пробуксовки антикризисного плана объясняются низким качеством управленческих кадров и неэффективностью используемых механизмов принятия решений. Проблемы создают явно избыточные контрольные процедуры и отсутствие полноценных каналов межведомственного взаимодействия. Наконец, реализацию плана затруднил растущий дисбаланс расходов и доходов бюджета, – поясняет управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Дмитрий Медведев пользуется полной поддержкой со стороны главы государства, и неудачи в реализации плана будут по большей части списаны на форс-мажорные условия экономического развития и наличие внешних угроз, благодаря чему председатель правительства и его подчиненные не понесут какой-либо ответственности за срыв сроков выполнения антикризисных программ».

Эксперты уверены, что меры поддержки были необходимы в прошлом, понадобятся они и в будущем. «Из успехов выполнения антикризисного плана можно выделить реформирование системы государственного надзора и докапитализацию Фонда развития промышленности, которая позволит профинансировать не менее 50 проектов, направленных на создание производств импортозамещающей продукции, – говорит Кириков. – Решение о разработке антикризисного плана на 2017 год уже анонсировал замминистра экономического развития Олег Фомичев. С учетом того, что реальные доходы населения за первые шесть месяцев 2016 года сократились на 5%, потребительский спрос – на 6%, а внутренний инвестиционный спрос – на 5%, высока вероятность использования антикризисных программ и в 2018 и 2019 годах».

В Минэкономразвития (МЭР) подтвердили, что в 2017 году работу по формату Плана действий будет продолжена. «Если в 2015 году реализация плана позволила предотвратить критическое ухудшение социально-экономической ситуации, сгладить эффект от временного резкого роста процентных ставок на наиболее уязвимые сектора российской экономики, поддержать начавшиеся процессы экспортноориентированного импортозамещения, а в части социальной политики – сосредоточить ресурсы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения, то в 2016 году приоритетным направлением работы правительства стала реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для выхода на траекторию устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе», - сообщили «НГ» в пресс-службе министерства.

В МЭР не согласны, что антикризисный план-2016 пробуксовывает. «Реализация мероприятий идет в плановом режиме, большинство нормативных правовых актов принято, при этом по ряду пунктов вопрос проработан, подготовлены соответствующие документы, но в силу того, что не предусмотрено финансирование и сейчас не определены объемы и источники, вопрос остается открытым», - пояснили в пресс-службе.

В заслугу правительству в 2016 году МЭР записывает такие уже реализованные пункты плана, как, например, недопущение роста безработицы и снижение напряженности на рынке труда, для чего субъектам РФ были предоставлены субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости. «В реализации дополнительных мероприятий принимают участие более 64 тыс. человек, в том числе опережающее профессиональное обучение и стажировку проходят более 7,8 тыс. человек; во временных работах заняты более 54 тыс. работников, находящихся под риском увольнения», - говорят в МЭР.

Субсидии на 169 млрд. руб из федерального бюджета и дополнительных источников финансирования оказали поддержку автопрому, легкой промышленности, сельхозмашиностроению и сельхозмашиностроению. Кроме того, МЭР отмечает совершенствование системы государственной поддержки малых и средних предприятий. В 2016 году годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП увеличен по прямым контрактам до 15%.

Автор статьи: Анатолий Комраков

Статья опубликована в «Независимой газете» 3 ноября 2016 года

Наверх